Найти в Дзене
Теперь понятно.

Ты должен это знать! 15 величайших картин.

Оглавление

Чтобы считаться образованным человеком и разносторонней личностью, необходимо обладать общими познаниями по различным предметам. За всю историю живописи людьми были созданы сотни гениальных произведений. Каждому любознательному человеку нужно знать хотя бы некоторые из них, чтобы не путать Мане и Моне и отличать Венеру от Свободы .

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Рождение Венеры, 1482-1468
Рождение Венеры, 1482-1468

Перед нами прекрасная богиня Венера. Боги ветра Зефир и Аура гонят раковину к берегу. Где ее ждёт нимфа времён года Ора, чтобы укрыть покрывалом с цветочным орнаментом. Раковина в античности символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность. В христианской трактовке она стала означать чистоту и непорочность. Венера невообразимо красива. Это один из самых пленительных образов Эпохи Возрождения. Если бы богиня любви на самом деле существовала, она была бы именно такой..

Исследователи установили, что Боттичелли нанес на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему она хорошо сохранилась.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Сад земных наслаждений, 1500—1510
Сад земных наслаждений, 1500—1510

Триптих получил свое название благодаря центральной части, посвященной греху сладострастия. Слева расположен рай, в центре – мир наслаждений, а справа – ад, куда отправятся грешники. При этом уже в раю наблюдаются определенные странности. Например, там есть сцены насилия: животные поедают друг друга, хотя считается, что до грехопадения Адама и Евы ничего подобного не было. В центральной части образы более понятные: там влюбленные сидят внутри мыльного пузыря, отгородившись от всего мира. Однако их идиллия иллюзорна, пузырь в любой момент может лопнуть. Среди более понятных символов ракушки – это аллегорическое изображение женского естества. В правой части Босх изобразил машины для пыток в виде музыкальных инструментов, которые используются для наказания грешников. Здесь же можно увидеть лицо, которое смотрит с картины: это один из фирменных приемов художника.

Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама»

Сотворение Адама, ок. 1511
Сотворение Адама, ок. 1511

Одно из важнейших произведений Высокого Возрождения находится под потолком Сикстинской капеллы. Увидеть творение Микеланджело можно, только если задрать голову. В центре композиции художник поместил руки Бога Отца и Адама, которые тянутся друг к другу. Бог своей творческой энергией как бы дает импульс душе Адама, но при этом божественное и человеческое не соединяются.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Мона Лиза, 1503-1519
Мона Лиза, 1503-1519

Знаменитая картина, которая и сегодня вызывает споры зрителей и критиков. Любопытно, что о ней вообще могли забыть. «Мона Лиза» долго хранилась в ванной комнате и потеряла вид, а позже оказалась в музейных запасниках. Ее достали и отреставрировали по приказу Наполеона.

Эдуард Мане «Завтрак на траве»

Завтрак на траве, 1863
Завтрак на траве, 1863

Художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами». Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику. Картина «Завтрак на траве», которая и сегодня вызывает неоднозначные чувства зрителей, вызвала сильное возмущение общества, когда была представлена на выставке «Салон отверженных». До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. Первоначально картина называлась «Купание». Общество возмутил не только сюжет: двое одетых как денди мужчин беседуют между собой, не обращая внимания на обнаженную женщину рядом с ними. Также всех шокировало то, что художник изобразил узнаваемых людей.

Однако ценность полотна вовсе не в сюжете. Если посмотреть на картину внимательно, может создаться ощущение, что это фотография, сделанная с яркой вспышкой. Мане продемонстрировал роль дневного света в живописи, когда фигура обнаженного человека кажется более плоской и светлой. Этот эффект удалось усилить на контрасте с темной одеждой мужчин. Впоследствии именно на этом открытии Мане был основан метод художников-импрессионистов, которые изменили подход к передаче дневного света и впечатления в живописи.

Ван Гог «Звездная ночь»

Звездная ночь, 1889
Звездная ночь, 1889

По поводу этой картины Ван Гог писал брату Тео: «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды». В этой картине Ван Гог продемонстрировал в полной мере свою уникальную технику мазков. Особые приемы в наложении цвета придают картине движение и динамику. Если внимательно понаблюдать за полотном, может создаться ощущение, что изображение движется.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Тайная вечеря. 1495—1497
Тайная вечеря. 1495—1497

Считается, что на работе изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.

Эдвард Мунк «Крик»

Крик. 1893
Крик. 1893

Норвежский живописец сделал несколько вариантов этой странной картины пастелью и маслом. Существуют разные версии появления этого сюжета. Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить. В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Некоторые исследователи отмечают, что там поблизости располагалась крупнейшая скотобойня Осло. Неподалеку от нее находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Возможно, рев забиваемых животных смешивался с криками душевнобольных, и Мунк выразил ужас от этих звуков в своем сюжете. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». До конца неясно: фигура на переднем плане то ли кричит, то ли затыкает уши, чтобы не слышать вопля, который яркими волнами расходится вокруг. В начале 2000-х годов появились предположения, что необычный закат был связан с выбросом пепла из вулкана Кракатау.

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Голубые танцовщицы, 1897
Голубые танцовщицы, 1897

С возрастом у него ослабло зрение, и мастер стал работать большими цветовыми пятнами. Ему удалось создать иллюзию движения. На квадратном полотне художник четко выстроил композицию и вписал в нее балерин в неожиданном ракурсе. Известно, что Дега много наблюдал за балеринами с разных точек в Парижской опере, в том числе из-за кулис, и приглашал в свою мастерскую для позирования. Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка.

Рисунок сделан пастелью: чтобы добиться прозрачности, Дега брызгал на него кипятком. При внимательном рассмотрении можно увидеть следы от стекавших капель воды.

Поль Сезанн «Купальщицы»

Купальщицы, ок. 1900
Купальщицы, ок. 1900

Если импрессионисты смотрели на все через световое и цветовое восприятие, то Сезанн видел мир через восприятие объемов. Художник утверждал, что все можно вписать в простые геометрические предметы – сферы, цилиндры, конусы. Поэтому его «Купальщицы” предстают не в виде красивых девушек, а будто рассмотренные через призмы различных форм.

Густав Климт «Поцелуй»

Поцелуй. 1907—1908
Поцелуй. 1907—1908

В этой необычной картине знаменитый австрийский художник выбрал для женской фигуры пестрые округлые формы, а для мужчины – более жесткие прямоугольные. При этом ореол, окружающий мужчину, имеет сходство с фаллическим символом. Любопытно, что обе фигуры стоят на коленях. Еще одна особенность этой картины в том, что она плоская и больше похожа на причудливый орнамент

Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Сикстинская мадонна. 1513—1514
Сикстинская мадонна. 1513—1514

На картине изображена Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по сторонам занавес лишний раз подчёркивает геометрическую продуманность композиции. Это одно из первых произведений, в котором зритель оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой»

Девушка с жемчужной серёжкой, ок. 1665
Девушка с жемчужной серёжкой, ок. 1665

Это одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой.

Рембрандт «Ночной дозор»

Ночной дозор, 1642
Ночной дозор, 1642

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16.

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Свобода, ведущая народ, 1830
Свобода, ведущая народ, 1830

В центре картины изображена женщина, известная как Марианна — символ Французской республики и олицетворение национального девиза «Свобода, Равенство, Братство». В этом образе Делакруа удалось совместить величие античной богини и отвагу простой женщины из народа. На голове её фригийский колпак (символ свободы во времена первой французской революции), в правой руке — флаг республиканской Франции, в левой — ружьё. Босая и с обнажённой грудью, символизирующей самоотверженность французов, способных с «голой грудью» идти на врага, она шагает по груде трупов, словно выходя из холста прямо на зрителя.