Что такое сцена в Scratch? Как написать скрипт для сцены на Scratch? Отвечу на все вопросы в этой статье.
В предыдущей статье мы рассмотрели что такое спрайт. Что он может и для чего нужен. В этой статье мы познакомимся со сценой, а также посмотрим какие существуют отличия сцены от спрайта.
Итак, вперед!
Что такое сцена и зачем она нужна?
Сцена – это фон проекта. Место, где спрайты двигаются, рисуют и взаимодействуют между собой. Сцена расположена в правом верхнем углу редактора.
По сути, сцена - это как и спрайт картинка в нашем проекте.
Сцена в новом проекте представляет собой рисунок с белым фоном. На фоне сцены расположен наш спрайт. Никто из спрайтов не может функционировать без сцены. Мы можем удалить все спрайты, но одна сцена будет присутствовать всегда.
Сцена имеет один или более фонов.
У спрайта костюмы, у сцены фоны.
У сцены может быть несколько фонов.
Можно изменить масштаб отображения сцена в редакторе Scratch. Уменьшенный размер, стандартный размер и во весь экран. Для этого используются три кнопки над сценой. Режим "Во весь экран" предназначен для просмотра нашего проекта в действии.
Могу я удалить сцену?
Вы можете удалять дополнительные фоны сцены, но удалить сцену нельзя!
Могу я создать сцену?
Сцену создать нельзя, она всегда есть. Вы может выбрать фон из галереи, нарисовать свой фон с помощью редактора фонов или загрузить готовый. Вы можете удалять фоны сцены.
Расширения у загружаемого файла *.svg, *.png, *.jpg, *.jpeg, *.gif
Как попасть в редактор сцены?
Как мы уже поняли, спрайты (костюмы )и сцену (фоны сцены) можно редактировать. Для того чтобы попасть в редактор сцены, выберите значок сцена в правой части редактора Scratch. Вкладка "Костюмы" поменяет название на "Фоны".
Итак, чтобы попасть в редактор спрайта или сцены, сначала выбираем спрайт или сцену в правой части, затем выбираем вкладку "Костюмы" или "Фоны".
Какой размер сцены?
Сцена имеет размер 480 на 360 точек.
Сцену можно представить как картинку с координатной сеткой.
В новом проекте спрайт "Кот располагается в центре сцены, имеющие координаты 0,0.
Заметьте, у спрайта всегда есть центр.
Когда мы меняем параметры расположения спрайта, мы меняем расположение его центра.
Чтобы проверить, измените координаты спрайта. Введите x=240. И вы увидите что половина кота скрылась, а граница сцены проходить через середину спрайта.
На самом деле, спрайту можно присвоить координаты выходящие за диапазон координатной сетки.
Опытным путем можно заметить, что для спрайтов разного размера, максимальные координаты разные.
Что можно сделать со сценой?
- для сцены мы может написать свой собственный скрипт (или несколько скриптов)
- у сцены может быть много фонов, которые можно менять в течении работы нашей программы.
- у сцены может быть один или несколько звуков.
- на сцене можно рисовать.
Какие отличия между сценой и спрайтом?
- не может использовать блоки движения, блоки рисования, за исключением блока "Стереть все".
- не имеет блоков изменения размеров, "Говорить" и "Думать", "Сказать", "Показаться " и "Спрятаться".
- не может быть переименована.
- когда сцена спрашивает — поле ввода отображается внизу сцены на всю ширину.
- использует фоны, а не костюмы, а соответственно и свои блоки.
- не может менять слой, так как находится всегда на самом нижнем.
- имеет размеры 480×360.
- прозрачность — это белый цвет
Можно ли сделать копию фона?
В проекте у сцены может быть много фонов. Если вы делаете например мультфильм, где каждые фон незначительно отличается друг от друга, то проще сделать несколько копий фона и затем эти копии отредактировать.
Чтобы сделать копию фона щелкните правой кнопкой мыши по значку фона и из контекстного меню выберите команду "Дублировать". У сцены появиться такой же фон, но с другим именем. Из этого же контекстного меню можно выбрать команду "Экспорт". Сохранить наш фон в виде файла с расширением png на компьютер. А затем использовать его в другом проекте.
Пример работы с фонами сцены.
- нажимаем значок сцены
- переходим на вкладку "Фоны"
- добавляем 3 фона из галереи с названиями "Bedroom 1", "Bedroom 2" , "Bedroom 3"
- удаляем "Фон 1"
- переходим на вкладку "Звуки"
- добавляем звук из галереи с названием "Door Closing"
- переходим на вкладку "Код и собираем из блоков два скрипта как на рисунке ниже.
8. нажимаем значок спрайта "Кот , координате Y присвоим значение -120
9. переходим на вкладку "Код"
- собираем из блоков скрипт как на рисунке ниже и нажимаем значок с зеленым флажком.
Мы сейчас не рассматриваем как оптимизировать алгоритм скрипта (сделать этот скрипт короче). Главное понять принцип!
В результате работы программы, наш кот переходит из комнаты в комнату и хлопает дверью.
Легко! Доступно! Просто!
А что дальше?
В следующей статье мы чуть подробнее рассмотрим возможности редакторов спрайта и сцены.
Если статья вам понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь в социальных сетях! Спасибо!
Хотите дистанционно обучиться? Вы может связаться со мной.
Если что-то было не понятно, читайте мои статьи на канале.