Какую реальную катастрофу можно сопоставить с катастрофой "Апокалипсиса"? Может ли после землетрясения в море появляться "огненный столп", повсюду распространятся запахи серы, а также идти токсический град, вызывающий язвы и отравляющий воды, придающий водам полынный вкус?
Такая катастрофа может происходить вблизи побережья, если в море сложатся подходящие для этого условия. Дело в том, что при землетрясении на побережье резкие подвижки морского дна могут вызывать оползни и обрушения толщ осадочных пород. Эти породы содержат горючие газы метан и сероводород. После оползней газы освобождаются и всплывают на поверхность моря. Малейшая искра и море вспыхивает, над ним вздымается "огненный столп".
Затем события идут своим чередом: над факелом поднимается потоки горячего, насыщенного влагой воздуха. При встрече с верхними более холодными слоями атмосферы влага в этих потоках конденсируется, и даже в ясную погоду сгущаются облака. Итак, мы видим "огненный столп, облеченный облаком". Можно вспомнить огненный столп, который ночью вел евреев по пустыне (Исх.,13), но тот столп был в пустыне, а не в море, и появление его не было связано с землетрясением.
Итак, горит сероводород. Распространяются удушающие запахи серы (Ангел опрокинул кадильницу, люди задыхаются от дыма и серы). При горении сероводорода образуется двуокись серы. Двуокись серы, соединяется с водой, производит серную кислоту. Значит, над факелом формируется не просто облако, а облако серной кислоты.
Из сернокислого облака, разумеется, проливается "чаша гнева Божия". Из него идет кислотный град, "смешанный с кровью". И разумеется, воды, отравленные серной кислотой, становятся "полынью". Теперь понятно, почему комету, которая предсказала это событие, назвали "звездой полынью"
Реальные сероводородные катастрофы сопровождаются явлением, которые получило название "красного прилива". Такого рода катастрофы случаются довольно часто в некоторых областях земного шара. Правда, по масштабам они не столь грандиозны и разрушительны, но тем не менее в основных чертах их описание совпадает с описанием, которое дал Иоанн Богослов. Если поднятие глубинных сероводородных вод не вызывано землетрясением, то события завершаются сравнительно мирно. В таком случаи сероводорода поступает на поверхность недостаточное количество для того, чтобы произошла его возгорание - чувствоваться лишь неприятный запах и начинается "красный" прилив. Подобные "красные приливы" являются настоящим национальным бедствием многих прибрежных районов Перу, а также района у африканского мыса Уол-Фиш-Бей (Намибия). Отравлено сероводородом и Красное море, воды его имеют одну из самых больших концентраций этого газа. И поскольку побережье Красного моря отличается сейсмической активностью, есть основания предполагать, что в прошлом здесь могли происходить локальные катастрофы, так же как и близ Мертвого моря. Получается объяснение и явления Бога у горы Сион о которых шла речь в разделе о катастрофах Ветхого завета. Эта гора находится у побережья Красного моря. Если опираться на библейский текст, то может показаться, что эта гора - действующий вулкан, так как Господь является в "пламени поедающего огня" и обрушивает "каменный град". Однако ни Сион, никакая другая гора аравийского полуострова не могла быть действующими вулканами в течении последних несколько миллионов лет. Так что у нас есть все основания считать, сто мы здесь сталкиваемся с описанием "сероводородных" катастроф, подобных описанным Иоанном Богословом.
Может быть, и рассказ о Казнях Египетских относится не только к извержению Санторина, но и катастрофам, которые мы рассматриваем. Все-таки Санторин расположен довольно далеко от Египта, и его активность не могла значительно затронуть египетскую территорию. Археологические раскопки подтверждают, что выпадение санторинского пепла, заметное в Греции, почти не коснулось Палестины и Египта. В то же время кислотную тучу, которая образовалась над Красным морем после землетрясения, могло отнести на значительное расстояние от эпицентра в Египет. Это объясняет, почему среди Казней Египетских не было землетрясения. Оно произошло далеко от Египта.
Отметим и такую особенность - катастрофа Санторина была единичной, а для образования мифа, для создания так называемой эпической ситуации важно неоднократное повторение бедствий. В связи с этим представляется, что вариант сероводородной катастрофы - повторяющееся событие - более приемлемым.
(продолжение часть 3)