Род орангутангов является самым близким к человеку родом по схожести ДНК. И включает в себя три вида: калимантанский орангутан, суматранский орангутан и Pongo tapanuliensis.
Раньше они имели обширный ареал обитания вплоть до Индии, Китая и Вьетнама, но, со временем, их месторождения сузилось и сейчас подходящие условия для их существования находятся только на островах Суматра и Борнео. Кроме того и на этих островах орангутаны сталкиваются со сложностями, ведущими к их вымиранию. Все три вида находятся на грани полного исчезновения, и все из-за деятельности человека.
Главным фактором, служащим к угрозе жизни, является потеря их естественной среды обитания. За последние 30 лет на Борнео было вырублено 39% и на Суматре 60% лесов, и все для добычи древесины и превращение земли в сельскохозяйственные угодья. Большая часть из этого это незаконное уничтожение, как для лесозаготовок, так и для создания плантаций масличной пальмы. Сжигание лесов часто распространяется на обширные неконтролируемые пожары, в результате которых многие орангутаны снова погибают.
Из этого выплывает следующая проблема: орангутаны, которые решают выйти из леса, оказываются на плантациях, где их встречать сельские жители и убивают с целью извлечь мясо. А так же браконьеры охотятся на детенышей для нелегальной торговли. Разведение этих обезьян в качестве домашних животных в юго-восточной Азии ценится, а их кости продаются как сувениры.
В 2007 году индонезийское правительство объявило десятилетний план по сокращению незаконного обезлесения и прекращению сокращения численности населения орангутанов, но на практике цели не были выполнены.
Пытаться спасти орангутанов, поселяя их в зоопарки и заповедники, не является действенным способом. Для того, чтобы сохранить такую популяцию необходимо прежде сохранить их среду обитания.
Положительное влияние, однако, может иметь поведение крупных корпораций, основных покупателей пальмового масла, как Procter & Gamble и Mcdonald's, которые в 2014-2015 годы под давлением мировой общественности взяли на себя обязательство, что будут получать сырье только от компаний, которые не имеют ничего общего с нелегальным обезлесиванием и сжиганием лесов.