Большой театр и Театральная площадь давно стали символами столицы. Сейчас уже трудно представить, что когда-то не было ни самой площади, ни трех театров на ней. В восемнадцатом веке здесь протекала чистая полноводная река Неглинка, которая несла свои воды от Марьиной рощи в сторону Красной площади, где огибала кремлевскую стену и впадала в Москву-реку.
28 марта 1776 года императрица Екатерина II подписала князю Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на 10 лет. Именно эта дата считается днем основания Большого театра, а сам он начинался как частный. Князь, понимая, что содержать такое предприятие – дело сложное и не самое выгодное, разделил полномочия со своим компаньоном, обрусевшим англичанином Майклом Меддоксом, к тому моменту несколько лет содержавшему собственную труппу в Москве.
Сам Меддокс тоже был не чужд искусству - его знали в Москве не только как антрепренера, но и как эквилибриста, театрального механика и «лектора», демонстрировавшего разного рода оптические приборы и прочие «механические» чудеса.
Петровский театр, возведенный в рекордные сроки — меньше, чем за полгода, стал первым построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства.Но к моменту открытия князь вынужден был уступить свои права по театру компаньону, так что «привилегия» была подписана на имя Меддокса.
Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название — Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром). На открытии 30 декабря 1780 г. давали торжественный пролог «Странники», написанный Александром Аблесимовым, и большой пантомимический балет «Волшебная школа», поставленный Леопольдом Парадизом на музыку Йозефа Старцера. Впоследствии репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.
Оперная и драматическая труппы в то время не разделялись. В нее входили как вольные, так и крепостные артисты и первоначально она насчитывала 42 человека:13 актёров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора с балетмейстером и 13 музыкантов.
В ее формировании большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. Также Театральные классы были учреждены при Московском воспитательном доме.
Дела у Меддокса шли не очень хорошо. Он постоянно был вынужден просить займы у Опекунского совета и практически не вылезал из долгов. Более того, резко изменилось мнение властей о его антрепренерской деятельности. И по истечении срока привилегии, в 1796 году, театр и долги по нему были переданы Опекунскому совету. За эти шестнадцать лет в театре было дано 425 драматических, оперных и балетных спектаклей. Меддоксу же была назначена пенсия в 3000 рублей.
В 1805 году театр сгорел. Участок, где некогда стоял Петровский театр, и примыкающие к нему строения в 1806 году выкупаются на деньги российской казны. Сначала просто хотели чуть больше расчистить территорию, чтобы не допустить в Москве в дальнейшем крупных пожаров. Однако мысль о том, чтобы сделать на этом месте театральную площадь уже тогда возникла у властей. Пока еще не было ни проекта, ни денег на ее реализацию. К этой идее вернулись ли в 1816 году. К территории добавили еще дворы двух снесенных церквей, и в мае месяце проект был утвержден Александром I. В конкурсе принимали участие разные архитекторы, но лучшим был признан проект Андрея Алексеевича Михайлова. Однако император счел его дорогостоящим и не очень соответствующим окружающей застройке и передал на переделку Осипу Бове.
Проект нового театра в 1817 году представил царю генерал-инженер Корбинье. И тут произошла еще одна странность – накануне его показа генерал-губернатору Москвы Д.В. Голицыну план бесследно исчез. Осип Бове срочно подготовил новые чертежи плана с двумя этажами и эскизом фасада.
К работе приступили лишь в 1820 году: расчистили участок и начали строить театр. Бове во многом сохранил концепцию Михайлова, только немного изменил пропорции и внёс существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку. Кроем того, на вид театра, безусловно, повлиял и проект реконструкции Большого Санкт-Петербургского театра, выполненный архитектором Томом де Тома в 1805 году. В новом театре появились скульптурный фронтон и ионические колонны. Существенное отличие от первого Петровского театра состояло в том, что фасад теперь выходил на площадь. Неглинка, которая протекала тут раньше, была заточена в трубу, а камень с ее берегов и дна пошел на основание колон театра.
Сохранив фундамент и три стены прежнего здания, Бове выстроил театр высотой 37 метров, с квадригой Аполлона над колоннадой портика. Новое здание было не только больше Большого каменного театра в Петербурге, но и отличалось монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Кроме того, было удобным для зрителей: здесь имелись галереи для прохода, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и вместительные гардеробные. Сцена занимала площадь, равную площади всего бывшего Петровского театра, а стены, оставшиеся после пожара, стали обрамлением этой части театра. Зрительный зал был рассчитан более чем на 2000 мест. Ложи театра держались на чугунных кронштейнах, вес которых был более 1 тонны. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, — и получался прекрасный «танцпол». Анфилады маскарадных помещений тянулись вдоль обоих боковых фасадов. Величие театра подчеркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е годы называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Именно это здание, возвышавшееся над малоэтажным городом, москвичи прозвали Большим Театром.
На строительство здания ушло немногим более 4 лет.
6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие нового Петровского театра — куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским. Исполнялись написанный специально по случаю пролог «Торжество муз» в стихах (М. Дмитриева), с хорами и танцами на музыку Александра Алябьева, Алексея Верстовского и Фридриха Шольца, а также балет «Сандрильона» поставленный приглашенной из Франции танцовщицей и балетмейстером ФелицатыГюллень-Сор на музыку ее мужа Фернандо Сора. Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, и, предводительствуемые Гением России, роль которого исполнял двадцатипятилетний Павел Мочалов, возрождали из пепла новый храм искусства. И хотя театр был действительно очень большим, вместить всех желающих он не мог. Подчеркивая важность момента и снисходя к переживаниям страждущих, триумфальное представление целиком повторили на следующий день.
И все же это был совсем не тот театр, что знаком каждому москвичу и гостю столицы. Прежде всего, его репертуар, по-прежнему объединял драму, оперу и балет. При чем, нельзя сказать, что оперно-балетный репертуар был в приоритете и представлял какие-то яркие произведения. Пожалуй, в этот период важную роль в формировании репертуара и самобытности московского балета сыграл танцовщик, хореограф и педагог Адам Глушковский. Он один из первых обратился к поэзии Пушкина и попробовал на ьалетной сцене воссоздать ее образы. 10 декабря 1821 года он ставит балет по мотивам пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Следующая яркая страница театра связана с именем Алексея Николаевича Верстовского. Это случилось в 1842 году, когда театр перешел в ведение петербургской дирекции императорских театров, а Верстовский был назначен управляющим Московской театральной конторой. Он руководил ею до 1859 года. При нем в театре прочно утверждаются произведения отечественной музыкальной драматургии: сначала оперы-водевили, а позднее романтические оперы большой формы. В этом время здесь ставят и его Аскольдову могилу», и две оперы Глинки «Жизнь за царя» (в советское время сменившая название на «Иван Сусанин» - 1842) и «Руслан и Людмила» (1845), в 1843 году выходит балет «Жизель» А. Адана.
Вторая половина 19 столетия прочно связана с двумя именами – танцовщика и хореографа Мариуса Петипа и композитора Петра Чайковского.
Мариуса Петипа называют самым русским французом. Его приглашают в Петербург в 1847 году, где он заключает контракт с дирекцией императорских театров. Он ставит одновременно в Москве и Петербурге. В Большом театре он поставил 8 балетов, среди которых «Пахита» ЭдуараДельдеве (1848), «Дочь фааона» Цезаря Пуни (1865), «Корсар» Адана(1868) и другие. Но вершиной его творчества станет «Дон Кихот» Людвига Минкуса.
Постановки балетмейстера отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.
В 1869 году Петипа назначили главным балетмейстером Петербургских императорских театров. Более тридцати лет своей жизни он отдал Мариинскому театру, где поставил более 40 балетов, среди которых самыми известными и любимыми, пожалуй, являются сказки. «Спящая красавица» (1890 ), «Сильфида» (1892), «Щелкунчик» (1892), «Лебединое озеро» (1895) станут эталонными балетными партитурами, именно на них будут равняться многие поколения хореографов, вновь и вновь обращаясь к ним.
На сцене Большого театра дебютирует и Петр Ильич Чайковский. Его первой оперой становится «Воевода» (1869), а балетом — «Лебединое озеро» (1877). Здесь получила свое настоящее рождение опера «Евгений Онегин» (1881), впервые увидел свет «Мазепа» (1884), окончательная редакция онеры «Кузнец Вакула», получившая в спектакле 1887 года новое название — «Черевички». Кстати, премьера «Черевичек» в Большом театре 19 января 1887 года стала и дебютом Чайковского за пультом оперного дирижера.
Былинные и сказочные сюжеты в 19 веке были одной из любимых тем русских композиторов. И хотя нельзя сказать, что в Большом театре их ставили очень часто, тем не менее, они являются важной страницей в его репертуаре. А сейчас составляют его «Золотой фонд».
В 1846 году в Большом прошла премьера оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила». В ней приняли участие петербургские артисты Императорской труппы, среди которых были Гулак-Артемовский (Руслан), Мария Степанова (Людмила), Анна Петрова-Воробьева (Ратмир), Осип Петров (Фарлаф) и другие. Дирижировал Иоганнис.
Работа над оперой, начатая в 1837 году, продолжалась пять лет. Как вспоминал сам композитор, «преждевременная кончина Пушкина» не дала ему возможности узнать, что поэт хотел переделать в тексте. Либретто к нему писали друзья и знакомые поэта, среди которых были Нестор Кукольник, Николай Маркевич, Валериан Ширков, вероятно, поэтому текст получился рваным. В несовершенстве текста Глинку упрекали многие. Но, если обратиться к сохранившимся планам и материалам композитора, можно увидеть, как кропотливо он работал над малейшими деталями сюжета. Однако, полная версия либретто, сделанная композитором, не сохранилась – он сгорела в 1859 году во время пожара в театре-цирке (ныне Мариинский театр).
В Большом театре к этой опере обращались 13 раз, пять из них являются возобновлениями первой версии. В 20 веке за нее берутся Николай Смолич, Самуил Самосуд и Ростислав Захаров, Борис Покровский.
Борис Покровский, например, ставит эту оперу как «преданья старины глубокой». Действие ее разворачивается в языческие времена. Режиссер совершенно лишает его статики, присущей былине, насыщает юмором и динамизмом. Эта постановка (дирижер Ю. Симонов, художник Иосиф Сумбаташвили) сохранялась в репертуаре до 1981 г.
21 век отмечен двумя постановками – Виктора Крамера 2003 года и Дмитрия Чернякова 2011.
После пожара, произошедшего в 1853 году, было принято решение возвести новое здание на месте сгоревшего, а пока труппа выступала на сцене Малого театра. Конкурс на реконструкцию Большого театра выиграл Альберт Кавос, главный архитектор Императорских театров. Он специализировался в основном на театральных зданиях. Архитектор переработал первоначальный замысел О. И. Бове: увеличил высоту здания на 4 метра, переработал декор (вместо алебастровой группы Аполлона была отлита скульптурная композиция из металла), трансформировал план и размер зрительного зала, который теперь мог вместить до 3000 человек. Главное внимание театральный архитектор уделил зрительному залу и сценической части. Во второй половине ХIХ века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. Кавос спроектировал зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, живописный плафон был сложен из деревянных щитов, декор лож выполнен из папье-маше. Также для улучшения акустики Кавос засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.
Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы их зажечь, люстру поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы».
Театр открылся 20 августа 1856-го оперой «Пуритане» Винченцо Беллини.
Среди знаковых постановок конца 19 века нельзя не отметить и первое исполнение 16 декабря 1888 года народной драмы М. Мусоргского «Борис Годунов», опер Римского-Корсакова «Снегурочка» (1893), и «Ночь перед Рождеством» (1898), Бородина – «Князь Игорь», балет Глазунова «Раймонда». Параллельно расширяется и зарубежный репертуар выходят оперы «Риголетто», «Аида» и «Травиата» Д. Верди, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Визе, «Тангейзер», «Валькирия» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера и др.
На рубеже веков, в 1899 году, в Большом театре впервые пошла «Спящая красавица» в постановке Александра Горского. Годом позже его же «Дон Кихот», а 1910 – «Саламбо».
Говоря о сказках, нельзя не сказать о двух балетах, ставших практически визитными карточками Большого театра. Это две сказочные истории, музыку к которым написал Петр Ильич Чайковский. Один из них традиционно показывают 31 декабря. Конечно, я говорю о «Щелкунчике» и «Спящей красавице». Ни одни гастроли не обходились без них.
17 января 1899 Александр Горский переносит постановку Петипа, сделанную в Мариинском театре на сцену Большого. Художниками постановки стали А. Ф. Гельцер, К. Ф. Вальц, дирижировал А. Ф. Арендс. Главные партии танцевалиЛ. А. Рославлева (Аврора ), И. Н. Хлюстин (принц Дезире), M. И. Грачевская (фея Сирени) и В. Ф. Гельцер (фея Карабос).
Это балет на либретто Мариуса Петипа и Ивана Всеволожского Чайковский написал в 1889 году. В основе – сюжет одноименной сказки Шарля Перро. Надо сказать, что это первое обращение композиторов к этому сюжету, до Перта Ильича французский композитор Фердинан Герольд уже сочинил балет с таким же названием. Однако версия Чайковского и Петипа была признана выдающейся.
Идея воплотить эту сказку на сцене принадлежала директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволжскому. Он вместе с известным балетмейстером Мариусом Петипа занялся написанием либретто для постановки. Основой сцен и общего духа балета стало великолепие двора времен правления Людовика XIV, а величественная музыка должна была соответствовать и раскрывать сказку с новой стороны. Написать музыкальное сопровождение для спектакля было предложено Петру Ильичу Чайковскому. Всеволжский и Петипа предоставили композитору исключительно точный план балета, который был просчитан буквально до каждого такта, поэтому от музыканта требовалась очень точная и трудоемкая работа. Тот, в свою очередь, создал поистине уникальное произведение, которое стало настоящим прорывом в сфере балетной музыки того времени. Подняв планку очень высоко, «Спящая красавица» стала своеобразным эталоном на долгие годы, впервые сделав музыку для балета высочайшей категорией искусства.
Хореография постановки не отставала от музыкальной темы - М. Петипа воплотил совершенство движений в каждом акте, сделав танец невероятно логичным и продуманным до мельчайших деталей. Именно благодаря его стараниям «Спящая красавица» превратилась в хрестоматию классического балета, вобрав в себя все самые изысканные и тончайшие его элементы.
В Большом театре за два века ее ставили 8 раз: в 1904 Горский вновь ставит этот балет в хореографии Петипа, 1924 году Тихомиров возобновляет ее в хореографии Петипа, в 1936 новую версию предлагают балетмейстеры Мессерер и Черыгин и режиссер Мордвинов, в 1952 году вместе с Мессерером работает Габович, В 1963 новую композицию и редакцию по постановке Петипа делает Юрий Григорович (в роли Авроры предстает Майя Плисецкая, здесь впервые танцуют в дуэте Екатерина Максимова и Владимир Васильев), в 1973 Григорович предлагает еще одну редакцию балета, в которой главные партии танцуют Максимова и Васильев, в 2011 году он ставит последнюю редакцию с двумя итальянскими художниками, дирижером был Василий Синайский, главные партии исполняли Светлана Захарова и Дэвид Холберг. Этот спектакль идет в театре до сих пор, правда, танцуют его уже другие исполнители.
Успешное развитие московского балета становится настолько очевидным, что многие петербургские мастера танца добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. На гастроли в Москву часто приезжали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Михаил Фокин и другие.
В 1906 году в Большом театре ставят оперу Николая Римского-Корсакова «Садко» в оформлении Константина Коровина. В своей эпической поэме Римский-Корсаков продолжает традиции эпической оперы, заложенной Михаилом Глинкой в опере «Руслан и Людмила». В опере нет деления на действия (она состоит из 7 картин), само действие развивается неравномерно, а иногда циклически. В музыке композитор использует темы русских народных песен и «морские» лейтмотивы.
Либретто на основе русских былин о гусляре Садко Римский-Корсаков пишет сам. Первые «наброски» к будущей опере появляются у него в 1867 году, когда он написал одноименную симфоническую поэму. Многие темы из нее впоследствии вошли в оперу. План либретто разрабатывался при участии Василия Ястребцева, Николай Штрупа, Владимира Стасова и самого композитора. Опера была завершена в 1896 году. Мариинский театр ее к постановке не принял, и ее премьера прошла в Московской частной опере Саввы Мамонтова 26 декабря 1897 года.
Опера на сцене Большого выдержала еще 5 постановок. В разное время оформление для нее делали Константин Коровин, Иван Билибин, Федоровский. Две наиболее известных постановки 20 века принадлежат Борису Покровскому. А самой последней стала версия Дмитрия Чернякова, представленная в 2020 году. Режиссер использовал в ней оформление прошлых постановок: эскиз Аполлинария Васнецова «Гридня. Братчина» для Мариинского театра (1901 год), оформления Ивана Билибина «Берег Ильмень-озера» для Театра при народном доме (1914 год), Николая Рериха «Комната Любавы» для Королевского оперного театра (Лондон, 1920 год), эскизы Константина Коровина «Торжище» для Большого театра (1905 год), эскизы Владимира Егорова (1912 год).
Еще одна известная сказка, ставшая символом Рождества и Нового года, была поставлена хореографом Александром Горским. Премьера балета «Щелкунчик» прошла в 1919 году. Премьера балета в Большом прошла в 1919 году. Оформлял спектакль Константин Коровин.
Либретто к балету «Щелкунчик» написано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В основу же легло переложение сказки, сделанное Александром Дюма. Сохраняя основную сюжетную канву, Дюма пишет новый вариант. Он частично изменяет сюжет и поэтому его сказочно-символистская версия выглядит более гладкой.
«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведений П. И. Чайковского: в нём новаторски применены музыкальные образы. В «Щелкунчике» впервые прозвучала челеста — музыкальный инструмент, выписанный из Парижа по просьбе Чайковского.
В России с началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей. При этом Фриц остался непереименованным, поскольку он — отрицательный персонаж. Примечательно, что эта традиция действует до сих пор.
Несмотря на то, что «Щелкунчик» наряду с «Лебединым озером» был одной из визиток ГАБТа, новые версии ставили нечасто. Он выдержал 6 постановок: в 1932 в постановке Монахова и Чекрыгина, в 1939, 1951 и 1960 – Вайонена, в 1966 – Григоровича и в 2005 – Вайонена и Майорова.
В настоящее время в репертуаре Большого театра сохраняются многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам. К работе над операми привлекаются постановщики, уже получившие известность как драматические или кинорежиссёры. Среди них — А. Сокуров, Т. Чхеидзе, Э. Някрошюс и другие.
Ведется работа по «очищению» оригинальных оперных партитур от позднейших напластований и пометок, возврату их к авторским редакциям. Таким образом готовилась новая постановка «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского (2007), «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки (2011).
В марте 2010 года Большой театр совместно с компанией «ВеlAirMedia» начал транслировать свои спектакли в кинотеатрах мира. 11 марта 2012 года совместно с компанией «GoogleRussia» Большой театр начал трансляцию балетных постановок на своём канале YouTube на территории России.
В марте 2019 года впервые за всю свою 243-летнюю историю на Новой сцене ГАБТ поставил знаменитую оперу Антонина Дворжака «Русалка» (реж.Тимофей Кулябин).
Осенью 2019 года, накануне 245-летия, Большой театр подписал договор о сотрудничестве с СПАО «Ингосстрах». Компания стала генеральным спонсором ГАБТа.
Помимо осуществления основной деятельности, «Ингосстрах» и Большой театр предполагают запустить несколько проектов, способствующих развитию театрального искусства в России и повышению интереса широкой общественности к творческой работе Большого театра. В частности, компания собирается организовать масштабный федеральный проект, в рамках которого артисты Большого театра выступят с постановками в регионах РФ. Также «Ингосстрах» намерен реализовать проект «Большой – детям», цель которого познакомить юных зрителей с Большим театром, его богатой историей и культурным наследием, привить любовь к театру, а также способствовать популяризации балета и оперы у молодого поколения. Кроме того, «Ингосстрах» планирует учредить специальную премию, которая будет вручаться сотрудникам Большого за выдающийся вклад в деятельность театра.
По словам генерального директора Большого театра Владимира Урина, для театра это очень важное сотрудничество. Он отметил, что будут организованы новые проекты, «направленные на популяризацию деятельности Большого театра в разных регионах страны и среди разных возрастных групп населения».
Стоит отметить, что поддержка проектов в области культуры и искусства является неотъемлемой частью стратегии развития компании. Компания регулярно выступает партнером и спонсором проведения различных мероприятий как на федеральном, так и региональном уровнях. «Ингосстрах» связывают партнерские отношения с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Государственным историческим музеем, Музеем современного искусства «Гараж». В 2017-2018 годах «Ингосстрах» реализовал федеральный проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». В 8 городах были проведены выставки, мультимедийные спектакли и специальные проекты.
«Ингосстрах» также является лидером рынка страхования искусства. Ежегодно «Ингосстрах» страхует более 1000 выставок, в числе которых выставки классических картин, современного искусства, изделий зодчества, архитектурные и скульптурные проекты.