Найти тему
Иль Аб.

Л.Н.Толстой: "Крестьяне не должны владеть землей, ибо это мешает свободе пользования"

Гениальность Льва Николаевича Толстого как писателя у современного человека не вызывает сомнения. Об этом нам твердят со школьной семьи. Многие могут спросить, почему только у современного человека. А как же его современники? Там все неоднозначно. К примеру, лучшее его творение, роман «Война и мир» современники писателя встретили, мягко говоря, в штыки. В частности военные, особенно те, кто являлся участников Отечественной войны 1812 г, считали данное произведение фантазией молодого автора. Об этом подробнее здесь.

Из Яндекса.
Из Яндекса.

Но сегодня речь пойдет не о писательской деятельности Толстого, а его поведении, особенно в последние годы жизни. Советские учебники наперебой хвалили его как народника, ратовавшего за простой люд. При этом все упирали на то, что имперский граф ходит в простой поддевке, рубаху подпоясывает простой веревкой, а на ногах лапти, а то и вовсе босиком. А ведь родовитый аристократ.

Но мне всегда было интересно, как же к нему относились сами крестьяне? К его причудам, а по-другому я его переодевания не воспринимаю. Сейчас объясню, почему я так считаю.

Я сам деревенский, сейчас также живу в родной деревне. В деревне всегда был свой менталитет. Люди всегда старались улучшить свою жизнь. Я еще помню, как старики хвастались друг перед другом новыми калошами, которые носили поверх мягких сапог. При этом галоши носили не оттого, что больше приобрести нечего было, а традиция.

И в деревне всегда с недоумением, а то и презрением смотрели на того, кто начинал прибедняться. А тут цельный граф отказывается от всего и ходит как босяк. Не думаю, что крестьяне относились к этому с одобрением, скорее с недоумением. И считали Толстого в этом плане недалеким человеком, ну не могло в крестьянской голове уложиться – как это человек от своего богатства отказывается. Для них такое было немыслимо. Недаром же они отказались от освобождения от крепостничества задолго до официального освобождения. Просто они ему не доверяли как блаженному. Ведь он предлагал крестьянам взять землю в долгосрочную аренду – Толстой считал, что частная собственность на землю мешает «свободе пользования» и только долгосрочная аренда может обеспечить «прочное и твердое» пользование. А крестьяне наоборот считали аренду вариантом обмана, так как ее всегда можно прекратить в одностороннем порядке и останутся они ни с чем.

А все его подвижничество напоминает мне фрагмент из произведения Чехова «Неоконченная мелодия для механического пианино». Кто читал, наверняка помнит, как один из героев решил облагоденствовать крестьян, раздав им свои старые фраки. А у его жены мечты были другие – как она пойдет поить маленьких детей тех же крестьян молоком из соски. И все будут рады – баре тем, что «помогли» своим крестьянам, крестьяне же тем, что они могут работать на поле во фраках, не заботясь о маленьких детях.

Из Яндекса. И.Репин "Пахарь"  (Л.Н.Толстой на пашне) 1887 г.
Из Яндекса. И.Репин "Пахарь" (Л.Н.Толстой на пашне) 1887 г.

А вспомнить высказывания Толстого о вспашке земли деревянной сохой: «Соха от всех орудий землепахания отличается именно своей легкостью. Для людей видевших соху, с ней неразрывно связывается признак именно легкости». И вообще «мужицкая работа» по убеждению графа, «самая радостная» и как он еще выказывался «условие истинного счастья». «Спросите, - писал Толстой, - и весь 100-миллионный народ в один голос скажет, что он желает свободы пользования землей, то есть уничтожения права земельной собственности». Да чтобы крестьянин отказался от своей собственности, скорее небо на землю упадет. Такое впечатление, что Толстой, живя в деревне, так и не удосужился узнать что-то про своих крестьян. По мне так обычная барская спесь – я так думаю и все. А все остальные мнения неправильные. Но это только мое мнение.