Найти в Дзене
Исследование Писания

1 КОРИНФЯНАМ (ч.18): ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Оглавление

(1 Коринфянам 16)

Разница между письмом и трактатом в том, что письмо имеет более личный характер, а трактат — более общий. Некоторые новозаветные письма — например Евреям, Иакова и 1 Иоанна — почти трактаты, а остальные — частные письма.

Первое Коринфянам — это письмо; оно носит частный характер от начала до конца. Павел пишет братьям, которых знает и любит. Эти личные отношения, какие у него сложились с коринфянами, особенно обнаруживаются в приветствии его письма.

Подходя к тёплым прощальным словам письма, он также обращает внимание на некоторые упущенные моменты. Одни темы обсуждаются в нескольких стихах, тогда как другим он посвящает не более одного предложения. Лаконичность Павла в главе 16 вызывает досаду у тех читателей в последующих поколениях, которые хотят знать всё о его передвижениях и исследовать его связи, но мы можем не сомневаться, что у коринфян были источники информации, которым в данных случаях апостол вполне доверял. Ему не нужно было вдаваться в подробные объяснения.

СБОР ДЛЯ СВЯТЫХ (16:1–4)

«При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберёте, тех отправлю с письмами для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если уместно будет и мне отправиться, то они со мной пойдут».

Стих 1. Подходя к концу письма, Павел ещё раз использует формулу «Что касается…» (в Синодальной Библии она выражена частицей «же»). Весьма вероятно, что письмо, которое Павел получил от коринфян, содержало несколько вопросов об аскетическом образе жизни, сексуальных отношениях в браке, общественных мероприятиях, на которых почитались идолы, и о правильном использовании духовных даров. Неясно, задали ли братья какие-либо вопросы о воскресении мёртвых, но Павел счёл необходимым остановиться и на этой теме.

Если фраза «Что касается…» всегда указывает на вопросы, которые коринфяне формально задали Павлу в своём письме, тогда это говорит о том, что сбор средств для бедных в Иудее, которым он занимался, церковь считала важным делом. Такая вступительная фраза может и не быть жёстким индикатором. В 16:1 он мог повторить её, чтобы в своих наставлениях начать новую тему и обеспечить поддержку в отношении сборов.

Кое-что требовало пояснения. Коринфяне могли не знать, как нужно делать сборы, как доставить пожертвования в Иерусалим, какие гарантии помогут им ответить любым критикам, которые обвинят Павла в личной выгоде. Какой бы способ перевозки сборов ни был принят в Коринфе и в других местах, в этот период жизни Павел был поглощён разработкой планов сбора помощи. Для него это была важная сторона вопроса.

Забота о сборе… для святых уходит корнями в совещание Павла с некоторыми «столпами» в иерусалимской церкви (Гал. 2:9). Их встреча состоялась шестью годами ранее. Он и руководство в Иерусалиме согласились, что нужно помнить нищих (Гал. 2:10). Павел не понаслышке знал о нуждах бедных христиан в Иудее. В первые годы существования церковь была вынуждена объединять средства, чтобы ни один её член не голодал (Деян. 2:45; 4:34, 35). Целью второго путешествия Павла в Иерусалим (со времени его встречи с Христом на дороге в Дамаск) было доставить деньги, главным образом от языческих братьев, в помощь жившим в этом городе христианам из иудеев (Деян. 11:29, 30). Апостол был в своём стиле, когда изложил план пожертвований для Иерусалима — план, который он начал осуществлять в самом начале своего третьего миссионерского путешествия. Хотя Павел упоминал о «сборе» и в других своих письмах, только в 16:1 он называет это логейа, термином, который часто использовался в светской литературе в значении священных денег. Выбор слов указывает на важность, которую апостол придавал этому делу. Позже он назовёт собранные средства «дар и участие… в служении святым» (2 Кор. 8:4) и «доброе дело» (2 Кор. 8:6).

В решении собрать это значительное пожертвование для облегчения жизни бедных святых в Иерусалиме и Иудее Павел руководствовался тремя мотивами. Во-первых, им двигало сострадание к нуждающимся — особенно забота о своём народе (см. Рим. 9:3). Неудивительно, что в главном городе Иерусалима царила бедность. Иерусалим был религиозным центром, в котором практически не было промышленности и плодородной земли. Многие иудеи стремились жить в городе по причине его религиозной истории. Иногда они шли туда без денег в надежде, что щедрость местных жителей не даст им умереть с голоду. Во-вторых, апостол считал, что будет правильно, если язычники, получившие духовные благословения от Израиля, в ответ поделятся материальными благословениями с уверовавшими иудеями (Рим. 15:27).

Третий мотив Павла не выражен открыто и по большому счёту должен быть выведен логически, но для апостола он был, пожалуй, более неотложным, чем другие два. Он мог видеть нарастающее напряжение между церквами, которые были преимущественно иудейскими, и теми, которые состояли в основном из уверовавших язычников. Христиане из иудеев имели глубокое чувство этнической принадлежности и, возможно, даже были националистически настроены. Понятно, что они неохотно отказывались от своего привилегированного положения перед Богом. Некоторые считали себя не просто иудейскими христианами, а фарисейскими иудейскими христианами (Деян. 15:5). Они требовали, чтобы уверовавшие язычники сначала становились иудеями, а уж потом христианами. Павел же был уверен, что язычники и иудеи должны обращаться ко Христу, жить в послушании, а также иметь Божьи обещания на совершенно одинаковом основании (Рим. 2:9–11; 10:12). Углублявшийся раскол мог привести к возникновению иудейской церкви и языческой церкви, каждая из которых пойдёт своим путём. Эта мысль претила Павлу.

План апостола был таким: уверовавшие язычники во всём известном мире внесут свой вклад в материальную помощь нуждающимся христианам в Иудее и Иерусалиме. Они передадут деньги собственными руками; иудейские и языческие верующие встретятся лицом к лицу. Такой дар вызовет чувство благодарности у иудейских верующих, а на языческих верующих произведёт впечатление, что у них с верующими в Иудее общее исповедание. Павел верил, что этот жест доброй воли со стороны языческих братьев сплотит христиан из иудеев и язычников.

В этом своём первом письме Павел напоминает своим друзьям в Коринфе, что в этом сборе участвуют и галатийские христиане. Вероятно, он начал собирать деньги, когда проходил через Галатию по пути в Эфес (Деян. 18:23). Во 2 Кор. 8 и 9 он продолжает побуждать коринфскую церковь давать щедро, приводя в пример македонские церкви (2 Кор. 8:1, 2). Через несколько месяцев, когда Павел зимовал в Коринфе (1 Кор. 16:6; см. Деян. 20:2, 3), он написал письмо римлянам; в нём он снова говорит о подаянии (Рим. 15:26). Перечень спутников Павла в Деян. 20:4 легче понять, если читатели знают о сборе, хотя прямо в книге Деяний об этом говорится только один раз (Деян. 24:17).

Собранные средства, по замыслу Павла, должны были стать инструментом единства, но рассказ Луки о приёме Павла в Иерусалиме, когда он принёс пожертвование, говорит о том, что его труды не увенчались особым успехом (Деян. 21:17–30). Стихи Деян. 21:20, 21 показательны: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям».

Возможно, Лука так мало сказал о подаяниях, потому что знал, что они не способствовали единению, на которое надеялся Павел. Христиане из иудеев в Иерусалиме без всякого восторга приняли необрезанных братьев, несмотря на доставленное им щедрое приношение.

Стих 2. Почему коринфяне должны были в первый день недели отлагать у себя и сберегать? Павел не произвольно назначает «первый день недели» временем сбора пожертвований. Все четыре Евангелия говорят, что именно в первый день недели гробница Иисуса оказалась пустой. В следующий первый день недели Иисус снова встретился с апостолами (Ин. 20:26). Христиане собирались для поклонения Богу в первый день недели с самого начала образования церкви (Деян. 20:7). Когда Павел говорил о поведении коринфских христиан «в церкви» (как в 1 Кор. 14:35), он почти наверняка писал о собрании в первый день недели. Нет никакого сомнения в том, что Иоанн, употребив фразу «день Господень» (Отк. 1:10; Восстановительный Перевод; Российское Библейское Общество; Славянское Евангельское Общество; см. Международное Библейское Общество; в Синодальной Библии и Современном Переводе «день воскресный»), имел в виду первый день недели. Собрание в первый день недели свидетельствовало о вере церкви в то, что гробница опустела.

Павел и его читатели знали, что обычай церкви был собираться каждое воскресенье. Если бы апостол поучал каждого человека откладывать дар дома в любое удобное для него время, то ему незачем было бы упоминать первый день недели. Поскольку Павел не хотел, чтобы деньги собирали, когда он придёт, то лучше его указания понимать так, что каждый человек должен был добавлять к собранным деньгам, когда церковь встречалась для поклонения. Когда же Павел придёт, то получит эти деньги и отправит их в Иерусалим.

Примечательно, что Павел ничего не говорит о том, сколько каждому верующему надлежит давать. Ни здесь, ни в каких-либо других новозаветных указаниях нет упоминаний десятины. Создаётся впечатление, что каждый христианин или каждая христианская семья должны были решать индивидуально, какая сумма будет уместной. Можно исходить из того, что десятина — хорошее начало для христианского пожертвования, но это лишь предположение.

Стих 3. Очевидно, Павел не планировал сам идти в Иудею. Кого изберут коринфяне, тех он отправит для доставления подаяния в Иерусалим. С этими представителями Павел пошлёт сопроводительное письмо, чтобы иерусалимская церковь знала источники и мотивы такой щедрости. Он не назвал точное время своего прихода в Коринф, но хоть его график и был гибким, по всей видимости, из Коринфа он планировал пойти прямо в Рим. Очевидно, последовавшие события привели к незапланированному и не упомянутому в книге Деяний путешествию в Коринф из Эфеса (см. 2 Кор. 2:1). Примерно годом позже он написал из Македонии 2 Коринфянам, в котором продолжил призывать их заняться сбором средств, ввиду своего скорого визита (2 Кор. 9:3–7).

Когда Павел прибыл в Коринф после посещения македонских церквей, он, возможно, намеревался продолжить своё путешествие далее в Рим. Если это так, то он снова изменил свои планы и после того, как некоторые иудеи, возможно иудействующие христиане, замыслили убить его, решил плыть на корабле прямо из Коринфа в Сирию (Деян. 20:3). После написания 1 Коринфянам Павел явно не однажды менял свои планы, связанные с путешествием. В конечном итоге, перезимовав в Коринфе и забрав пожертвование, он пошёл с ним в Иерусалим, опять через Македонию. Он предусмотрительно взял с собой несколько человек, чтобы никто не обвинил его в присвоении собранных денег (Деян. 20:3, 4).

Стих 4. Не зная, как будут развиваться события, Павел выразил готовность сопровождать дар коринфян Иерусалиму (16:4). Его планы не были осуществлены полностью; Бог решит, что будет лучше: чтобы он сопровождал собранные деньги или чтобы пошёл в другом направлении (16:6). Фразой «если прилично» (эан де аксион э) апостол, возможно, оставлял место для неожиданных событий; но он мог иметь в виду и что-то другое. Возможно, он хотел сказать, что если подаяние достигнет определённой величины, то это потребует его присутствия; в противном случае кто-то другой может доставить его. Если величина пожертвования определит, что ему не «прилично» сопровождать его, тогда трудно понять, как апостол представлял себе это определение. Независимо от того, будет он присутствовать или нет, Павел считал, что этот дар иерусалимским христианам непременно должен сопровождаться язычниками. Павел надеялся, что встреча лицом к лицу, помноженная на щедрость и благодарность, смягчит иудеев, и они перестанут противиться обращённым язычникам.

Павел дружески объясняет своим читателям планы на путешествие. По-видимому, целью этого путешествия, среди прочего, было дополнить сбор для бедных в Иерусалиме за счёт по большей части языческих церквей в Македонии, но в свой маршрут он включил и Коринф.

ПЛАН НА ПОСЕЩЕНИЕ (16:5–9)

«Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. У вас же, может быть, поживу или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас некоторое время, если Господь позволит. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много».

Стих 5. Ранее, в 4:19, Павел уже упоминал о своём намерении прийти к ним. Теперь же он объясняет, что планирует отправиться из Эфеса на север и запад через Македонию, чтобы посетить тамошние церкви. А после этого он придёт в Коринф. Македония была важной римской провинцией, протянувшейся по северу материковой части Греции. В её границах на восточной, Эгейской, стороне находились такие крупные города, как Фессалоники и Филиппы.

С развитием событий после написания 1 Коринфянам апостол существенно изменил намеченные ранее планы путешествий. В какой-то момент он был готов сначала пойти в Коринф, а оттуда в Македонию (2 Кор. 1:15, 16). Возможно, когда он ещё находился в Эфесе, мог случиться благоприятный момент, а может быть, до него дошёл слух о внутренних беспорядках в коринфской церкви. Обстоятельства неясные, но несколько слов во втором письме коринфянам (2 Кор. 2:1-3) указывают на то, что он совершил короткое путешествие из Эфеса в Коринф, а затем обратно в Эфес. Путешествие в Коринф обернулось не так, как он ожидал (2 Кор. 2:1, 2; 12:21). Он испытал довольно холодный приём и был обеспокоен благополучием церкви. После вынужденного ухода из Эфеса (Деян. 20:1) апостол вернулся к своему изначальному намерению пойти в Коринф через Македонию. Это был бурный период в жизни Павла. В это время он, видимо, выделил время, чтобы побывать в Иллирике (Рим. 15:19), латиноязычном районе на западной, Адриатической, стороне греческого полуострова.

Стих 6. На то, что планы Павла были ориентировочными, указывает причастие тихон, переведённое «может быть». Ему надо было быть готовым войти в любую дверь, которую открывал перед ним Господь. В ближайшем будущем он собирался «пройти Македонию», но планировал немного пожить у коринфян, может быть, даже перезимовать у них. Плыть по Средиземному морю в зимние месяцы было невозможно. Корабли были небольшими, а погода могла быть ужасной. Позже, спустя время, корабль с Павлом и другими пассажирами на борту, транспортировавший апостола в Рим, потерпел кораблекрушение, потому что кормчий и капитан вышли в море, когда навигация, по сути, уже закончилась (Деян. 27:9, 11). Очевидно, план Павла посетить Коринф после того, как он пройдёт Македонию, осуществился. В Греции он провёл три месяца, вероятно, перезимовав в Коринфе (Деян. 20:3). За несколько лет апостол написал 1 Коринфянам из Эфеса, 2 Коринфянам из Македонии и Римлянам из Коринфа. Насколько мы знаем, по количеству написанного этот период не сравним ни с каким другим периодом его жизни.

Несмотря на отказ от финансовой поддержки со стороны коринфян (1 Кор. 9:15–18; 2 Кор. 12:13, 14), апостол, похоже, был готов принять, даже попросить денег на путевые расходы. Он выразил желание, чтобы братья его проводили, куда пойдёт. Коринфяне не платили ему жалованье, но могли помочь, снабдив его всем необходимым для путешествия в другие места, где ещё не было проповедано евангелие. В качестве цели будущей евангелизации апостол имел в виду Рим и Испанию.

Стих 7. Что касается церкви в Коринфе, то, в отличие от македонских церквей, Павла не мог удовлетворить короткий попутный визит. Он не скрывает от коринфских христиан свою привязанность к ним. Возможно, некоторые в Коринфе звали апостола прийти незамедлительно, но он пишет: «я не хочу видеться с вами теперь мимоходом». Поспешный визит мог лишь осложнить дела. Как оказалось, Павлу лучше было бы подольше не приезжать в Коринф. Во 2 Кор. 2:1, 2 он говорит, что приходил к ним «с огорчением», что, похоже, не относится к его первому полуторагодовому пребыванию в городе (Деян. 18:11). Лука, возможно, намеренно не упоминает события в миссионерской работе Павла, результаты которой имели сомнительную ценность. Если автор книги Деяний знал о визите Павла в Коринф «с огорчением», то он мог сознательно обойти его молчанием.

Стих 8. Павел беспокоится не только о благополучии коринфской церкви. Своё первое послание к коринфянам он писал, когда работал в Эфесе, городе, по величине и коммерческой важности не уступавшем Коринфу. Он не говорит, сколько времени осталось до праздника и почему он хочет пробыть в Эфесе до Пятидесятницы. Подробности, описанные в книге Деяний, позволяют сделать на этот счёт несколько предположений.

Во-первых, Павел, вероятно, видел растущую оппозицию к себе со стороны язычников и необращённых иудеев (см. 2 Кор. 1:8). В стратегически важные моменты ему было лучше всего оставить работу в том или ином районе и двигаться дальше, передав работу церкви в руки способных руководителей, которых он обучил. Выбор времени был важен. Он уже сворачивал работу в Эфесе, но не хотел уходить слишком поспешно.

Во-вторых, иудейский праздник Пятидесятницы отмечался через пятьдесят дней после Пасхи. Это значит, что он мог выпасть, самое раннее, на середину мая. Если бы Павел ушёл из Эфеса в середине мая, то у него был бы почти год, чтобы посетить македонские церкви и затем провести зиму в Коринфе. Навигация на Средиземном море должна была возобновиться в такое время, которое позволило бы ему попасть в Иерусалим как раз к Пятидесятнице следующего года. Пятидесятница была одним из главных праздников, когда иудеи из всех уголков Римского мира собирались в Иерусалиме, но она имела особую привлекательность для христиан из иудеев, потому что это была годовщина первой проповеди евангелия и рождения церкви (Деян. 2:1; 41). Придя в Иерусалим на Пятидесятницу, Павел рассчитывал увидеть там значительное число уверовавших иудеев (Деян. 21:20).

Стих 9. Третьим фактором, почему Павлу не хотелось оставлять Эфес ради посещения Коринфа даже на несколько недель, была безотлагательность его успешной работы в Эфесе. В книге Деяний отмечается, что «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и эллины» (Деян. 19:10). «Асией» называлась римская провинция на западе центральной части современной Турции. Помимо Эфеса, в неё входили такие крупные города, как Сардис, Пергам, Милет и Смирна. Наряду со значительным успехом, там уже было противников много. Серебряных дел мастера во главе с Димитрием выступили против христианства (Деян. 19:24). События в Эфесе оказались для апостола более опасными, чем он мог себе представить во время написания этого письма в Коринф (см. 2 Кор. 1:9).

В Эфесе Павел пробыл дольше, чем в Коринфе (см. Деян. 18:11; 20:31); и всё же читатели сравнительно мало знают об эфесской церкви, исходя из книги Деяний и писем в Коринф. Послание к эфесянам, в противоположность письмам в Коринф, даёт мало информации о церкви в этом городе. Отсутствие сведений о церкви в Эфесе — одна из причин, почему многие библеисты считают, что Павел написал это письмо для распространения среди всех церквей Асии. Наименование «Эфес» могли приписать к посланию, потому что это был главный город провинции. Однако в ранних, наиболее почитаемых манускриптах никакой город в начале послания не упоминается.

ТИМОФЕЙ И АПОЛЛОС (16:10–18)

«Если же придёт к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас в безопасности, ибо он делает дело Господне, как и я. Поэтому никто не пренебрегай им, но проводите его с миром, чтобы он пришёл ко мне, ибо я жду его с братьями. А что касается брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братьями пошёл к вам, но он никак не хотел идти ныне, а придёт, когда ему будет удобно».

Стих 10. Павел не один оказывал водительство и руководство христианам. В последних словах своего письма апостол говорит о работе и помощи некоторых из своих соработников. Называя этих людей по имени, он побуждает христиан быть твёрдыми и не принимать учений, выхолащивающих веру, которую они исповедали.

Тимофей был одним из самых плодотворных, самых верных и самых надёжных из всех спутников Павла (см. Фил. 2:19–22). Он присоединялся к приветствиям Павла в большем количестве писем, чем кто-либо другой. Это второе упоминание его имени в 1 Коринфянам (см. 4:17), но на этот раз он не присоединяется к приветствию Павла. В книге Деяний описываются обстоятельства, при которых Тимофей начал работать с Павлом. Он родился в провинции Галатии, скорее всего в городе Листре (Деян. 16:1, 2). Позже он стал частым посланником апостола (см. Деян. 19:22).

Точную хронологию событий с участием Тимофея, когда Павел работал в Эфесе, трудно воссоздать; но если путешествие в «Македонию и Ахаию» в Деян. 19:21 должно было завершиться в Коринфе, тогда Тимофей мог быть в компании одного Эраста. Имя «Эраст» было довольно редким среди греков, и поэтому вряд ли в Коринфе было два человека с таким именем. Тот самый человек, который сопровождал Тимофея из Эфеса в Коринф, может упоминаться и в Рим. 16:23.

Павел не вдаётся в подробности, почему Тимофею могла грозить опасность при появлении в Коринфе, но 1 Кор. 4:17 может содержать ключ к разгадке. Часто предполагают, что он был тихим и мирным человеком (1 Тим. 4:12), которому было трудно противостоять напористым оппонентам в Коринфе. Это, в лучшем случае, точно не известно. Так как церковь в Коринфе страдала от нескольких острых проблем, молодому человеку вроде Тимофея было бы трудно найти поддержку внутри церкви, чтобы произвести изменение. Павел, конечно же, не думал, что Тимофею надо было опасаться за свою жизнь, но ему нужны были уважение и поддержка со стороны церкви, если потребуется быть посредником в спорах и проводником любого авторитетного слова для церкви от Бога. Павел говорит о своём спутнике: «…ибо он делает дело Господне, как и я».

Стих 11. Совершенно ясно, что Павел ожидал, что его первое письмо коринфянам будет доставлено и прочитано церковью ещё до прибытия туда Тимофея. Его ещё не было в Коринфе, но церковь могла ждать его прихода через несколько месяцев или даже недель (см. 4:17). Тимофей не мог быть тем вестником, который доставил церкви 1 Коринфянам. Помимо просьбы к церкви не давать Тимофею повода бояться, Павел наставляет братьев отнестись к нему с уважением и почтением, подобающим его миссии. «Поэтому никто не пренебрегай им [аутон экcутенэсэ]», — пишет Павел. Позиция местоимения «им» в предложении говорит о том, что на этом слове сделан акцент. Смысл такой, что в силу его богоданной миссии церковь не должна относиться к молодому проповеднику пренебрежительно, будто он недостоин и капли уважения.

Письма Павла изобилуют напоминаниями, что в его жизни происходило много такого, что выходило за рамки непосредственных проблем, поднятых в письме. Он призывает коринфян слушаться Тимофея, относиться к нему с уважением и затем обеспечить его всем необходимым для завершения путешествия. Слова с братьями могут указывать либо на тех, кто сопровождал его друга Тимофея, либо на соработников Павла в Эфесе. Иными словами, Павел, возможно, хотел сказать: «Мы с братьями ждём его». Любая попытка определить, кто эти братья, будет чистым домыслом.

Стих 12. После главы 4 своего письма коринфянам Павел больше ничего не говорил об Аполлосе, и только здесь, в конце письма, апостол захотел пояснить дополнительный момент. Проведя некоторое время в Коринфе, этот александрийский христианин из иудеев пошёл своим путём. Если он вернулся в Эфес, то у них с Павлом была возможность обсудить дела в Коринфе. Хотел он этого или нет, но некоторую долю разногласий в Коринфе следовало отнести на счёт духа разделения, противопоставлявшего Павла Аполлосу. Апостол не пожелал ввязываться в какие-либо пререкания. Он хотел, чтобы коринфяне знали, что оба они, каждый по-своему, служат общему Господу (3:5–7).

Аполлос явно не был в подчинении Павла. Павел не использовал апостольскую власть, чтобы приказать Аполлосу явиться в Коринф. Никакой епископальной системы церковного управления не существовало. Павел только сказал: «я очень просил его [полла], чтобы он… пошёл к вам». Он мог иметь в виду «Я неоднократно просил» или «Я убеждал его, как только мог». «Братья», в сопровождении которых Павел просил Аполлоса пойти в Коринф, — это, вероятно, Стефан, Фортунат и Ахаик (16:17), которые доставили письмо Павлу от коринфян (7:1) и которые, по всей видимости, доставили ответ Павла обратно в общину. Аполлос, возможно, хотел держаться как можно дальше от споров, которые будоражили церковь. Какими бы ни были причины, «он никак не хотел идти ныне», — говорит Павел; и всё же он заверяет своих читателей, что Аполлос придёт, когда ему будет удобно. Нам остаётся только гадать, приходил ли этот учёный муж ещё когда-нибудь в Коринф и какую роль, если таковая была, он сыграл в церквах Греции и Асии.

СЕРЬЁЗНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ (16:13, 14)

«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Всё у вас да будет с любовью».

В следующих подряд четырёх коротких наставлениях Павел лаконично выражает свои пожелания и свою молитву за коринфскую церковь. Положительный отклик на его наставления будет равносилен исполнению указаний в письме, но бесполезно пытаться каждое отдельное наставление связать с вопросами, которые разбирал апостол.

Стих 13. Павел говорит церкви: «Бодрствуйте» (грегорео). Это слово иногда употребляется, когда речь идёт о бодрствовании в ожидании возвращения Господа (Мк. 13:35; 1 Фес. 5:6), но здесь Павел не имеет в виду парусиа. Иногда это слово означает не спать, находиться в активном состоянии (Кол. 4:2). Учитывая другие его наставления, можно предположить, что в данном случае апостол употребил это слово, чтобы предостеречь христиан от раздоров, заносчивости, состязания, похотливости и козней дьявола (см. 2 Кор. 12:20; 1 Пет. 5:8).

Стойте в вере означает «крепко держитесь апостольского учения» — или, говоря в отрицательной форме, не слушайте кажущуюся мудрой пропаганду, которая может пошатнуть верность христианской доктрине и морали (см. 2 Фес. 2:15). Используя термин, который в Новом Завете встречается только здесь, апостол побуждает коринфских христиан быть мужественными (андридзомай). Это слово нужно понимать как призыв к идеальному поведению, которое стандартно приписывалось мужчинам. Они не должны браниться и ссориться, как дети, а давать реалистичную и смелую оценку идолопоклонству, похотливости и другим грехам, распространённым в их языческом обществе. Христиане должны решительно и твёрдо отвернуться от такого поведения. Будьте тверды подчёркивает и частично дублирует предыдущие наставления. Твёрдость и упорство нужны, чтобы противостоять плотским искушениям и твёрдо держаться апостольского учения. Христианская жизнь требует тонкого баланса между твёрдостью и силой, где это необходимо, и мягкостью и терпением, где это возможно.

Стих 14. Следуя примеру Иисуса (см. Мк. 12:29–31), Павел заверяет христиан, что, кем бы они ни были и что бы ни делали, они должны демонстрировать любовь как подкрепляющую силу для благочестивой жизни. В главе 13 апостол ясно сказал, что любовь является основой христианской жизни. Перед лицом всех трудностей и проблем коринфской церкви Павел в 16:13, 14 даёт наставления, которые являются ключом к возрастанию во Христе.

Этими словами 1 Коринфянам заканчивается на ноте, аналогичной той, которая звучала в его начале. В 1:10 апостол умолял своих читателей, чтобы они «говорили одно», чтобы не было у них «разделений», но чтобы они «соединены были в одном духе и в одних мыслях». Если мы посмотрим на 1:10 как на заявление темы всего письма, то 16:14 служит её повторным заявлением: «Всё у вас да будет с любовью». Эти слова вполне могут быть высочайшим видом наставления.

СТЕФАН, ФОРТУНАТ И АХАИК (16:15–18)

«Прошу вас, братья, — вы знаете семейство Стефана, что оно начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым, — будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых».

Стих 15. В любой общине будут те, кто ведёт за собой примером. Павел представляет коринфской церкви семейство Стефана, которого он крестил собственноручно (1:16). Членов этой семьи Павел определяет как начаток Ахаии, что говорит о том, что они были среди первых, кого Павел обратил в коринфском регионе. Ахайя была довольно большой римской провинцией в южной части греческого полуострова. Она включала весь Пелопоннес и такие важные города, как Афины, севернее Коринфского перешейка. Ахайя и Македония на севере — вот практически и все римские административные районы Греции. Границы и организация варьировались в зависимости от императора. В бытность Павла в Коринфе этот город был столицей римской администрации в Ахайе. Стефан и его семейство необязательно были самыми первыми христианами в Ахайе (см. Деян. 17:34), но они были среди первых.

Слово «начаток» предполагает, что после обращения Стефана и его семейства другие тоже придут к повиновению евангелию. Так же и воскресение Христа обещает, что другие тоже воскреснут (15:23). В провинции Асии, находившейся на противоположной стороне Эгейского моря, Павел был более конкретным. Он свидетельствовал, что в этом регионе «начатком Ахаии для Христа» был некто Епенет (Рим. 16:5). Члены семейства Стефана с самого начала проявили себя как служители Бога и Его церкви. Все христиане в городе могли поучиться у них. Среди прочего, Павел даёт понять, что путь к единству в церкви — стойкое, богоугодное руководство.

Чтобы церковь была верна апостольскому учению, необходим порядок. Церкви в I веке, как и в наше время, чтобы быть дисциплинированной, сильной и верной (16:13), нуждались в руководстве. В Коринфе Стефан был таким человеком, на которого церковь могла рассчитывать в плане наставления и водительства. Он был укоренён в вере и твёрд в своей любви к Христу. В обеспечение действий правительства как единого целого военные и полицейские могут принудить к послушанию силой оружия. Используя в качестве силы деньги, корпорация может заставить сотрудников исполнять свои распоряжения. В церквах послушание и покорность — более тонкая вещь. Руководство там осуществляется через личность и поведение руководителя, которые в силу их превосходства пользуются уважением общины.

Стих 16. В посланиях 1 и 2 Тимофею и Титу чётко определено, каких людей церковь должна выбирать в руководители (см. 1 Тим. 3; Тит. 1). Согласно книге Деяний, Павел и Варнава поставляли старейшин в церквах вскоре после их основания (Деян. 14:23). Апостол побуждал фессалоникийцев ценить «предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас» (1 Фес. 5:12, 13). Письмо к филиппийцам адресовано «всем святым во Христе Иисусе… с епископами и диаконами» (Фил. 1:1). Мы не погрешим против истины, если сделаем вывод, что Павел регулярно назначал людей служить в качестве официальных руководителей. Его наставление относительно Стефана «будьте и вы почтительны к таковым» следует понимать в контексте апостольской заботы о водительстве и руководстве во всех церквах.

Стих 17. Вероятно, этих троих человек, Стефана, Фортуната и Ахаика, коринфская церковь делегировала с письмом, которое упоминается в 7:1. Нам ничего о них не известно, кроме того, что кратко сказано в 1 Коринфянам. Павел дважды упоминает «семейство Стефана» (см. 16:15). Он крестил членов этого семейства (1:16); они были начатком его работы в Ахайе, и они посвятили себя служению Господу (16:15). Понятно, что статус Стефана и его руководящая роль в церкви были другого уровня, чем Фортуната и Ахаика. Стефан, вероятно, был довольно состоятельным человеком. Что же касается Фортуната и Ахаика, то их имена были типичными для рабов. «Фортунат» означает что-то вроде «удачливый», а «Ахаик» — «из Ахайи».

Павел беспокоился о коринфянах. Эти посланники, говорит Павел, «восполнили для меня отсутствие ваше». Что бы эти слова ни означали, они не могут указывать на восполнение финансовых потребностей. Павел защищал право проповедующих евангелие зарабатывать на жизнь благовествованием (9:14), но сам отказался принимать деньги от коринфской церкви (9:15). Апостол не был связан с коринфянами материально, но его сердце было с этой церковью. Он очень хотел знать об успехах в Коринфе, а также о физическом и духовном благополучии своих братьев и сестёр. Доставившие письмо Павлу также «восполнили недостаток» (Восстановительный Перевод), принеся ему новости, хорошие и плохие.

Стих 18. Павел хвалит коринфской церкви этих троих людей, потому что они посредством письма, которое Павел отправляет с ними, и благодаря своей мудрости должны быть источником крепости и роста в церкви. Они успокоили Павла и успокоят коринфян. Ошибочно полагать, что модель Павла для церковного руководства состояла исключительно в «водительстве духом». Здесь язык тот же, что и в 1 Фес. 5:12, 13. Церковь должна почитать здравомыслящих руководителей, которые характеризуются стойкостью, высоконравственным поведением и здравым учением.

Среди даров, упоминаемых Павлом в 1 Кор. 12:28, были дары кибернэсейс («управления») и антилэмпсейс («вспоможения»), которые могут быть описательными терминами для блюстителей (старейшин) и дьяконов. Чтобы группа людей достигла какой бы то ни было цели, чтобы она имела хоть в какой-то степени единство, требуется руководство. А тем, кто принимает на себя обязанности по руководству церковью, всегда необходимо почтение и уважение.

ПРИВЕТСТВИЯ ОТ «ЦЕРКВЕЙ» И «БРАТЬЕВ» (16:19, 20)

«Приветствуют вас церкви асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашней их церковью. Приветствуют вас все братья. Приветствуйте друг друга святым целованием».

Стих 19. Возникает вопрос, сколько церквей асийских могло быть во время работы Павла над письмом? Асия, о которой здесь идёт речь, — это римская провинция с таким названием в западной части современной Турции. Везде, где в Новом Завете упоминается «Асия», это указание на римскую провинцию, а не на континент Азию и даже не на Малую Азию. Асия была первым римским административным районом к востоку от Эгейского моря. Она подпала под контроль Рима после смерти в 133 г. до н. э. царя Пергама, который завещал своё царство римскому народу и Сенату. История Асии была бурной; но через двести лет после её аннексии римлянами Асия продолжала обеспечивать Рим богатством и ресурсами, не имевшими равных среди других провинций. Главными городами в провинции были и Эфес, и Пергам, и Смирна, но когда римский правитель начинал в ней своё одногодичное пребывание, то, согласно закону, он останавливался в Эфесе.

Акила и Прискилла, впервые упомянутые в Деян. 18, были соработниками Павла как в церковных, так и в гражданских делах. Об Акиле сказано, что он был родом из Понта (Деян. 18:2). Возможно, бизнес побудил его с женой перебраться в Рим; оттуда они были изгнаны, когда император Клавдий выдворил из города всех иудеев (Светоний Жизнь Клавдия 25.4). В Эфес из Коринфа эта супружеская пара пришла вместе с Павлом (Деян. 18:18), где, видимо, они и находились до самого того времени, когда Павел написал это письмо. В Эфесе они познакомились с Аполлосом и наставили его в Господе. Сообщение в книге Деяний дополняет послания Павла без явных попыток подстроиться под его письма.

Позже мы находим Акилу и Прискиллу в Риме с церковью, по-прежнему собирающейся в их доме (Рим. 16:3–5). Они были преданными христианами. Павел всегда употреблял более формальное написание, «Приска» (см. Восстановительный Перевод, Российское Библейское Общество, Славянское Евангельское Общество; в Синодальной Библии, Международном Библейском Обществе и Современном Переводе не отражено), тогда как Лука предпочитал «Прискилла» (Деян. 18:2, 18, 26). Из шести случаев упоминания этой пары в Новом Завете Прискилла четырежды стоит первой (в Синодальной Библии не отражено). Порядок может иметь значение, хоть и необязательно, но понятно, что Прискилла была преданной христианкой и равным партнёром мужа в Господней работе.

Стих 20. «Все братья» в приветствии не следует понимать как нечто иное, нежели «церкви асийские» в предыдущем стихе. Павел старается воспитать в христианах чувство общего братства, выходящее за пределы городов. В том мире, в котором жил Павел, существовал — и продолжает существовать в некоторых культурах по сей день — обычай приветствовать друг друга поцелуем (см. Рим. 16:16; 2 Кор. 13:12; 1 Фес. 5:26; 1 Пет. 5:14). Однако повеление так поступать вызывает вопросы, связанные с толкованием. Сегодня церковь не следует букве этого повеления на том основании, что оно было обусловлено той культурой. Нам говорят, что для современных американцев сердечное рукопожатие равнозначно святому целованию. Как далеко может зайти церковь с таким рассуждением? Мы не должны путать библейские повеления с указаниями для конкретной культурной среды.

ВАЖНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ (16:21, 22)

«Моё, Павла, приветствие собственноручно: кто не любит Господа Иисуса Христа — анафема. Маранафа!»

Стих 21. Как правило, Павел диктовал послание писцу, а в конце подписывал его собственноручно (см. Гал. 6:11; Кол. 4:18; 2 Фес. 3:17; Фил. 19). В древности письма иногда подделывали. Из 2 Фес. 3:17 можно понять, что церковь получала письма как будто бы от Павла, хотя на самом деле они были не от него. Апостол, пользуясь своим личным росчерком, установил чёткий признак, по которому можно было определить подлинность его писем.

Стих 22. Для Павла нехарактерно завершать письмо анафемой или даже торжественной клятвой (см. Рим. 16:17). Однако Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа — анафема». Не любивший Господа мог быть открыто заявленным верующим; но эта фраза могла также означать и любого неверующего. В любом случае примечательно, что Павел не выражает требования личной верности. Главное для него — чтобы коринфяне любили Господа. Можно было бы ожидать, что он употребит агапао («я люблю») вместо филео («я люблю»), однако разница между этими двумя глаголами, имеющими значение «любить», часто бывает преувеличена.

Последнее слово, Маранафа, — арамейское, и означает оно «Мой Господь, приди», марана фа. Странно, что в греко-римском контексте употреблён арамейский язык. По-видимому, это выражение, как и слово «Аминь», было перенесено ранними христианами из Ветхого Завета в качестве свидетельства палестинских корней их веры (Дидахе 10.6). В Отк. 22:20 эта фраза появляется в греческой форме, эркху кирие Иэсу, «Гряди, Господи Иисусе»). И на греческом и на еврейском, эти слова утверждают не только священную надежду, но и уверенное ожидание. Эта фраза связывала верующих друг с другом, когда они произносили слова, общепринятые в их среде, но непонятные для посторонних.

ЗАВЕРЕНИЕ ПАВЛА В ЛЮБВИ (16:23, 24)

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь».

Стих 23. Коринфским христианам, в противоположность тем, кто не любит Господа, Павел желает Божьего благоволения и Его благословений. В английском языке значение слова благодать в религиозных контекстах более узкое, нежели у греческого кхарис. В греческом языке это было общее слово, имевшее значение благоволения или благословения. Павел воспользовался этим словом и переиначил его, чтобы оно означало дар Бога в лице Иисуса Христа.

Стих 24. Павел хотел, чтобы коринфяне знали не только о благословениях и благоволении Господа; ещё он заверяет их в своей личной привязанности к ним, любви во Христе Иисусе. Любовь Христа выражается через Его людей, которые должны любить и поддерживать друг друга.

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы