Ровно 116 лет назад не стало Василия Васильевича Верещагина, русского художника-баталиста. Примечательно, что он терпеть не мог войну и никогда не был очарован военной эстетикой, но прославился именно батальной живописью. В итоге именно война забрала жизнь художника. Но об этом позже.
Верещагин бесконечно любил путешествия. Свои постоянные поездки он называл лучшей школой и черпал вдохновение для картин и заметок именно из своих скитаний по миру. За всю жизнь он объехал почти весь свет, был в Америке и Японии, на Филиппинах и в Индии.
Восток Верещагин просто обожал. В поездках рождались целые серии картин о богатом и бедном быте тамошних обитателей (которые потом скупал Третьяков за огромные деньги).
Сейчас такие люди, как Верещагин, становятся военными корреспондентами. Художник изображал правду войны так, как видел ее, ничего не приукрашивая и не замалчивая. За этого его не очень любило правительство тех лет, обвиняя, порой, в антипатриотизме. Некоторые картины были настолько тяжелыми и скандальными по своему содержанию, что автору пришлось их уничтожить (речь, в частности, о картине "Забытый", на которой в чистом поле лежит поверженный солдат Российской империи, а над ним кружат вороны. Павшего героя забыли, его некому похоронить, для страны он всего лишь был единицей войска).
Для Верещагина главным было просто сказать правду. Война ужасала его и каждая картина - это высказывание об этом. Свою работу над циклом о русско-турецкой войне он описывал так: «Возьмешься писать, разрыдаешься, бросишь... За слезами ничего не видно...»
Конечно, его картины нужно смотреть последовательно, сериями, с комментариями искусствоведов и объяснением того, что на них изображено. Или просто всматриваться и чувствовать - символы картин предельно ясны.
Вот та самая картина "а, ну это же этот, как его". Называется она "Апофеоз войны". Предположительно, идею для этого полотна Верещагин нашел, когда увидел выжженные и пустынные земли Западного Китая, где в то время подавлялись восстания уйгуров.
Ладно, на тему войны все понятно. Но с помощью Верещагина мы можем увидеть сцены быта дальних стран, куда он путешествовал. Не изменяя своей манере максимально реалистично передавать то, что он видит, художник фиксировал роскошные интерьеры дворцов и нищий быт крестьян.
Пока Василий Васильевич писал то, что его заинтересовало, его супруга, Элизабет Фишер-Рид, вела путевой дневник и даже опубликовала «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных».
Невероятная энергетика картин Верещагина способна тронуть и "пробрать до костей" сегодня. Пойдемте смотреть на него в Третьяковку после нашего апокалипсиса, что ли.
Скучаете по музеям, кстати? :)
Нина Бенуа