Введение
Исследование космоса, на сегодняшний день, это наиболее актуальная тема, так как с возможностью выхода человека за пределы атмосферы Земли появилась перспектива открытия и исследования новых космических объектов, поиск месторождений иных полезных ископаемых на абсолютно новых территориях. К сожалению, помимо новых объектов и возможностей, появляются новые проблемы и с точки зрения правового регулирования. Появляются новые вопросы, на которые законодатель должен дать ответ. Например: кому будут принадлежать объекты, найденные в космическом пространстве? Каков статус космических туристов? И так далее. Начало разработки международных соглашений в сфере начался с момента запуска 4 октября 1957 года первого искусственного спутника земли и именно Советский Союз стал инициатором сотрудничества в области космической деятельности государств, о чем свидетельствует Заявление Советского правительства от 15 марта 1958 г., вынесенное на обсуждение 13-й Сессии Ген. Ассамблеи ООН [10].
На данный момент, основная проблематика международно – правового регулирования касается таких сфер, как: безопасность использования космического пространства, космический туризм, регулирование добычи полезных ископаемых, приватизация космических объектов и так далее.
В данной статье речь пойдет о правовом статусе Геостационарной Орбиты (сокращенно ГСО), так как ее практическое значение важно не только для космической деятельности, но и непосредственно для деятельности всех людей на Земле, поскольку на ней размещаются искусственные спутники нашей планеты.
Правовой статус Геостационарной Орбиты.
По определению, космическим пространством называется такое пространство, которое располагается выше линии Кармана, то есть выше 100 метров над уровнем моря или 62 миль [4]. Сам контроль за исследованием и эксплуатацией космического пространства был определен Генеральной Ассамблеей ООН, которая создала «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 19 декабря 1966 года [1], поскольку после первого полета человека в космос следовало установить и закрепить равный доступ к исследованию космического пространства для все стран мира. Приведу пример некоторых статей данного нормативного акта:
«Статья II
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
Статья III
Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.»
Это был первый и важный шаг на пути к международному сотрудничеству в космической сфере и начало ряда вопросов, которые должно решить международно – правовое регулирование в космической сфере.
Одним из таких вопросов стала проблема определения статуса Геостационарной орбиты (далее: ГСО).
По определению она является круговой орбитой, расположенной над
экватором Земли (0° широты), находясь на которой, искусственный спутник обращается вокруг планеты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг оси [9].
Приведу несколько суждений почему, на мой взгляд, важно определить статус ГСО и закрепить его в международно – правовых актах. Во – первых, спутники на ГСО остаются в относительно постоянном положении относительно поверхности Земли. Во – вторых, на данной орбите возможно ,Интернет), что также должно охраняться и регулироваться нормативно – правовыми актами, так как возможен сбор личных данных людей по всему миру (IP – адреса и др.). В – третьих, лимитированное количество спутников на орбите (через чур близкое расстояние может привести к взаимным помехам связи и как итог системы могут выходить из строя, также в целях предотвращения споров и конфликтов по поводу размещения или аренды спутников на данной орбите).
Как сообщают нам интернет ресурсы [8],то за последние 6 лет количество спутников выросло в 2 (!) раза. То есть их количество значительно изменилось, если взглянуть на данные. В 21. 08. 2011 их численность составляла 965 штук, а 31. 03.2019 уже 2062.
Из того мы видим, что ГСО активно эксплуатируется и это одна из причин почему следует законодательно закрепить её статус.
Как ни странно, первой страной, которая выразила желание использовать часть ГСО была Колумбия в 1975 году. Её примеру последовал ряд других 7 стран (Эквадор, Кения, Конго и др.). После Боготской конференции права на эксплуатацию участков ГСО страны постарались закрепить в Декларации.
Приведу несколько положений из Декларации в переводе с английского [5]:
«1. Геостационарная орбита как природный ресурс. …Эта орбита расположена приблизительно на расстоянии 35 871 км. над экватором Земли. Экваториальные страны заявляют, что геостационарная синхронная орбита - это физический факт, связанный с реальностью нашей планеты, поскольку ее существование зависит исключительно от ее отношения к гравитационным явлениям, генерируемым Землей, и поэтому ее нельзя считать частью космического пространства. Следовательно, отрезки геостационарной синхронной орбиты являются частью территории, на которой экваториальные государства осуществляют свой национальный суверенитет. Геостационарная орбита является дефицитным природным ресурсом, значение и ценность которого быстро возрастают вместе с развитием космических технологий и растущей потребностью в связи; поэтому на встрече экваториальных стран в Боготе было решено провозглашать и защищать от имени своих народов существование своего суверенитета над этим природным ресурсом.»
Данную декларацию можно назвать первой попытка стран заявить о фактических правах на использование ГСО и определить ГСО как объект международных правоотошений, затрагивающих интернациональные интересы.
К сожалению, данное определение ГСО не является верной с научной точки зрения.
Большая часть ученых считают, что орбита все – таки часть космического пространства, на которую должны распространяться все принципы международного права.
Из - за этого появляется коллизия, так как нарушается принцип свободы исследования и использования космического пространства, по причине лимита на количество спутников.
Данный вопрос послужил пересмотром в 1992 взглядов по вопросу ГСО. Поэтому Международный союз электросвязи изменил некоторые моменты устава: «…радиочастоты и орбита геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно и экономно, в соответствии с положениями Регламента радиосвязи, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и к этим частотам разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран» [4].
В настоящий момент, страны используют для своих целей мини – спутники (которые могут создавать скопления и также нарушать функционирование друг друга), то сейчас переизбыток спутников не грозит. Но нормативное регулирование и закрепление статуса необходимо, чтобы избежать в будущем проблем и межгосударственных конфликтов при использовании ГСО.
Подводя итог, приведу некоторые идеи, которые, по моему мнению, будут наиболее эффективными. Так, решение проблемы, на мой взгляд, состоит в распределении количественного доступа спутников от каждой страны, также их возможно арендовать странам друг у друга.
Закрепление статуса ГСО в международно – правовой системе как объекта космического пространства со всеми ей присущими признаками. Также разработка программ для помощи в международном развитии космического потенциала в научных проектах освоения ГСО ( плюс льготы в МСЭ).
Исследование космического пространства, появление различных направлений туризма и так далее находится в процессе развития. Кто знает, что ждет человечество через 50, 100, а то и 200 лет. С развитием науки, новых форм взаимодействия людей с космическим пространством будут появляться и новые международно – правовые акты, обеспечивающие эффективное регулирование космоса. Надеемся, что при их разработке удастся избежать конфликтов, коллизий и столкновений интересов, ведь только при совместной поддержке стран возможно развитие не только в космической сфере, но и в любой другой.