Если оставить в стороне социальные аспекты проблемы, то во всей этой истории с пандемией обнаружится много странного.
Во первых - потрясающая заразность. Обычный грипп, с которым почему любят сравнивать covid-19, так не передается. Даже если в семье кто-то заболеет, то не факт, что заболеют другие члены семьи. Если больной лежит на отдельной кровати, ест из отдельной посуды, чихает и кашляет, как положено - в платок, то у болезни мало шансов поразить контактеров. Если это форма гриппа, то почему он не зависит от погоды, температуры, ведь обычный грипп мало активен в теплое время года.
Человек, сам зараженный короной, обязательно заражает еще и трех-четырех человек. В Черновицкой области Украины жительница деревни, заразившая своих родственников и односельчан, умоляет не их убивать ее и ее внуков...
Это не похоже на бубонную чуму, где среди заболевших встречаются выжившие, и на легочную чуму, где таковых не наблюдается. Это похоже на чумку, которой подвержены собаки и некоторые другие животные. Гибнут и гибнут потихоньку, если не лечить, вроде как от простуды. Но от чумки есть вакцина. А нашу "чумку" лечить некому - рядом нет более развитых существ, находящихся на более высокой стадии развития, способных нам помочь. Поэтому вся наша терапия продолжает носить не целительный, а поддерживающий, паллиативный характер. Как травка, которую находит и жует кошка, когда ей плохо.
И до сих пор непонятно есть ли у кого-нибудь стойкий иммунитет к этой болезни...
Новое и в науке вообще и в медицине в частности - всегда продолжение старого. Принципиально нового (такого - чтобы все ахнули) давно уже нет ничего, и вся вселенная состоит из элементов уже открытых. Этим объясняется вообще научный принцип познания: основываясь на уже известном, найти в неизвестном элементы известного и, опираюсь на них, двигаться дальше. Но... только не в случае с коронавирусом.
Пандемия коронавируса началась в Китае еще в январе этого года, а до сих пор не появилось никаких действенных средств защиты и лечения. Никаких препаратов. Ничего, кроме пресловутого карантина и ограничения передвижения населения, о чем догадывались уже в Средние Века во время массовых эпидемий.
Иногда возникает ощущение, что во время новостей видишь фильм или вообще все это сон... Откуда вообще взялась эта напасть? Неужели действительно от летучих мышей и муравьеда? Или секретных лабораторий? А вирус уже на ходу переобувается, мутирует. Уже есть A, B и C, что делает весьма проблематичной разработку вакцины.
Людям всегда хотелось жить дольше и лучше. И за века борьбы за существование и хорошее самочувствие человек достиг определенных успехов.
Были практически побеждены свинка - эпидемический паротит, скарлатина, корь, ветряная оспа, коклюш и краснуха, дифтерит. Последний всплеск в СССР черной (натуральной оспы), которую случайно занес в Москву из Индии художник Кокорекин, был придавлен дружными усилиями медиков, спецслужб и милиции. Так же как и эпидемия холеры в 1970 в Одессе была локализована и прекращена.
Но чем дальше в глубь веков - тем более жуткими были эпидемии. Инфекционные заболевания проносились над планетой как смерчи и косили людей как траву.
Но были те, кто выживали, переболев, были те, кто вообще не заболевал, в силу особенностей строения индивидуальной иммунной защиты.
Если бы это не было так, то агрессивная вирусная и микробная среда уничтожила бы человечество давным давно. Она просто не дала бы ему существовать.
Еще в 19 веке из всех родившихся к возрасту 15 лет умирало от разных причин больше половины.
Люди и, в особенности, дети умирали от множества болезней - от желудочно-кишечных расстройств и разных катаров до цинги и номы (гангрены лица), лепры (проказы), туберкулеза. Все это встречаются и сейчас в неблагополучных районах планеты, обязанным своим существованием кривизной социального аспекта "глобального рынка". А медицина же до 19 века только помогала человеку скорее умереть, чтобы меньше мучился (хотя иногда - чтобы больше помучился, как прижигания, чтобы прекратить воспаление).
Но современная медицина позволяет выживать еще с детства тем, кто в силу многих неблагоприятных факторов - от природных условий до тяжелой наследственности не должен выжить. На планете сейчас живет множество людей, которых быть не должно, которым жить дают возможности современной медицины. Фактически почти вся современная человеческая популяция представляет собой такой ковчег спасенных, существующих условно, хотя и забывающих об этом... Знание правил гигиены, вообще культура быта, грамотность в плане профилактики дает стойкий эффект. Осуществляемое медицинское наблюдение за каждым человеком (или почти за каждым), начиная с младенчества дает ему право на жизнь, невзирая на все неблагоприятные факторы. И это хорошо.
Самое важное: были побеждены болезни "общественные", вызывающие массовые поражения и массовую смертность - заразные болезни, которые влияли на социальную и политическую жизнь общества, то есть попросту разрушали ее.
Только вот есть одно "но". Человек как часть природы подвержен естественному отбору, а сейчас этот естественный отбор сведен к минимуму. Микрофлора человеческого организма, в особенности желудочно-кишечного тракта, полости рта и носа, позволяла регулировать взаимоотношения со внешней средой, что-то пресекая, а с чем-то договариваясь, как примерно Римская Империя первых веков новой эры селила по своим границам племена варваров, чтобы они защищали ее от других варваров.
Это, кстати, касается и психических отклонений, которые встроены в человеческую жизнь в форме неврозов, порождающих не только тоску и депрессию, но и произведения искусства и гениальные открытия, двигающие вперед науку. Ну, а если в каком-то конкретном случае договориться не удалось, такой индивид(ы) должен был, как говориться, покинуть зал...
О том, что естественный отбор - это пункты договора с природной средой давно известно... И о том, что его легитимность ставится под сомнение из-за вмешательства современных методов лечения и предупреждения заболеваний.
И вот вопрос, может ли это продолжаться до бесконечности? Можно ли продлевать до бесконечности этот договор, который человечество нарушает созданием своей, свободной от влияния природы территории?
Не споткнется ли на каком нибудь витке цивилизации homo sapiens в своем стремлении создать себе нишу, среду обитания, очищенную от всяких неожиданных сюрпризов? Не найдется ли наконец такая болезнь, которая прорвется, как сказал один врач, из мира животных, растений или насекомых в мир людей? В тот мир, где человек уже чувствует себя полновластным хозяином? Прорвется, чтобы обнулить все его достижения?
И заставит человека вновь ползать на карачках, с опаской глядя в грозовое небо, собирая осколки цивилизации, уже не вполне понимая, как они могли составлять одно целое...