Как известно, начало Великой Отечественной войны сложилось для Советского Союза крайне неблагоприятно. О причинах трагедии Красной Армии спорят до сих пор, и конца-краю этому спору не видно. Но факт остаётся фактом: в 1941 году в плен попало более трёх миллионов (!) советских солдат и офицеров. Условия содержания их были ужасающими: к январю 1942 года около 2 миллионов из них погибло или было уничтожено...
Точное количество человек из высшего командного состава РККА, попавшего во время Великой Отечественной войны в плен до сих пор точно не установлено. В различных источниках цифры колеблются от 72 до 86 человек.
Отчасти это связано с тем, что к генералам часто приравнивают лиц из высшего политического состава Красной Армии, а также не аттестованных на тот момент на это звание комбригов (что, в общем-то, правильно). Я в своём обзоре буду опираться на данные Википедии, которая приводит усреднённую цифру – 79 человек.
Судьба троих из них (дивизионного комиссара Серафима Николаева и генерал-майоров Бориса Рихтера и Маркиса Салихова) после пленения точно не установлена. А вот участь остальных сложилась настолько непохоже одна на другую, что заслуживает отдельного описания. Чем мы сейчас и займёмся...
.....................................................
То, что именно на 1941 год приходится самое большое количество советских генералов, попавших в плен к врагу: 62 человека (из 79, оказавшихся в плену за всю войну) большого удивления не вызывает. Положение на фронтах было просто катастрофическим. Обстоятельства их пленения в большинстве случаев как будто написаны под копирку: «при выходе из окружения, будучи раненым...».
К концу 1941 г. Красной Армии ценой неимоверных потерь и усилий всё же удалось остановить врага, а на Московском направлении даже перейти в контрнаступление. Окрылённое таким успехом, командование РККА разработало план широкомасштабного стратегического наступления в 1942 году.
Главнокомандованием СССР в кампании 1942 года советским войскам была поставлена явно невыполнимая задача: полностью разгромить врага и освободить от противника всю территорию своей страны.
Руководство РККА явно переоценило свои возможности и недооценило силы противника. Практически ни одна из запланированных операций успехом не увенчалась. Более того, при попытке освобождения Крыма в плен попало около 80.000 советских солдат и офицеров Красной Армии. А наступление советских войск на Харьков завершилось их окружением; в плену оказалось ещё 250.000 красноармейцев. В результате немецкая армия одним рывком дошла до Волги и Кавказа...
Что касается советских генералов, то их за весь 1942 год попало в плен 12 человек – в пять раз меньше, чем за шесть месяцев предыдущего года. Ну а дальше в войне произошёл перелом, и в плен стало попадать уже больше немецких генералов, чем русских. (Например, после завершения Сталинградской битвы сдались сразу 24 немецких генерала и один фельдмаршал – Ф. Паулюс). До мая 1945 г. (то есть за оставшиеся два с половиной года войны) враг сумел взять в плен лишь пятерых человек из высшего командного состава советской армии.
....................................
ГЕНЕРАЛЫ, ПОГИБШИЕ В ПЛЕНУ
Из 79 советских генералов, попавших в плен, войну пережили далеко не все. 26 из них окончили свою жизнь в немецких тюрьмах и концлагерях. Некоторые погибли от ран, болезней и истощения. Но в большинстве своём – были расстреляны или умерщвлены иным способом за нежелание сотрудничать с нацистами. Вот лишь несколько примеров.
Имя генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Карбышева в Советском Союзе было известно каждому школьнику. Его имя было символом мужества и стойкости.
Дмитрий Михайлович считался крупнейшим специалистом по строительству фортификационных оборонительных сооружений. В начале июня 1941 г. Карбышев был командирован в Западный Особый военный округ для инспектирования строительства Гродненского укрепленного района. Там его и застала война. Вскоре 10-я армия, в расположении которой он находился, оказалась в окружении. При попытке выйти из него, генерал был тяжело контужен и попал в плен.
Германское командование не раз обращалось к Карбышеву с предложениями о сотрудничестве, но неизменно получало твёрдый отказ. В феврале 1945 г. в концлагере Маутхаузен, где находился Дмитрий Михайлович, началась «зачистка» заключённых. В числе других советских военнопленных, Карбышева вывели полуголого на мороз и стали поливать холодной водой из брандспойтов. Шансов выжить ни у кого не было...
...............................
Командир 113-й стрелковой дивизии генерал-майор Христофор Алавердов летом 1941 г. при попытке выйти из окружения попал в плен. Был расстрелян в апреле 1942 г. за попытку создания в концлагере подпольной организации сопротивления. А вот в Советском Союзе его по лживым доносам обвинили в сотрудничестве с нацистами. В октябре 1942 г. Верховный суд СССР за измену Родине заочно приговорил его к расстрелу. Реабилитировали Христофора Николаевича лишь в 1956 году.
............................................
Командир 280-й стрелковой дивизии генерал-майор Сергей Данилов в октябре 1941 г. при выходе из окружения был ранен и попал в плен. Находясь в концлагере, был заподозрен в связях с подпольем и в феврале 1944 г. во время «допроса с пристрастием» был забит до смерти...
......................................
Командир 6-го кавалерийского корпуса генерал-майор Иван Никитин в июле 1941 г. при попытке вырваться из окружения был тяжело ранен и попал в плен. В апреле 1942 г. был расстрелян за отказ в сотрудничестве. Тем не менее, в Советском Союзе в октябре того же года его по обвинению в государственной измене заочно приговорили к высшей мере наказания. Реабилитировали Ивана Семёновича только в 1954 году.
...........................................................
Корпусной комиссар, член военного совета 20-й армии Фёдор Семеновский попал в плен 24 октября 1941 г. при попытке выйти из окружения в Вяземском «котле». Расстрелян немцами в тот же день как политкомиссар...
............................................................
Командующий артиллерией 5-й армии генерал-майор Владимир Сотенский, будучи раненым, при попытке выйти из окружения попал в плен в сентябре 1941 г. Содержался в крепости Вюльцбург в Баварии. В апреле 1945 г. к крепости стали приближаться части Красной Армии и всех находящихся там советских военнопленных пешим ходом отправили под конвоем в альпийский лагерь Моосбург. Владимир Николаевич к тому моменту болел, был сильно истощён и самостоятельно передвигаться не мог. Поэтому охрана просто пристрелила его...
...................................................................
Командир 44-й горнострелковой дивизии генерал-майор Семён Ткаченко, будучи раненым, попал в плен в августе 1941 г. при выходе из окружения. В концлагере Заксенхаузен готовил восстание заключённых. Администрации лагеря стало известно об этом, и в феврале 1945 г. более 200 военнопленных отправили в газовые камеры. По дороге заключённые, поняв, что терять им уже нечего, по команде Семёна Акимовича набросились на конвой. Шансов у безоружных пленников не было, все они погибли в неравной схватке...
В продолжении статьи (его можно прочитать, кликнув ЗДЕСЬ) рассказывается о тех советских генералах, которые сумели бежать из плена, и тех, кто не выдержал испытания и согласился на сотрудничество с противником.
Вам также может быть интересно:
● Загадка смерти главного противника Петра Великого
● 5 самых быстрых военных самолётов по версии американских экспертов