Когда-нибудь я напишу текст для фанатов мема о голубых занавесках. Для тех, кто отрицает контекстуальную интерпретацию, работу с символами и архетипами, психологизм и прочее. Но сегодня я опять буду говорить с теми, кто сознательно смотрит в глубину текста.
Тютчева легко мешают с Фетом в школьной программе, а впоследствии так же легко с ним путают. Однако есть между ними одно важнейшее отличие, которое для меня ставит Тютчева в выигрышное положение.
Фет пропагандировал «чистое искусство» и находил в природе только эстетический предмет восхищения. Тютчев же исповедовал пантеизм.
Высшая сила для пантеистов находится в самой природе, общается с человеком через неё. Поэтому, наблюдая за природными явлениями, Тютчев старался находить в них аналогию с человеческим поведением. За это Фёдор Иваныч и вошёл в историю как «поэт-философ», хотя и философствовал в русской литературе, конечно, не он один.
Возьмём стихотворение «Декабрьское утро».
Всё просто. Поздний зимний рассвет, градиентом захватывающий мир вокруг. Но давайте обратим внимание на детали.
Очевидно, что день и ночь наделены человеческими качествами. Тютчев оживляет текст при помощи олицетворения. При этом он создаёт яркие образы со своим характером. Ночь у нас «царит», торжествует («небо.../ Ночным сияет торжеством») - уверенно владеет ситуацией. День поначалу «встрепенулся», появлялся «лениво и несмело», но, в конце концов, охватит собой мир.
Символика заката, ночи - старость, смерть. Символика утра и дня - молодость, новое начало. Так мы можем представить себе, что некто пожилой чувствует себя хозяином ситуации и «царит себе, не сознавая», что некто молодой постепенно встаёт на ноги. Первый испарится тогда, когда второй «охватит мир».
Так, помимо очевидного, пейзажного, фона, мы находим в стихотворении философский корень. Оно - о смене поколений. О том, как старшее поколение само не замечает, как постепенно сменяется новым. И что это, в целом, не так уж и плохо и закономерно так же, как смена дня и ночи.
Конечно, возможна ещё одна интерпретация, но она по праву может показаться читателю более притянутой. Речь может идти о смене власти - о том, что тот, кто несёт собой вечный сон, всё-таки сменяется чем-то новым, свежим, светлым.
Похожий переход от описания природы к размышлениям о смене поколений встречается не только у Тютчева. Подобное можно найти у Пушкина - в стихотворениях «Туча» и «Вновь я посетил...». Однако, если для Пушкина это выступает только одним из мотивов, Фёдор Иванович сделал это главным принципом своего творчества.
Екатерина Овчинникова, 18.04.2020
Читайте также:
Ужас в деталях и символах. Рассказ Чехова «Спать хочется»
3 неожиданные гипотезы Дмитрия Быкова о литературе
Как читать «Доктора Живаго»