Армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века. Характерными чертами этого шлема являются:
- шарообразный купол (до этого кавалерийские шлемы имели сфероконический купол);
- подбородник, состоящий из двух раскрывающихся половинок, в закрытом положении соединяемых штифтом;
- второе забрало, откидывающееся на затылок;
- шлем плотно облегал голову и шею владельца. Большинство арметов (кроме ранних) оснащались защитой шеи и ключиц.
Классический итальянский армет середины XV века
Такой шлем был весьма популярен в середине — второй половине XV века, причём не только в Италии. Отличительные черты шлема:
- забрало типа «воробьиный клюв»;
- часто оснащался ронделем (диском на затылочной части), служащим для защиты ремня нижнего забрала;
- кольчужная бармица практически исчезла из употребления. Шлем надевался поверх латного ошейника — горже, пластины которого заходили под шлем и таким образом обеспечивали достаточный уровень защиты шеи и приемлемую подвижность;
- купол шлема стал уже полностью сферическим, в некоторых шлемах он ковался из двух половинок и сваривался посредине, место стыка образовывало небольшой гребень, служивший дополнительным ребром жёсткости;
- дыхательные щели в забралах выполнялись в виде узких прорезей, а не круглых отверстий, как это обычно было в других шлемах.
Такой армет использовался в комплекте с итальянским миланским доспехом. Армет с нижним забралом из двух половин часто называют арметом первого типа. Позднее — к концу XV века — появляется армет второго типа, нижнее забрало которого ковалось в виде цельного подбородника, закреплённого на петле в левой части шлема и застёгивавшегося защёлкой справа. Именно таким является изображённый в книге Эммануила Виолле-Ле-дюка флорентийский армет. Кроме этого, забрало арметов конца XV века стало длиннее и закрывало подбородок спереди полностью — позднее эта черта станет популярной у турнирных арметов XVI века.
Максимилиановский армет
В начале XVI века в Германии императором Максимилианом | была введена мода на доспехи с рифлёными поверхностями — так называемые максимилиановские 6доспехи. Доспехи эти представляли собой синтез готической и миланской брони, где из первой бралось рифление поверхностей. а из второй — общая форма доспехов. Шлем, естественно, тоже был продуктом такого синтеза — это армет итальянского фасона, но с гофрированием купола и других частей.
Одной из наиболее примечательных особенностей, бросающихся в глаза, является забрало, имевшее следующие формы:
- «гармошкой» — ребристое забрало из горизонтальных рёбер и щелей;
- «воробьиный клюв» — классическая остроносая форма забрала, имевшая широкое распространение на протяжении двух столетий — в XV—XVI века:
- классическая конструкция с одинарным забралом;
- конструкция появившаяся в 20 годы XVI века, в которой «клюв» делится на верхнее и нижнее забрало, так что можно откинуть вверх верхнее забрало («разинуть клюв») улучшив обзор, при опущеном нижнем забрале (естественно такое забрало встречалось лишь у поздних арметов)
- «обезьянье лицо» , оно же «моськин нос» — имеющее ниже зрительных щелей выступающую часть забрала с широкими вертикальными прорезями, похожую на решётку;
- «гротескное» — забрало, представляющую собой гротескную маску виде человеческого лица или морды зверя.
Сам шлем имел рифление и ребро жёсткости в виде невысокого гребня. Что касается его конструкции, то имелось четыре варианта защиты нижней части лица:
- с нижним забралом, откидывающимся вверх подобно верхнему, и нередко закреплённого на том же шарнире что и верхнее забрало;
- с нижним забралом, которое не крепилось на шарнире, а просто пристёгивалось спереди;
- с вариантами исполнения нижнего забрала как в арметах XV века первого и второго типа (описанных выше).