"Воспоминания и размышления"- так назвал свои мемуары маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Мемуары всё-таки увидели свет в 1969 году, правда, с существенными сокращениями и правками. Но маршал вынужден был довольствоваться этим, ведь выход книги сильно затягивался. В 1968-м он собрался с духом и обратился к Брежневу и Косыгину с едким письмом о причине задержки публикации его мемуаров.
После небольшой паузы Жукову пояснили, в чём дело. Леонид Ильич хочет, чтобы в мемуарах было упоминание о нём - военном герое товарище Брежневе. Правда состояла в том, что во время войны Жуков и Брежнев не встречались, а выдумывать Георгий Константинович приучен не был.
Но решение было найдено!
В 1943 году Жуков прибыл в Новороссийск. Бои под Новороссийском были ожесточённые. И вот в мемуарах появилась фраза о том, что Жуков, маршал Советского Союза, заместитель Верховного Главнокомандующего, очень хотел получить совет полковника Брежнева по стратегии десантной операции. Это имело бы хоть какой-то смысл, не будь Брежнев замполитом.
Но мало этого! Он не смог проконсультироваться с этим экспертом десантного штурма только потому, что в этот момент полковник Брежнев отважно находился на передовом плацдарме и приближал освобождение города в бою.
Скрепя сердце, Жуков согласился на эту абсурдную вставку и добавил скупо:
- Умный поймёт!
Эту фразу, конечно, передали Брежневу. Он не стал ничего отвечать маршалу Победы. В книге, сокращённой и переписанной, так и сохранился этот героически-недостоверный эпизод: маршал Жуков нуждается в совете полковника Брежнева, с которым он совершенно не знаком, а полковнику некогда, он - на острие атаки.
Но, видимо Леонид Ильич запомнил этот случай. Когда спустя несколько лет на экраны вышел фильм "Они сражались за Родину" по роману Михаила Шолохова, отдел пропаганды ЦК КПСС запретил его выпускать из-за того, что в фильме нет ни одного героя генерала. Помните? Лейтенант, ефрейтор, рядовой… Истинные творцы Победы.
Отдел ЦК вступил в конфронтацию со съёмочной группой. Единственный полковник в фильме Бондарчука, и тот показан в эпизоде!
Разрешить спор сотрудники ЦК решили с помощью третейского судьи – Генерального секретаря Брежнева. Уж он-то, закончивший войну в звании генерала, должен приструнить дерзких киношников!
К их удивлению, Брежнев их не поддержал. Мало того, по его распоряжению фильм вышел на широкий экран со словами:
"Войну выиграли не генералы, её выиграли полковники".
Умный поймёт!