Найти тему
Центр Ремесел

Как стали игрушкой пасхальные предметы у славян? Игрушки и культ у северных народов.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873- 1954) "Канун Пасхи в старину". До 1917 г
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873- 1954) "Канун Пасхи в старину". До 1917 г

Русскую крестьянскую игрушку делали взрослые для забавы детей. В близком родстве с игрушкой стоит сказка, а сказка складывается для того, чтобы порадовать разум, как орнамент радует глаз... Игрушки делали сами или покупали.

Богородская игрушка. Источник: https://clck.ru/N3Skp
Богородская игрушка. Источник: https://clck.ru/N3Skp

Не все игрушки делали для забавы, некоторые раньше были частью ритуальных культов.

Хранители Севера. Авторы Юрий и Евгения Безобразовы. Источник https://clck.ru/N3Kpb
Хранители Севера. Авторы Юрий и Евгения Безобразовы. Источник https://clck.ru/N3Kpb

Панка. Wooden Artefact https://woodenartefact.com/  Источник: https://clck.ru/N3LV3
Панка. Wooden Artefact https://woodenartefact.com/ Источник: https://clck.ru/N3LV3

В этнографических источниках встречаем смешение понятий, благодаря которому игрушками называют предметы религиозного культа. Известно, например, что у народов, имеющих культ медведя, у остяков и вогулов, было допустимо, чтобы дети могли употреблять для игры предметы культа [В. Харузина. Игрушки у малокультурных народов /Сборн. „Игрушка, ее история и значение/ М., 1912].

Иллюстрация "Медвежья морда". Источник https://clck.ru/N3L2Q
Иллюстрация "Медвежья морда". Источник https://clck.ru/N3L2Q

Так, например, со слов Гондатти рассказывает Д.Н. Анучин: „У маньсов (вогулов) в особых сундучках и теперь еще хранятся резные изображения, деревянные, костяные или металлические, изготовляемые или самими инородцами, или приобретаемые ими у русских и зырян, особенно на Ирбитской ярмарке, при чем иногда для этой цели служат простые детские игрушки; иногда же изображения делаются на заказ русскими торговцами, именно таких животных, в которых боги могут будто бы превращаться" [Д. Н. Анучин. К истории искусства и верований у Приуральской чуди/ Материалы по археологии восточных губерний". Т. V. М., 1899].

У северных народов России до настоящего времени игрушка в игровой форме знакомит с ритуалами и религиозными праздниками.

Деревянные игрушки Русского Севера. Авторы Юрий и Евгения Безобразовы. Источник https://clck.ru/N3LaQ
Деревянные игрушки Русского Севера. Авторы Юрий и Евгения Безобразовы. Источник https://clck.ru/N3LaQ

А как стали игрушкой пасхальные предметы у славян?

Окрашенные яйца разных птиц с незапамятных времен вошли в обиход православного культа.

Дмитрий Холин "Катание яиц". 2005 г.
Дмитрий Холин "Катание яиц". 2005 г.

Большинство базаров, ярмарок в столице и провинции были приурочены к общецерковным или местным монастырским празднествам, и обычай дарения игрушек к празднику был очень распространен.

Игрушечные промыслы были сосредоточены в центральной части России в окрестностях монастырей, например, Сергиевский промысел, а часто и в самых монастырских стенах. Игрушки продавались в монастырских лавочках и привозились с мест богомолья.

Барыня и офицер, XVIII в. Сергиевская маховая резьба. Источник: https://clck.ru/N3T7Q
Барыня и офицер, XVIII в. Сергиевская маховая резьба. Источник: https://clck.ru/N3T7Q

Постепенно отношение к яйцу стало меняться: от простой окраски к сложной, изощренной и богатой росписи, и, наконец, к замене птичьих яиц яйцами деревянными, каменными, фарфоровыми, хрустальными и пр.

Расписное деревянное яйцо. А.Устюгова источник https://clck.ru/N3MFE
Расписное деревянное яйцо. А.Устюгова источник https://clck.ru/N3MFE

Так пасхальное яйцо превратилось в предмет украшения.

И. Забелин в книге «Быт русских царей» (М., 1918) рассказывая о пасхальном приеме царя Алексея Михайловича, пишет:

«Яйца государь раздавал гусиные, куриные и деревянные точеные, по три, по два и одному, смотря по знатности лиц. Они были расписаны по золоту яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди».

Источник https://clck.ru/N3PL5
Источник https://clck.ru/N3PL5

Изготовлением таких яиц занимались токари, иконописцы и травщики Оружейной палаты и нередко монахи Троице-Сергиева монастыря.

Уже тогда было распространено украшение пасхальных яиц. Например, по распоряжению царя работали над этим при дворе токари и художники, а также посылали деревянные яйца, листовое сусальное золото, краски и прочее в Троице-Сергиев монастырь с приказом „расписать те яйца по золоту и прислать в Москву ко двору".

Забота о красоте пасхальных яиц не оставляла русских царей до 1917 г. Ежегодно к пасхе б. Императорский фарфоровый завод специально выпускал красивые большие яйца, которые царь и царица дарили своим приближенным.

Пасхальное яйцо «Красное с золотом», фарфор, роспись, конец XIX века. Источник: https://clck.ru/N3TG3
Пасхальное яйцо «Красное с золотом», фарфор, роспись, конец XIX века. Источник: https://clck.ru/N3TG3

Пасхальные яйца постепенно приобретали все более декоративный характер.

Если изначально на яйцах изображали пасхальные сцены и культовые эмблемы, то со временем и эта связь была утеряна, так как на яйцах стали писать букеты цветов, красивые пейзажи, царские вензеля и короны.

Красивые фарфоровые яйца стали подвешивать к иконам, к потолку в переднем углу, ставить в горки с фарфором. За двором и знатью потянулись купечество и обыватели.

Некоторые частные фарфоровые заводы стали изготовлять пасхальные яйца, подражая Императорскому заводу.

В скором времени пасхальное яйцо почти совсем утеряло в городах культовое значение: стало украшением комода или этажерки. Уже специально стали выпускать пасхальные безделушки, на которых яйцо фигурировало в совершенно нелепых комбинациях с зайцами, ящерицами, гномами и пр.

Если для взрослых пасхальное яйцо превратилось в некий подарок или даже драгоценность, при этом ещё сохраняя обрядовое значение, то, для детей, оно стало игрушкой.

Дети, катающие пасхальные яйца,  Н.А. Кошелев
Дети, катающие пасхальные яйца, Н.А. Кошелев

Яркое по окраске яйцо привлекло внимание детей и стало использоваться как игровой материал.

Постепенно создался ряд игр в пасхальные яйца. Наиболее известные - это „биток" и катанье яиц. Катанье яиц было распространено повсюду еще более, чем игра в „биток".

Антикварное пасхальное яйцо. Дерево. 19 век. Русский стиль, Предметы интерьера винтажные, Щелково. Источник: https://clck.ru/N3QA6
Антикварное пасхальное яйцо. Дерево. 19 век. Русский стиль, Предметы интерьера винтажные, Щелково. Источник: https://clck.ru/N3QA6

Видя спрос, игрушечник-кустарь стал делать деревянные яйца различных видов. Были яйца, которые вкладывались друг в друга, как матрешка.

Для катанья делали целые наборы разноцветных яиц, добавляя к ним еще деревянную горку - желобок.

"Христово Воскресенье, всем на веселье!" Дореволюционанная пасхальная открытка по акварели Елизаветы Бём (1843-1914)
"Христово Воскресенье, всем на веселье!" Дореволюционанная пасхальная открытка по акварели Елизаветы Бём (1843-1914)

Семеновские токари делали яйца, покрывая их „хохломской" росписью: яйца украшали сводными картинками, выжиганием, латунью и пр.

Большую изобретательность в этом проявляли фабрики и кондитерские.

Так и рисунки, украшающие пасхальные яйца - игрушки и яйца - сувениры, постепенно все дальше и дальше уходили от религиозных сюжетов.

 Текст составлен:

О.Д. Бубновене - искусствовед, заслуженный деятель культуры Югры, член Союза художников РФ, член Союза дизайнеров РФ, член Международной Ассоциации искусствоведов, Президент Ассоциации народного искусства и дизайна, Ханты-Мансийск.

К.Е. Илауски - искусствовед, член Ассоциации народного искусства и дизайна, Ханты-Мансийск.

Литература:

Д. Анучин. К истории искусства и верований у Приуральской чуди/ Материалы по археологии восточных губерний". Т. V. М., 1899.

И. Забелин. Быт русских царей. М., 1918.

П. Иванов. Игры крестьянских детей в Купянском уезде. Харьков, 1899.

В.Харузина. Игрушки у малокультурных народов /Сборн. «Игрушка, ее история и значение»М., 1912.