Вы спросите, почему о трилогии? Ведь у игры две части. Верно. Но в данной статье мы рассмотрим именно первые три игры в этой популярной вселенной, которая давно успела стать культурным феноменом, а именно оригинальную Half-Life и два ее дополнения. Отмечу, что и первая ХЛ, и её ответвления (Opposing Force и Blue Shift) до сих пор играются отлично и вызывают определенный интерес, если вы конечно не поборник текстур высокого разрешения и объемного освещения.
Все три игры в связи друг с другом дают игрокам широкую картину того, что произошло в Black Mesa в роковой час с разных точек зрения, с разных точек повествования главных персонажей, во всех красках рассказывают нам, с чего всё началось.
В случае, если вы не проходили игры, о которых будет говорится:
ОСТОРОЖНО, СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ!
Почему появились аддоны?
На волне популярности первой Half-Life её разработчики, а именно компания Valve, которая сейчас известна своим цифровым магазином Steam, не могли закрыть глаза на растущий интерес геймеров и образовали коллаборацию с юной компанией разработчиков Gearbox Software, которая образовалась через год после релиза оригинальной части выходцами из Bethesda и 3D Realms (мою статью о компании 3D Realms смотреть здесь). Gearbox Software принимали участие в создании обоих дополнений, а также в разработке порта оригинальной HL для PlayStation 2. Ныне эта компания больше известна как разработчик трилогии Borderlads (2009-2019). Предлагаю вкратце рассмотреть все три части, их схожести и отличия, ключевые ветки повествования каждой по порядку.
H λ LF-LIFE (1998)
Шутер от первого лица в жанре научной фантастики с множеством коридоров, лазаний по вентиляционным трубам с Иваном Космобайкером Гордоном Фрименом в главной роли.
Чем прославилась?
Half-Life стала одной из первых игр, сюжет которой развивается во внутреигровой среде без использований пререндеренных видеовставок, текстовых файлов с описанием сюжета (да, в 90-х такой путь изложения сюжета был в ходу). Это наполнило игру эффектом "полного погружения" игрока, геймеры как бы из глаз молчаливого Фримена наблюдали все события, контактировали с персонажами, молча наблюдая и слушая, что они им скажут. Повествование в игре происходит непрерывно и цельно, а сюжет развивается с помощью скриптовых сцен.
Почему молча? Потому что это еще одна из фишек игры. Полностью немой Гордон Фримен, который может только всхлипнуть при падении с большой высоты, вносит шарма в игровой процесс, он ничего не сможет сказать, потому что вы свидетель всего, что видит он, вы молчите - и он молчит, а ваши глаза - его глаза; как бы странно это не звучало, но если подумать, то так и есть.
В то же время главного персонажа невозможно увидеть со стороны или услышать. Всё вышеперечисленное создаёт эффект присутствия.
Многие издания отмечают, что Half-Life произвела революцию в жанре шутера от первого лица и положила начало новому этапу его развития.
Немного о движке
Движок игры был взят у компании id Software, которая известна такими мастодонтами игровой индустрии, как Quake, Wolfenstein и DOOM, которые также внесли существеннейший вклад в шутеры от первого лица.
Итак, был взят движок игры Quake (1996), девелоперами компании Valve код был значительно переписан и изменен, но внутри оставался тем же движком, на котором был написан Quake, хоть в это лично мне сложно поверить, ведь первая Квака и ХЛ заметно отличаются как по интерактивности, так и по внешнему виду игровой среды в целом. В некоторых источниках утверждается, что за основу был взят движок Quake 2 и с этим сложно спорить, так как отличие движка Quake от Quake 2 не слишком разительное.
О происходящем в игре
События игры разворачиваются в гигантском научно-исследовательском комплексе Черная Меза (Black Mesa), который находится в недрах горы, что располагается в штате Нью-Мексико, США. Действующий персонаж - молодой ученый, доктор философии в области теоретической физики с запоминающимся именем Гордон Фримен, работник лаборатории аномальных материалов в Черной Мезе.
Игра вводит нас в сюжет непосредственно с нашего прибытия в Черную Мезу, спуская нас всё глубже и глубже в недра комплекса под сопровождение громкоговорителя, оповещающем нас, где мы находимся. Всё действие проходит под музыку замечательного композитора Келли Бэйли.
Пройдя через несколько охранников, коридоров и крепких дверей, которые, как и полагается атмосфере sci-fi открываются с помощью биометрических данных сетчатки глаза, мы получаем защитный костюм H.E.V. для участия в эксперименте, который понесет за собой необратимые последствия. После злосчастного эксперимента в наш мир проникают существа из мира Зен, инопланетные пришельцы, с которыми мы будем сражаться всю игру, пытаясь любыми способами выбраться спасти себе жизнь и выбраться из Черной Мезы.
Отзывы игрожура, критиков и геймеров
Это тот редкий случай, когда игра пришлась по вкусу практически всем, о чем свидетельствует совокупный балл на Metacritic 96/100. Джефф Грин в американском журнале о компьютерных играх Computer Gamig World писал:
... не просто одна из лучших игр года. Это одна из лучших игр за все годы, классика, в тысячу раз лучшая любого непосредственного конкурента, а также — говоря об одиночном режиме — лучший шутер со времён Doom.
Российский, ныне умерший, журнал Игромания (1997-2018) поставил игре вполне заслуженную на мой взгляд оценку 9,5/10.
Half-Life: Opposing Force (1999)
И вот спустя год после выхода оригинала выходит первое дополнение - Opposing Force. Жанр тот же, все тот же шутер от первого лица с прямым видением сюжета с помощью заскриптованных сцен. В отличие от оригинала, музыка к данному дополнению писалась не руками Келли Бэйли, а менее именитым композитором Крисом Дженсенсом. Но, надо сказать, хуже от этого атмосфера не стала, музыка всё так же бодро вписывалась в игровые реалии.
В дополнении мы берём на себя роль Адриана Шепарда, солдата HECU. Из нововведений нам предлагают не только солдат-союзников, что были и в оригинале, а два новых вида солдат - инженера и медика. Это добавляет игровому процессу большего взаимодействия для прохождения по линии сюжета вперед, ведь медик может подлечить раненых, а инженер открыть/взломать/взорвать дверь, через которую вам нужно будет пройти и без него вы не обойдетесь. Эту фичу отметили многие игровые журналисты и рецензенты.
Сюжет
После вышеупомянутых событий, развернувшихся в Черной Мезе, а именно после каскадного резонанса, выжившие научные сотрудники и охранники пытаются сбежать из научного комплекса. На это правительство посылает спецподразделения HECU проводить масштабную операцию «зачистки», которая предполагает уничтожение пришельцев в Чёрной Мезе, появившихся в результате неудачного эксперимента, а также «устранение» любых свидетелей — то есть, всего персонала научного центра. Адриан Шепард, наш персонаж, является участником этой операции. После того как его вертолёт, сбитый инопланетным летательным аппаратом, падает на землю, он отстаёт от своей группы и присоединяется к другим солдатам-одиночкам, пытаясь пробиться к точке эвакуации через охваченный войной комплекс.
Как и в оригинальной Half-Life мы встречаем одну из самых таинственных персон в игровой индустрии - G-Man'а. И он контактирует с Шепардом так же, как и с Фриманом, погружает героя в стазис, сообщая ему, что тот будет задержан в месте, где он будет в безопасности и сам не сможет никому навредить, так как всё ещё есть риск, что выживший солдат может рассказать миру обо всём, что видел, нарушив секретность. На этом моменте игра заканчивается. Не знаю, как вам, а мне очень нравится этот подход Valve к окончанию сюжета игры. Загадочно. Недосказанно. Намекает на продолжение.
Игра построена на всё том же изменённом движке Quake, - GoldSource. (У меня есть статья о других играх на этом движке, её вы можете прочитать здесь)
За счёт того, что на протяжении всех трёх игр мы наблюдаем одно и то же событие в одно и то же время от лица разных персонажей, в игре на пару секунд мы встречаем Гордона Фримена, прыгающего в портал.
Half-Life: Opposing Force получилась короче родоначальника серии: в игре всего 13 уровней, тогда как в оригинале аж 19. В дополнении изменился арсенал оружия и в целом его стало больше и оно стало во всех смыслах круче. Например, появились такие уникальные агрегаты, как ручной пулемет M249 SAW и разработанная в Чёрной Мезе пушка смещения XV11382, представляющая собой ручной телепорт и, как и тау-пушка или глюонная пушка, использующая в качестве боеприпасов контейнеры с ураном-235.
Отзывы
В целом игра была тепло принята как игроками, так и критиками. Как и в прошлой части, отмечалась гнетущая атмосфера и стиль повествования сюжета. Из новоотмеченного был дополненный игровой процесс за счёт более глубокого взаимодействия с союзниками. Российский журнал GAME.exe (1995-2006) поставил игре 4 звезды из 5 возможных.
Half-Life: Blue Shift (2001)
Второе самостоятельное дополнение к Half-Life вышедшее в 2001 году и разработанное Gearbox Software совместно с Valve. Дословно подзаголовок игры переводится как "Синяя смена". Так вот, игра все так же даёт нам поучаствовать в событиях в Чёрной Мезе, но на этот раз от лица другого персонажа - охранника Барни Калхауна.
В процессе установки Blue Shift предлагала пользователю установить особый пакет улучшения графики Half-Life High Definition Pack, включающий в себя обновлённые модели персонажей и оружия.
Нашей главной задачей в игре, как и в предыдущих, является всё тот же побег из Чёрной Мезы. И на этот раз нам предстоит сражаться и с солдатами HECU, и с инопланетными пришельцами.
Из игры были вырезаны многие виды оружия, а так же у нашего действующего персонажа отсутствовал защитный костюм, как у Фримена или спец. костюм, как у Шепарда. Однако, в наших владениях бронежилет и шлем самого обычного рядового охранника. Пополнять прочность бронежилета мы можем подбирая бронежилеты с таких же рядовых, но уже мёртвых охранников на протяжении всей игры.
Как и в предыдущем дополнении, в этой части мы можем также встретить Гордона Фримена, например мы видим его в самом начале, когда он проезжает в вагоне монорельса.
Однако, в этой части с нашим персонажем не взаимодействует G-Man, что, судя по всему, может говорить нам, что Барни действительно всего лишь простой охранник и загадочному G-Man'у нет до него дела.
Дополнение получилось самым коротким - в нём содержится всего 8 уровней. Таким образом Blue Shift - самая короткая игра в серии, не считая Half-Life 2: Episod One. Отметим, что Blue Shift также единственная игра в серии, которая заканчивает историю главного героя, в то время как другие игры серии заканчиваются на интригующих моментах.
Оценки
На этот раз очередное дополнение встретили не так тепло. Игру покритиковали за уже ставший банальным игровой процесс, ведь игра ничего нового в него не принесла. Из недостатков игры отмечалась так же её недолгая продолжительность. Однако, на мой взгляд игра и история, которая в ней показана, стоит своего времени. Игромания поставила игре оценку 7,0/10.
ЗλКЛЮЧЕНИЕ
Чтож, Half-Life и её дополнения определенно оставили заметный след в жанре шутеров от первого лица и в становлении своей вселенной в целом. Каждое дополнение в отдельности сыграло свою роль в популярности франшизы. Последний раз я проходил вышеперечисленные игры года полтора назад залпом, в несколько сессий, делал я это уже раз эдак пятый, но все так же действие на экране не было для меня небезынтересным. Советую и вам получить свою долю удовольствия от игры в эти произведения тогда еще зарождавшейся компьютерной игровой индустрии.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь, впереди много интересного!