Занятие в двух частях рассчитано на детей от полутора до трех лет. Продолжительность — 30-40 минут. Задачи сменяются каждые 3-5 минут. Занятие предназначено для развития умственных, творческих и физических способностей ребенка. Его можно проводить дома, не требует специальных приспособлений.
Если отсутствует цветной принтер, заготовки можно схематично изобразить самим.
1. Начало занятия. Танцуем вместе с ребенком.
Берем малыша за руки, встаем в центр комнаты и начинаем водить хоровод под песню Е. Железновой "Вместе с нами", выполняя озвученные движения вместе с ребенком.
2. Окружающий мир. Ягоды.
Находим дома любую книгу с изображением ягод (или же можно распечатать одну из картинок, к примеру). Еще раз показываем ребенку, называем те ягоды, что видим. Обсуждаем каждую ягоду, пытаемся запомнить их названия. Вспоминаем, как они растут: вишня, черешня, рябина – на деревьях, смородина, малина – на больших кустах, земляника и клубника – на маленьких кустиках, виноград – на лозе. Объяснить, что такое лоза. За садовыми ягодами ухаживают люди, а лесные растут сами. Кроме полезных в лесу растут и ядовитые ягоды, поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми. Все ягоды маленькие, только одна очень большая – арбуз.
3. Запоминаем ягоды.
Спросить малыша: найди на картинке вишню. Кого бы ты угостил ей? (котика, маму, куклу). А земляника где? Кому бы ты дал ее попробовать? И т.д.
4. Логика. Закрепление понятия.
Разложить перед ребенком предметы. Игрушки, одежду, овощи, фрукты, ягоды. Попросить малыша положить в корзину только ягоды.
5. Лепим чернику.
Делаем несколько шариков синего цвета, к шарикам прикрепляем маленькие черные кружочки. Катаем зеленую колбаску, делаем стебельки. Лепим зеленые листочки.
6. Садовые и лесные ягоды. Образовываем прилагательные.
Что можно приготовить из лесных ягод? Малыш высказывает свои предположения (варенье, компот, джем, заморозить в холодильнике). Мы сварим варенье из ягод. Спросить: какое варенье получится из малины? – Малиновое варенье.
Из клюквы – клюквенное варенье,
из земляники – земляничное варенье,
из ежевики – ежевичное варенье,
из черники – черничное варенье,
из брусники – брусничное варенье,
из клюквы – клюквенное варенье,
из рябины – рябиновое варенье.
7. Пальчиковая игра.
Раз, 2, 3, 4, 5, Пальчики обеих рук «здороваются,
В лес идем мы погулять. Пальцы идут по столу.
В лес идем мы погулять. Пальцы идут по столу.
За черникой, За малиной, Загибаем пальчики.
За брусникой, За калиной.
Землянику мы найдем и медведю отнесем. Раскрываем ладошку
Теперь малышу надо размяться! Лучше, чтобы для этого была другая комната, не та, в которой проходила творческая часть занятия (к примеру, зал, если до этого вы были в детской).
8. Спортивная дорожка.
Создать из подручных материалов спортивную дорожку (стулья в качестве туннелей, подушки-кочки, веревка в виде змейки, бутылки или палочки как препятствия). Малыш проползает на четвереньках в туннеле, идет за ручку по кочкам (если есть массажные, еще лучше), шагает по веревке-дорожке, перешагивает или перепрыгивает через положенные палочки.
9. Подвижная игра.
Движения выполняются в соответствии с текстом.
Ручка правая проснулась,
Встрепенулась,
Потянулась,
Ушко правое потёрла
И легла на правый бок.
Ручка левая проснулась.
Встрепенулась.
Потянулась,
Ушко левое потёрла
И легла на левый бок.
Ножкой правой:
Топ, топ, топ.
Ножкой левой:
Топ, топ, топ.
И двумя руками: хлоп!
Возвращаемся в "рабочую" комнату.
Продолжение во 2 части.
Больше тематических занятий, связанных с природой, смотрите здесь: