Найти в Дзене

Нарушение чтения и письма у детей

Нарушения чтения или письма у детей, к сожалению, встречаются довольно часто. Причем дети с подобными проблемами зачастую не получают своевременную помощь, так как многие родители и учителя попросту не осведомлены о существовании заболеваний и состояний, вызывающих отклонения чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, которое проявляется в повторяющихся, стойких ошибках при чтении. Появление этих ошибок обусловлено не сформированностью тех высших психических функций, которые непосредственно участвуют в процессе письма. Важно также отметить, что сами ошибки при дислексии также носят специфический характер. Родителям и педагогам важно помнить, что ошибки при чтении может быть вызвано не только дислексией, так что их присутствие само по себе не является определяющим фактором этого нарушения. Речь о нарушении чтения идет только в том случае, когда ошибки обусловлены недостаточным развитием высших психических функций.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма. Данное нарушение проявляется в повторяющихся, стойких ошибках при письме, обусловленных недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Кроме частичного нарушения письма, в медицине встречается и полная неспособность письма, называемая аграфией. Кроме того, в медицинской практике встречаются специфические нарушения письма, обозначаемые термином «дизорфография». В отечественной медицине дисграфия и дизорфография противопоставляются. Стоит отметить, что дисграфия в большей степени связана с различными нарушениями реализации фонетических принципов, а для дизорфографии характерны нарушения использования морфологических и традиционных принципов написания.

Стоит отметить, что расстройства письма и чтения имеют в основе сходные механизмы.  И для дислексии и для дисграфии характерны наследственные факторы, создающие неблагоприятный фон, который предрасполагает к возникновению нарушений. Кроме того, у дисграфии идислексии могут быть биологические, органические, функциональные и социальные причины.

Нарушения письма и чтения у детей могут быть вызваны органическим повреждением тех корковых зон головного мозга, которые непосредственно участвуют в процессе письма или чтения. Кроме того, нарушения могут вызываться запозданием созревания этих отделов мозга или нарушением их функционирования. Расстройства письма и чтения также могут стать следствием длительных соматических заболеваний в ранний период их развития. Кроме того, причиной расстройств могут стать неблагоприятные внешние факторы. К таким факторам можно отнести недостаточность речевых контактов или полное их отсутствие, двуязычие, недостаточное внимание в семье к развитию речи малыша, неправильна речь окружающих ребенка людей, неблагоприятная обстановка в семье и т.д.

Стоит отметить, что и дислексия, и дисграфия характерны для детей различных аномальных категорий. Сюда относятся малыши с задержкой психического развития, умственно отсталые дети, дети с минимальной мозговой дисфункцией, с нарушениями слуха или зрения, а также дети, страдающе детским церебральным параличом. В некоторых слчаях дислексия и дисграфия могут являться одной из форм парциальной задержки психического развития.

Подводя итоги, стоит отметить, что в большинстве случаев нарушение чтения или письма у детей проявляется в структуре сложных речевых и нервнопсихических расстройств. Подобные состояния требуют тщательного наблюдения у врача, своевременного и правильного лечения. В таких случаях возможно улучшение клинической картины. 

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/n/narushenie-chteniya-i-pisma-u-detej.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Наука
7 млн интересуются