Найти в Дзене

На какие моменты следует обратить внимание при выполнении артикуляционной гимнастики

В интернете очень много информации о том, для чего нужна артикуляционная гимнастика, что это такое, даны упражнения и техника их выполнения. Но как практикующий логопед, я бы хотела обратить внимание родителей на ошибки детей, при выполнении тех или иных упражнений.

У каждого звука существует определенный артикуляционный уклад - положение губ, языка во время его произношения. Для постановки звука очень важно этот уклад сформировать, а в этом как раз помогает артикуляционная гимнастика. Поэтому выполняя упражнения, обязательно обращаем внимание на правильность их выполнения.

Рассмотрим некоторые из них. Не забываем, что каждое упражнение необходимо выполнять 6-8 раз, под счёт до пяти.

Упражнения для губ.

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Трубочка (Хоботок).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Следить, чтобы зубы при вытягивании губ вперед были сближены. Некоторые дети при вытягивании губ вперед выдвигают нижнюю челюсть. Этого не должно быть.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Следить, чтобы ребёнок не размыкал зубы.

После того, как ребёнок хорошо будет выполнять эти упражнения, можно предложить ему выполнить упражнения на переключаемость с одного упражнения на другое за один прием.

«Заборчик - Трубочка», «Заборчик – Трубочка – Бублик».

Статические упражнения для языка

1. Птенчики (Окошко).
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Упражнение выполняется без напряжения. Некоторые дети при выполнении очень широко раскрывают рот, напрягая мышцы шеи, этого быть не должно.

2. Блинчик.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние резцы, она должна быть так же расслаблена. Напряжённый язык свидетельствует о повышенном тонусе языка.

3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Иногда при выполнении ребёнок может выдвигать нижнюю челюсть вперёд, этого не должно быть.

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Следить, чтобы кончик языка не загибался кверху, язык не должен лежать на нижней губе. Так же следите, чтобы ребёнок язык не зажимал губами.

5. Горка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Следить, чтобы язык не прижимал к верхним резцам.

6. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу, удерживать в таком положении. При правильном выполнении подъязычная связка натянута. Часто дети просто поднимают язык вверх.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики.
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта. Следить, что бы нижняя челюсть была не подвижна.

2. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку. Следить, чтобы нижняя челюсть была не подвижна. Если при выполнении упражнения ребёнок, поднимая язык вверх, помогает себе нижней челюстью, поднимая ее вместе с языком, тогда предложите ребёнку тянуться языком к верхним и нижним резцам, рот так же широко открыт.

3. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Следить, что бы нижняя челюсть была не подвижна. Постепенно добиваться правильного выполнения.

5. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, тем самым растягивая подъязычную связку (уздечку), возвращаем в исходное положение.

9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба и обратно. Следим, что бы ребёнок не «выбрасывал» язык изо рта.

Когда ребёнок хорошо отработал каждое упражнение, можем выполнять сразу несколько упражнений на переключаемость с одного на другое за один прием.

«Блинчик - Чашечка», « Иголка - Горка»,

«Блинчик – Чашечка – Иголка - Горка».