Найти тему
Странник Кемерово

Первые космические станции СССР

Оглавление
Рисунок для обложки. Станция «Салют-7» с пристыкованным ТКС и ОК «Союз»
Рисунок для обложки. Станция «Салют-7» с пристыкованным ТКС и ОК «Союз»

Этап первый.

Рожденные Циолковским.

Именно Циолковский первым изложил концепцию орбитальных станций, как временных баз на орбите для исследования других миров. Его грезы описывали в огромные орбитальные города, с оранжереями и силой тяжести, создаваемой вращением станции. И это поистине удивительно, как человек, живший за десятки лет до начала космической эры, смог так опередить своё время, нарисовав фантастическую, даже для сегодняшних времен, картину.

Эскизы космической станции Циолковского (рис 1) поразительно напоминают современные станции - цилиндрическая конструкция, вращающаяся вокруг своей оси, в которой находится оранжерея для восстановления атмосферы и рабочие помещения для персонала станции. Именно цилиндрическая форма стала основой современных станций, хотя до оранжерей и вращения им ещё далеко.

Рис. 1 Эскиз космической станции К.Э. Циолковского.
Рис. 1 Эскиз космической станции К.Э. Циолковского.

Первые космические пуски ракет и спутников однозначно говорили конструкторам - идея космических городов ещё долго будет фантастикой. Слишком дороги ракеты и слишком мала выносимая ими в космос полезная масса. Однако уже в самом начале космического противостояния началась настоящая гонка за время пребывания в космосе. Если Юрий Гагарин находился в космосе всего один час и сорок восемь минут, то уже второй космонавт - Герман Титов, - пробыл в космосе больше суток.

Продолжительность пребывания людей на орбите была необходима как военным, так и учёным. К сожалению, ресурсы орбитальных кораблей были ограничены, и даже новейший «Союз» позволял экипажу находиться в полете всего 20 суток, а надо было в разы больше.

Этап второй.

Две станции.

Разработки орбитальной станции в СССР начались в 60-ых годах, в ОКБ-1 под руководством Королева. Однако из-за большой нагрузки на ОКБ-1 в связи с работами над кораблем «Союз» и лунным проектом, разработка орбитальной станции была перепоручена ОКБ-52, возглавляемое В.Н. Челомеем.

Челомей с энтузиазмом взялся за новый проект, идеально подходящий для его новой ракеты УР500К. Работы над проектом начались 12 октября 1964 года и изначально имели военную направленность. Проект орбитальной посещаемой станции (ОПС) получил название «Алмаз», и представлял собой космический разведывательный пост со сроком жизни один-два года, для работы экипажа из 2-3 человек. Основное назначение станции было оборонное, хотя предусматривалось её использование в народно-хозяйственной и научной областях. Однако в первую очередь станция должна была стать наблюдательным пунктом за вероятным противником - Соединенными Штатами.

В 1967 году межведомственной комиссии из 70 известных ученых, руководителей КБ и НИИ промышленности, а также Министерства обороны был представлен эскиз станции (рис 2). Проект был одобрен и допущен к производству.

Рис. 2. Первоначальный проект системы «Алмаз»: 1 и 7 - возвращаемые аппараты; 2 и 4 - солнечные батареи; 3 - функционально-грузовой блок ТКС(транспортный корабль снабжения); 5 - станция «Алмаз»; 6 - радиолокатор бокового обзора
Рис. 2. Первоначальный проект системы «Алмаз»: 1 и 7 - возвращаемые аппараты; 2 и 4 - солнечные батареи; 3 - функционально-грузовой блок ТКС(транспортный корабль снабжения); 5 - станция «Алмаз»; 6 - радиолокатор бокового обзора

Конструктивно гермоотсек ОПС «Алмаз» разделялся на две зоны, которые можно условно назвать зоной большого и зоной малого диаметров. Зона малого диаметра располагалась в передней части станции и закрывалась при выведении коническим головным обтекателем. Далее шла зона большого диаметра. Стыковка транспортных космических кораблей (КК) должна была осуществляться с задней торцевой части ОПС, где находилась сферическая шлюзовая камера (ШК), соединявшаяся с гермоотсеком большим переходным люком. В задней части ШК размещался пассивный стыковочный узел, в верхней - люк для выхода в открытый космос, в нижней - люк в камеру, из которой можно было спускать на Землю капсулы с материалами исследований. Капсула имела свою пороховую двигательную установку (ДУ), парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с маяком. Стабилизация ее перед включением ДУ осуществлялась закруткой после необходимой ориентации перед выпуском со станции. Вокруг ШК размещались агрегаты двигательных установок ОПС, развертываемые антенны и две большие панели солнечных батарей. Хвостовая часть станции с ШК закрывалась конусообразным щитом из экранно-вакуумной теплоизоляции.

В передней части гермоотсека в зоне малого диаметра размещался бытовой отсек экипажа со спальными местами, столиком для приема пищи, креслом для отдыха и иллюминаторами обзора.

За бытовым - рабочий отсек с пультом управления, рабочим местом, оптическим визиром, позволяющим наблюдать отдельные детали на земной поверхности, панорамно-обзорное устройство для широкого обзора Земли, перископическое устройство для осмотра окружающего космического пространства. Задняя часть гермоотсека была занята аппаратурой наблюдения и системой управления.

Большой оптический телескоп для наблюдения Земли занимал место позади рабочего отсека от пола до потолка ОПС. Предполагалось, отсняв участки суши или моря, проявить фотопленку прямо на станции, просмотреть ее и наиболее интересные кадры передать по телевизионному каналу. Остальную пленку можно было спустить на Землю в капсуле.

На случай попытки перехвата или захвата станции американцами, «Алмаз» оснащался авиационной скорострельной пушкой конструкции А.Э.Нудельмана. Ее можно было навести в нужную точку через прицел, поворачивая станцию.

Специально для снабжения станции под ракету УР500К «Протон» был разработан транспортный корабль снабжения (ТКС), представляющий собой сложный 20-тонный пилотируемый корабль. Он имел активную систему стыковки, мощную энергетику и систему управления движением, развитые средства бортовой автоматики и управления, необходимое радио и телевизионное оборудование. Кроме доставки и спуска экипажей и грузов, ТКС мог длительно осуществлять энергоснабжение, ориентацию и управление комплексом, имея большой запас топлива.

Вначале предполагалось снабдить и станцию и ТКС аналогичными возвращаемыми аппаратами (ВА), рассчитанными на спуск экипажа с орбиты, но вскоре от этой идеи отказались. ВА остался только на транспортном корабле.

Доставка экипажа на станцию должна была производиться кораблем «Союз», на счет чего была достигнута договоренность с ОКБ Королёва.

В итоге, работы по ракетно-космической системе «Алмаз» распределились так: проект в целом, сама станция и ВА корабля ТКС разрабатывались в головной организации В.Н.Челомея - Центральном конструкторском бюро «Машиностроение» (ЦКБМ). ТКС (его функционально-грузовой блок) - в филиале № 1 ЦКБМ. Там же создавалась ракета УР500К. Станция, корабль и носитель должны были изготавливаться на машиностроительном заводе им. Хруничева.

Строительство станции началось в 1969 году, а в 1970 были созданы корпуса восьми стендовых и двух летных блоков ОПС.

Однако в середине 1969 года появились сообщения о планах запуска в США станции «Скайлэб», и политическое руководство страны потребовало не упустить приоритета в космической гонке. В результате, под нажимом руководства министерства общего машиностроения, изготовленные корпуса, оснастка, часть аппаратуры и документация были переданы ЦКБЭМ, где на основе ОПС «Алмаз», с применением систем КК «Союз», в кооперации с филиалом № 1 ЦКБМ, менее чем за год была создана долговременная орбитальная станция (ДОС) - «Изделие 17К» или «ДОК-7К», подчеркивая родство с «Союзом» который имел обозначение «ОК-7К».

Идея отобрать наработки у Челомея, сопротивлявшемуся любому упрощению проекта, по сути, принадлежала Константину Феоктистову, при том, что главным исполнителем проекта был назначен бывший заместитель Королёва Василий Павлович Мишин, который был недоволен такой поспешность и поначалу даже отказывался выделять мощности ЦКБЭМ под эту авантюру. Однако в итоге проект все же был утвержден и СССР на два года опередил американцев, оказавшись впереди по части запусков и эксплуатации орбитальных станций.

ДОС отличалась от ОПС переходным отсеком в передней части зоны малого диаметра, к которому производилась стыковка КК «Союз». В хвостовой части станции был установлен модифицированный приборно-агрегатный отсек (ПАО) корабля «Союз». Энергопитание станции предполагалось осуществлять с помощью четырех небольших солнечных батарей, также взятых с КК «Союз», и смонтированных попарно в районе зоны малого диаметра и ПАО. В приборном отношении ДОС также имела очень мало общего с ОПС «Алмаз»: последняя была гораздо более насыщена аппаратурой.

Поскольку времени на разработку, изготовление и оснащение станции сложным комплексом научного оборудования было явно недостаточно, на борт решили установить только солнечный и рентгеновский телескопы, инфракрасный телескоп-спектрометр, оптический визир и некоторую другую аппаратуру. По минимуму предусмотрели и бытовые условия для космонавтов, планируя вернуться к обеспечению комфорта в будущем. Перед программой «ДОС-7К» поставили научные и прикладные задачи, а ее заказчиком стала Академия наук СССР.

Специально под ДОС был модифицирован и корабль «Союз», получивший стыковочный агрегат новой конструкции.

Полностью станция «ДОК-7К» была закончена лишь к 1971 году, однако это не остановило, а лишь слегка замедлило работу над ОПС «Алмаз» и транспортным кораблем снабжения (ТКС). Несмотря на поддержку министерства обороны, полностью проект «Алмаз» был завершен лишь спустя два года - в 1973.

Эпизод третий.

Первый блин комом…

Старт ДОС-1 состоялся 19 апреля 1971 года ракетой «Протон-К». Первоначально ДОС-1 планировали именовать в печати "Зарей", но узнав, что такое же имя уже носит летающий спутник Китая, перед стартом первую станцию переименовали в "Салют". Это название и закрепилось за всеми последующими станциями данного типа.

Рис. 3. Орбитальная космическая станция «Салют»
Рис. 3. Орбитальная космическая станция «Салют»

Следом за пуском станции отправилась и первая экспедиция, проблемы которой начались ещё до старта…

Подготовка первой экспедиции к тогда ещё «ДОС-1» началась весной 1970-го года. Первый состав экспедиции был предложен в апреле, основной экипаж должен был состоять из космонавтов В.Шаталова, А.Елисеева и Н.Рукавишникова. Их дублерами были Г.Шонин, В.Кубасов и П.Колодин, а резервным экипажем шли Б.Волынов, К.Феоктистов и В.Пацаев. Но против такого подбора выступил тогдашний начальник центра подготовки космонавтов генерал Николай Петрович Каманин, считавший, что главным критерием такой экспедиции (это должен был быть самый долгий космический полет) является совместимость космонавтов.

К маю, замы Мишина и Каманина смогли подобрать устроивший всех состав экспедиции:
Основной:
1.Г.Шонин /СССР/-командир-2 полёт
2.А.Елисеев/СССР/-бортинженер-3 полёт
3.Н.Рукавишников/СССР/-космонавт-исследователь-1 полёт
Дублёры:
1.А.Леонов /СССР/-2 полёт
2. В.Кубасов/СССР/-2 полёт
3.П.Колодин /СССР/-1 полёт

Уже в июне основной состав приступил к тренировкам, а в августе к ним присоединились дублёры. С сентября Д.Устинов назначил предварительный запуск станции на 05.02.1971, и старт экспедиции на 15.02.1971. Но уже в декабре запуск станции отложили на месяц, на 15.03.1971 в связи с техническими сложностями. Но на этом сюрпризы не закончились: 5-го февраля 1971 года из-за пьянки Шонин не является на важную тренировку, за что получает от сурового Каманина разнос и отчисляется из экипажа вплоть до снятия с тренировок. Затем в течение месяца начинается небольшой конфликт из-за новой кандидатуры командира экспедиции. Мишин пытается протолкнуть вместо Шонина А.Елисеева, а бортинженером сделать дублёра Кубасова. Но ВВС активно сопротивляется этому, предлагая новым командиром В.Шаталова. Препирательства длились до 25-го февраля пока, наконец, новый экипаж не был утвержден:
Основной:
1.В.Шаталов/СССР/-командир-3 полёт
2.А.Елисеев/СССР/-бортинженер-3 полёт
3.Н.Рукавишников/СССР/-космонавт-исследователь-1 полёт
Дублёры:
1.А.Леонов /СССР/-2 полёт
2. В.Кубасов/СССР/-2 полёт
3.П.Колодин /СССР/-1 полёт

В марте запуск «ДОС-1» вновь переносят на месяц - на 19.04.1971. За это время экипажи успевают сдать генеральный экзамен, и уже начинается подбор экипажа на вторую экспедицию.

Наконец 19-го апреля станция была успешно выведена на орбиту, а уже 23-го на КК «Союз-10» к ней стартовал основной экипаж. Но из-за дефектов в стыковочном узле, герметичного соединения со станцией достичь не удалось и, с трудом отстыковавшись от станции, 25-го апреля экипаж первой экспедиции совершил посадку, проведя в космосе всего трое суток, вместо запланированных тридцати.

По результатам экспедиции, КБ смогли в кратчайшие сроки исправить дефекты стыковочного узла, и Мишин стал настаивать на скорейшем старте второй экспедиции. Уже в начале мая дублирующий экипаж первой экспедиции был утвержден как основной, а дублерами был назначен резервный:
Основной:
1.А.Леонов/СССР/-командир-2 полёт
2.В.Кубасов/СССР/-бортинженер-2 полёт
3.П.Колодин/СССР/-космонавт-исследователь-1 полёт
Дублёры:
1.Г.Добровольский /СССР/-1 полёт
2. В.Волков /СССР/-2 полёт
3. В.Пацаев /СССР/-1 полёт

Первоначально старт экспедиции на корабле «Союз-11» был запланирован на 14.06.1971 года, но через пару недель было утверждено 06.06.1971. Однако за три дня до запуска врачи обнаружили у Кубасова какое-то затемнение в легких, и с диагнозом «туберкулез» его отстранили от полётов, заменив основной экипаж дублирующим. Дату старта переносить не стали, и 6-ого числа экипаж Добровольского успешно вышел на орбиту.

Всё, казалось, шло просто замечательно, 7-го числа экспедиция успешно состыковалась со станцией и перешла на её борт, начав запланированную работу. Экспедиция еще находилась в космосе, а 15-ого июня уже были утверждены экипажи следующей экспедиции:
Основной:
1.А.Леонов /СССР/-командир-2 полёт
2.Н.Рукавишников/СССР/-бортинженер-2 полёт
3.П.Колодин/СССР/-космонавт-исследователь-1 полёт
Дублёры:
1.А.Губарев/СССР/-1 полёт
2. В.Севастьянов/СССР/-2 полёт
3.А.Воронов/СССР/-1 полёт

30-го июня, выполнив всю намеченную программу, вторая экспедиция перешла на борт КК «Союз-11», отстыковалась от станции и пошла на посадку. Когда к спускаемому аппарату прибыли группы поиска и люк был открыт, оказалось что всё космонавты мертвы. Несчастье случилось после того, как сработали тормозные двигатели и корабль начал спуск. При отделении орбитального отсека корабля «Союз-11» в спускаемом аппарате неожиданно открылся клапан выравнивания давления (срабатывающий в штатном режиме на высоте 4 км) и весь воздух из спускаемого аппарата вытек в вакуум… Эта трагедия поставила крест на третьей экспедиции, запуски Союзов были отменены на полтора года, а ресурс станции был исчерпан уже в Октябре 1971 года. По команде из ЦУПа, просуществовавшая на орбите 175 суток, станция дала тормозной импульс и сошла с орбиты.

Так трагически закончила существование первая в мире орбитальная космическая станция.

Эпизод четвертый

Разные на орбите – под одной личиной.

С учетом работы первой станции «Салют», уже через год была подготовлена «ДОС-2», попытка запуска, которой, 29 июля 1972 г. была неудачной из-за аварии носителя на участке работы второй ступени.

А тем временем в ЦКБМ и на заводе им. Хруничева шла работа над первой орбитальной посещаемой станцией (ОПС-1) «Алмаз». Наземная отработка станции при комплексном испытании всех систем была завершена к 1973г. И уже к весне планировалось запустить станцию.

Рис. 4. ОПС «Алмаз» («Салют-2») c ТКС и КК 7К-Т
Рис. 4. ОПС «Алмаз» («Салют-2») c ТКС и КК 7К-Т

«Алмаз» взлетел 3-го апреля 1973 года, получив официальное наименование «Салют-2». Экспедицию для него собрали еще в сентябре 1972 года на новой модификации «Союза» 7К-ТА. Её состав должен был быть таким:
Основной:
1.П.Попович/СССР/-командир-2 полёт
2. Ю.Артюхин/СССР/-бортинженер-1 полёт
Дублёры:
1.Г.Сарафанов/СССР/-1 полёт
2.Л.Дёмин /СССР/-1 полёт

С нового союза сняли солнечные батареи, оставив только аккумуляторы, что сократило время жизни КК до двух суток. Предполагалось, что после стыковки Союз подключится к солнечным батареям «Салюта-2» и подзарядит батареи.

Рис. 5. ОПС «Алмаз» («Салют-2»)
Рис. 5. ОПС «Алмаз» («Салют-2»)

Но и тут в дело вмешалось невезение. На 13-е сутки произошла полная разгерметизация станции, вслед за которой по очереди отказали практически всё системы. После анализа телеметрической информации, наиболее вероятной причиной аварии была признана неисправность, возникшая в двигателях ориентации и приведшая к прогоранию в корпусе ОПС. Станция «Салют-2» постепенно сошла с орбиты и упала в океан. А новый «Союз», приготовленный для экспедиции, совершил беспилотный полет в испытательных целях.

Точно также не везло и ДОСам. Построенная на заводе им. Хруничева «ДОС-3», имела некоторые отличия от станций «ДОС-1 и 2». В частности, предполагалось использовать на станции три большие поворачивающиеся солнечные батареи, предназначенные для ТКС, что более чем вдвое увеличивало мощность систем электропитания и избавляло от необходимости поддерживать ориентацию станции на Солнце.

Экспедиция на ДОС-3 была утверждена в 1972-ом году:
Основной:
1.А.Леонов /СССР/-командир-2 полёт
2.В.Кубасов/СССР/-бортинженер-2 полёт
Дублёры:
1.В.Лазарев//СССР/-1 полёт
2.О.Макаров/СССР/-1 полёт
Но ей так и не суждено было стартовать.

Запуск станции 5 ноября 1973 года обернулся аварией, произошедшей в системе ориентации и управления движением «ДОС». Телеметрия уже выведенной на орбиту станции регистрирует сбои по ионным датчикам, приведшие к выработке всего топлива двигателями ориентации. Станция, получив обозначение «Космос-637», некоторое время совершала пассивный полет. После выдачи команды на подъем орбиты, «ДОС-3» из-за неправильной ориентации вошла в атмосферу и прекратила свое существование.

«Салют-3» он же ОПС «Алмаз-2» был выведен на орбиту 25-ого июня 1974 года. Автономный полет станции протекал нормально, и обе запланированные еще в 1973 году экспедиции были утверждены и подготовлены для полета на станцию.

Первая экспедиция:
Основной:
1. П.Попович /СССР/ - командир - 2 полёт
2. Ю.Артюхин /СССР/ - бортинженер - 1 полёт
Дублёры:
1. Г.Сарафанов /СССР/ - 1 полёт
2. Л.Дёмин /СССР/ - 1 полёт

Экипаж без каких-либо осложнений стартовал 3-го июля 1974 года на корабле «Союз-14», успешно состыковался со станцией, и провел в космосе 16 суток, полностью выполнив все поставленные задачи.

Рис.6. Станция «Салют-3» (ОПС-2 «Алмаз»): 1 — корабль «Союз-14»; 2 — станция «Алмаз»
Рис.6. Станция «Салют-3» (ОПС-2 «Алмаз»): 1 — корабль «Союз-14»; 2 — станция «Алмаз»

Характерными особенностями данной станции являлись более точная система ориентации, и использование солнечных батарей, панели которых, поворачиваясь относительно ее корпуса, могли устанавливаться под оптимальным углом к Солнцу. Благодаря этому обеспечивалось максимальное получение электроэнергии без нарушения заданной ориентации станции в пространстве.

Отмечалось также усовершенствование порядка проведения космонавтами физических упражнений. Часть бытового помещения занимал комплексный тренажер, состоявший из бегущей дорожки типа движущейся ленты транспортера, и специальных нагрузочных костюмов с вшитыми в них эластичными резиновыми шнурами, создававшими во время бега нагрузку на все тело и на отдельные группы мышц. В жилых помещениях станции имелся богатый выбор пищи и напитков, которые можно было подогревать на электрической плите. Здесь также находились радиоаппаратура, печатающий на ленту телеграфный аппарат и небольшая библиотека. Для изучения распределения аэрозольных частиц в земной атмосфере использовался спектрограф; продолжались эксперименты по выращиванию культур бактерий и опробование установки для регенерации воды из атмосферы станции. Космонавты провели также тщательную отработку всех новых технических систем, которые найдут применение на будущих орбитальных станциях и космических кораблях.

26 августа 1974 года к ОПС-2 стартовала вторая экспедиция на корабле «Союз-15» с экипажем:
1.Г.Сарафанов/СССР/-командир-1 полёт
2.Л.Дёмин /СССР/-бортинженер-1 полёт
Дублёры:
1.Б.Волынов /СССР/
2.В.Жолобов/СССР/

Однако из-за неисправности в системе сближения стыковка со станцией не удалась. 28 августа СА корабля приземлился в районе Целинограда. Других КК «Союз» для продолжения работ с ОПС выделено не было, хотя ресурс ОПС-2 еще оставался. Из-за нехватки транспортных носителей, станция была сведена с орбиты 25.01.1975, а экипажи, так и не побывавшие на ее борту, - переведены на программу полётов к ОПС-3.

Еще одной причиной уничтожения станции ОПС-3 было то, что командно-измерительный комплекс в то время был не в состоянии вести слежение и управление сразу двух станций. Управление даже одной станцией требовало круглосуточной напряженной работы всех наземных пунктов, особенно в периоды пилотируемых полетов.

Так что ОПС-2, по сути, освободил дорогу для ДОС-4 успешно стартовавшей 26-го декабря 1974 года и, с названием «Салют-4», получившей статус многоцелевой космической лаборатории с широким кругом задач.

Рис. 7. ДОС-4 «Салют-4».
Рис. 7. ДОС-4 «Салют-4».

Орбитальная научная станция «Салют-4» в отличие от станции «Салют-1», имела три большие поворотные панели солнечных батарей, расположенные под углом 90° относительно друг друга на корпусе рабочего отсека станции диаметром 2,9 м. Панели поворачивались, отслеживая движение Солнца. Это увеличило вырабатываемую солнечными батареями электрическую мощность и позволило, как и на станции «Алмаз», производить подзарядку химических аккумуляторных батарей пристыкованных транспортных кораблей «Союз».

Первая экспедиция:
1. А.Губарев /СССР/ - командир - 1 полёт
2. Г.Гречко /СССР/ - бортинженер - 1 полёт
Дублёры:
1. В.Лазарев /СССР/
2. О.Макаров /СССР/
Успешно стартовала 11-ого января 1975 года.

Для разгрузки космонавтов от утомительной и кропотливой работы по ориентации станции, которая необходима практически при проведении всех экспериментов, применена оригинальная автономная система навигации «Дельта». В число запланированных экспериментов входила работа с аппаратурой для конденсации воды из атмосферы станции, которую впоследствии можно было бы использовать для приготовления пищи, питья и личной гигиены. Экипажем была проведена уникальная технологическая операция в космосе - напыление нового отражающего слоя на оба зеркала солнечного телескопа. Космонавты вернулись на Землю 9 февраля 1975 г., станция продолжала работать в автоматическом режиме.

Вторую экспедицию:
1.В.Лазарев/СССР/-командир-2 полёт
2.О.Макаров /СССР/-бортинженер-2 полёт
дублёры:
1.П.Климук/СССР/
2.В.Севастьянов/СССР/
постигла неудача. "Союз", стартовав 6-го апреля 1975 года, должен был пристыковаться к станции, но из-за отказа 3-й ступени РН на орбиту не вышел. Экспедиция была сорвана. КК не получил даже порядкового номера, хотя и не был засекречен. Впоследствии стал именоваться "Союз-18-1", чтоб избежать путаницы.

Следующая экспедиция:
1.П.Климук/СССР/-командир-2 полёт
2.В.Севастьянов /СССР/-бортинженер-2 полёт
дублёры:
1.В.Ковалёнок/СССР/
2.Ю.Пономарёв/СССР/
стартовала 24-го мая 1975 года. Научная программа этой экспедиции в значительной мере продолжала программу предыдущего экипажа. Космонавты с помощью рентгеновского телескопа измерили характеристики источников излучения в созвездиях Скорпиона, Девы, Лебедя и др., горячего ядра планетарной туманности в созвездии Лиры и источника пульсирующего рентгеновского излучения в созвездии Геркулеса. Были проведены биологические эксперименты на микроорганизмах, низших и высших растениях, насекомых и икре лягушек. Осуществлялись регулярные наблюдения за сельскохозяйственными угодьями и лесами.

При фотографировании поверхности Земли с целью обнаружения запасов полезных ископаемых, использовалась аппаратура, позволяющая получать изображения исследуемых геологических образований в различных диапазонах спектра электромагнитного излучения. Эта исключительно успешная космическая экспедиция продолжалась 63 суток. Экипаж вернулся на Землю 26 июля 1975 г.

Разработка новых методов управления космическими аппаратами сделала возможным пополнение запасов на орбитальных научных станциях с помощью космических кораблей-автоматов. Беспилотный транспортный корабль «Союз-20», запущенный 17 ноября 1975 г., состыковался с орбитальной научной станцией «Салют-4» с целью дальнейшей отработки и испытания систем стыковки корабля и станции, конструкции и бортовых систем обоих космических аппаратов.

В состав полезного груза транспортного корабля «Союз-20» был включен ряд биологических объектов - высших растений и живых организмов, с которыми в течение 3 месяцев проводились комплексные биологические эксперименты. Корабль вернулся на Землю 16 февраля 1976 г. Всего станция «Салют-4» работала на космической орбите более двух лет, прекратив существование 3-го февраля 1977 года.

Следующая станция ОПС «Алмаз-3» стартовала 22 июня 1976 года и получила наименование «Салют-5». На станцию планировалось направить четыре экспедиции с широкой научной программой по изучению Солнца, экспериментов по кристаллизации и других программ.

Первая экспедиция:
1.Б.Волынов/СССР/-командир-2 полёт
2.В.Жолобов /СССР/-бортинженер-1 полёт
дублёры:
1.В.Зудов/СССР/
2.В.Рождественский/СССР/
успешно стартовала к станции 6-го июля 1976 года на корабле «Союз-21» и через сутки, состыковавшись со станцией, начала работу. Экипаж должен был провести на станции около двух месяцев, однако из-за резкого ухудшения самочувствия В. М. Жолобова полет был прерван 24-го августа 1976 г. После проведения анализа работы космонавтов, объединенная медицинская комиссия пришла к заключению, что наблюдавшийся в полете синдром явился результатом перегрузки экипажа, эмоционального напряжения. Отмечалось хроническое недосыпание членов экипажа, нарушение режима физтренировок, недостаточная психологическая поддержка с Земли. Это поставило под угрозу дальнейшую эксплуатацию станции, однако руководство решило доказать пригодность станции, дав добро на проведение следующей экспедиции.

Вторая экспедиция:
1.В.Зудов/СССР/-командир-1 полёт
2.В.Рождественский/СССР/-бортинженер-1 полёт
дублёры:
1.В.Горбатко/СССР/
2.Ю.Глазков/СССР/
стартовала 14-го октября 1976 года, но стыковка КК «Союз-23» с ОПС не удалась из-за неисправности в антенне головки самонаведения системы сближения корабля. Посадка экспедиции произошла на озеро Тенгиз, в двух км от берега, глубокой ночью, при температуре -20 градусов и в снежном буране. Выходной люк спускаемого аппарата оказался в воде, и космонавты чуть не погибли. Их спасла отвага и умение пилота поискового вертолета, который в трудных метеоусловиях смог обнаружить спускаемый аппарат и, зацепив его тросом, волоком по льду дотащить до берега (СА слишком тяжелый и вертолет не мог его поднять).

Третья экспедиция в составе:
1.В.Горбатко/СССР/-командир-2 полёт
2.Ю.Глазков/СССР/-бортинженер-1 полёт
дублёры:
1.1.А.Березовой/СССР/
2.М.Лисун/СССР/
отправилась на станцию 7-го февраля 1977 года на корабле «Союз-24» и, успешно состыковавшись со станцией, доказала её пригодность, выполнив намеченную программу в полном объеме. Экипаж работал на борту станции в течение 16 сут, продолжив исследования своих предшественников по наблюдению Земли и изучению атмосферы. Космонавты провели технологические эксперименты, включая изучение роста кристаллов, и биологические опыты с семенами, проростками семян, икрой рыб. Прежде чем покинуть станцию 25-го февраля 1977 года, экипаж произвел частичную замену атмосферы в ней с помощью специальной многофункциональной комбинированной системы, впервые примененной в практике пилотируемых полетов.

Станция «Салют-5» завершила свой полет 8 августа 1977 г., когда после выдачи тормозного импульса вошла в плотные слои атмосферы над заданным районом Тихого океана.

Этап пятый

Станции нового поколения

Уже на начальном этапе работ на станциях первого поколения стало ясно, что их возможности ограничены запасами расходуемых компонентов. Одновременно в двух ОКБ, возглавляемых В.П.Мишиным и В.Н.Челомеем, появилась идея создания станции с двумя стыковочными узлами и возможностью дозаправки ДУ топливом в полете. Однако реализовать эту идею, продолжая перетягивать туда-сюда ресурсы, оказалось невозможным, поэтому было решено на базе первого филиала ЦКБМ создать самостоятельное КБ «Салют», которому и передали наработки по обоим проектам ДОС и ОПС.

Тем не менее, ЦКБМ успело приготовить к запуску ОПС-4 «Алмаз-4» (в случае успешного запуска в 1979-1980 гг. эта станция получила бы наименование «Салют-7» или «Салют-8». Она имела два стыковочных агрегата - один для приема ТКС, а другой для кораблей «Союз»), оснащенную значительно более совершенным комплектом аппаратуры, и имевшую продленное время существования и улучшенные характеристики. Однако затяжка программы «Алмаз», и последующее ее закрытие, не позволили реализовать возможности нового аппарата. Хотя он послужил основой для новой автоматической станции «Алмаз».

Челомей не хотел так просто сдаваться, и вышел с предложением о разработке тяжелой усовершенствованной ОПС с двумя стыковочными агрегатами. Наиболее важной отличительной чертой этого проекта было то, что экипаж из 4-5 человек должен был выводиться совместно с ОПС в возвращаемом аппарате больших размеров, установленном в передней части станции. Дальнейшая работа ОПС должна была обеспечиваться запусками ТКС, которые могли причаливать к двум стыковочным агрегатам станции. Для запуска такой ОПС предполагалось разработать специальную ракету-носитель (РН) грузоподъемностью свыше 35 т. Увы, средств для финансирования проекта нового носителя и ОПС не нашлось, и работы по пилотируемым станциям «Алмаз» к 1978 г. были закрыты. В СССР продолжалась только одна программа создания пилотируемых станций, в которой участвовало НПО «Энергия», преобразованное из ЦКБЭМ и КБ «Салют», создавшее орбитальную станцию третьего поколения «Мир», которая была выведена на орбиту 20-го февраля 1986 года.

А пока вернемся к ОПС «Алмаз», на этот раз в беспилотном варианте. За счет отказа от систем, связанных с пребыванием на станции космонавтов, на станции удалось разместить большой комплекс аппаратуры для дистанционного исследования Земли, в том числе уникальный радиолокатор бокового обзора с высоким разрешением. Подготовленная к старту в 1981 г., автоматическая станция «Алмаз» пролежала в одном из цехов монтажно-испытательного корпуса космодрома Байконур до 1985 г. После многолетних задержек, не связанных с работами по ОПС, была предпринята попытка запуска этой станции, оказавшаяся неудачной из-за отказа системы управления РН «Протон».

Однако 18-го июля 1987 год все же состоялся удачный запуск автоматического варианта ОПС «Алмаз», который получил обозначение «Космос-1870». Высококачественные радиолокационные изображения земной поверхности, полученные со спутника, были использованы в интересах обороны и народного хозяйства СССР. Наконец 31-го марта 1991 года модифицированный автоматический вариант ОПС со значительно улучшенными характеристиками бортовой аппаратуры был выведен на орбиту под своим настоящим именем «Алмаз-1». Так завершилась целая эпоха одной из самых секретных станций Советского Союза…

Рис. 8. Автоматическая станция «Алмаз-1»: 1 — антенны сброса информации на Землю; 2 — дополнительный бак с топливом для ДУ, 3 — модифицированный вариант ОПС «Алмаз»; 4 — солнечные батареи; 5 — радиолокатор бокового обзора; б — антенна сброса информации через спутник-ретранслятор
Рис. 8. Автоматическая станция «Алмаз-1»: 1 — антенны сброса информации на Землю; 2 — дополнительный бак с топливом для ДУ, 3 — модифицированный вариант ОПС «Алмаз»; 4 — солнечные батареи; 5 — радиолокатор бокового обзора; б — антенна сброса информации через спутник-ретранслятор

Этап шестой

Эволюция Салюта

Новое КБ «Салют», не теряя времени даром, приступило к разработке станции «Салют-6» - совершено новаторской по своей структуре, и с гораздо большим времени жизни. Запуск станции состоялся 29-го сентября 1977 года.

Основные изменения в конструкции и системах станции были предусмотрены с целью увеличения продолжительности работы в пилотируемом режиме и объема проводимых исследований и экспериментов. На агрегатном отсеке станции были установлены: второй стыковочный узел, связанный с рабочим отсеком герметичной промежуточной камерой, новая объединенная двигательная установка, которая может многократно заправляться в полете, дополнительная аппаратура, обеспечивающая возможность автоматического сближения и причаливания транспортных кораблей к станции со стороны агрегатного отсека.

Рис. 9. Снимок ОКС «Салют-6» с пристыкованными кораблями Союз и ТКС.
Рис. 9. Снимок ОКС «Салют-6» с пристыкованными кораблями Союз и ТКС.
Рис. 10. Станция «Салют-6».
Рис. 10. Станция «Салют-6».

На станции «Салют-6», впервые стали возможны экспедиции продолжительностью до полугода (ставшие сегодня стандартными). Впервые экипажи возвращались на другом КК. Впервые в космос полетели международные экипажи. Впервые командир КК не всегда был и командиром ОКС - произошло разделение на ЭО (экспедиции основные) и ЭП (экспедиции посещения).

На станции проводилось множество различных исследований, вот основные из них:

Физика и астрофизика. Исследовались астрофизические источники в ультрафиолетовом, инфракрасном, сантиметровом и радиодиапазонах (субмиллиметровый телескоп БСТ-1М, радиотелескоп КРТ-10 с диаметром зеркала 10 м), оценивалось пробивное действие микрометеоритов (аппаратура ММК-1).

Природные ресурсы Земли. Велись наблюдения и фотографирование поверхности Земли в интересах геологии, геодезии, географии, метеорологии, океанографии, мелиорации, сельского, лесного и рыбного хозяйств, использовались прецизионный 6-объективный фотоаппарат МКФ-6М, фотоаппарат КАТЭ-140 и комплект ручных оптических приборов визуального наблюдения. Исследовалось излучение земной поверхности (телескоп БCT-1M, спектрометрическая аппаратура «Микрон», ИК-спектрометр ФМ-107, УФ-радиометр ФМ-4УФ) с целью изучения динамики перераспределения водяного пара в атмосфере и т. п.

Медико-биологические исследования. Изучалось влияние факторов длительного космического полета на организм человека (аппаратура «Полином-2М», «Левкой-2М», «Тонометр», «Резеда-2М», «Импульс», «Плотность», «Радуга», «Кресло», «Бегущая дорожка», «Тонус», пневмовакуумный костюм «Чибис» и др.). Исследовались процессы развития различных биологических объектов (аппаратура «Медуза», «Малахит-2», «Рост растений», «Электропотенциал», «Трек» и др.).

Отработка новых систем, приборов и технологических процессов. Исследовалась технология получения новых монокристаллических, полупроводниковых, оптических и других материалов в условиях невесомости (установки «Сплав-01», «Кристалл», «Пион») и технология нанесения покрытий различного назначения (аппаратура «Испаритель»). Отрабатывались новая двигательная установка, процесс дозаправки станции топливом и пополнения расходуемыми материалами с помощью космического корабля «Прогресс», новая система активного охлаждения, режим экономичной орбитальной ориентации и т. п. Проведены операции в открытом космосе и ремонтно-профилактические работы.

«Салют-6» стал первой станцией к которой причалил Челомеевский транспортный корабль снабжения ТКС-2 ("Космос-1267") стартовавший 25 апреля 1981 года. После автономного испытательного полета и отделения возвращаемого аппарата для спуска, функциональный-грузовой блок ТКС 19 июня 1981 года успешно состыковался со станцией и принял на себя управление первым почти 40-тонным орбитальным комплексом. В дальнейшем он же обеспечил сход комплекса с орбиты 29 июня 1982 года.

Уникальность этого запуска была в том, что у уже устаревшего ТКС был другой стыковочный узел. Но чтобы не закрывать перспективный проект, хоть и связанный с уже устаревшей станцией «Алмаз», специалистами КБ "Салют" было найдено красивое техническое решение - совместить узлы через специальную дополнительную насадку, доставленную на станцию и установленную космонавтами в ее приемном конусе, а стыковку произвести без образования внутреннего герметичного перехода между аппаратами.

Несомненно, главным было число побывавших на станции экспедиций, а их было целых десять. Не будем расписывать каждую экспедицию в деталях (о составах экспедиций можно узнать здесь http://www.epizodsspace.narod.ru/ekip/oks76-80.html). Кстати любопытным фактом стали разгоревшиеся летом 1977 года ожесточённые споры по вопросу о том, представитель какой страны должен лететь первым. Споры были жаркими и долгими. Единодушия не было и среди советских руководителей. В конце концов, остановились на следующей последовательности: Чехословакия, Польша, ГДР.

Так же специально для станции «Салют-6» были разработаны более дешевые, чем ТКС, грузовые корабли «Прогресс». 22 января 1978 г. была осуществлена стыковка грузового транспортного корабля «Прогресс-1» с пилотируемым комплексом «Салют-6» - «Союз-27».

Надежно отслужив почти 6 лет, станция была затоплена в океане, уступив место следующей.

Орбитальная станция «Салют-7» была выведена на орбиту 19 апреля 1982 года ракетой-носителем «Протон».

Рис. 11. Фотография ОКС «Салют-7»
Рис. 11. Фотография ОКС «Салют-7»
Рис. 12. Орбитальный научно-исследовательский комплекс «Салют-7» - «Союз-Т» - «Прогресс» 1 – Антенны системы сближения, 2 – иллюминатор, 3 – дополнительные панели солнечных батарей, 4 – солнечная батарея, 5 – поручни, 6 – спальное место космонавта, 7 – контейнеры с пищевыми рационами, 8 – промежуточная камера, 9 – автоматический грузовой космический корабль «Прогресс», 10 – доставляемый груз, 11 – мишень для визуального наблюдения при ручной стыковке, 12 - агрегатный отсек, 13 – туалет, 14 – отсек научной аппаратуры, 15 – душевая установка, 16 – многозональная фотокамера МКФ-6М, 17 – рабочий отсек, 18 – крышка люка, 19 – центральный пульт управления, 20 - пульт управления системой выхода в открытый космос, 21 – скафандр, 22 – люк выхода в открытый космос, 23 – переходный отсек, 24 – оптический визир спускаемого аппарата, 25 – солнечная батарея, 26 – пилотируемый космический корабль «Союз Т».
Рис. 12. Орбитальный научно-исследовательский комплекс «Салют-7» - «Союз-Т» - «Прогресс» 1 – Антенны системы сближения, 2 – иллюминатор, 3 – дополнительные панели солнечных батарей, 4 – солнечная батарея, 5 – поручни, 6 – спальное место космонавта, 7 – контейнеры с пищевыми рационами, 8 – промежуточная камера, 9 – автоматический грузовой космический корабль «Прогресс», 10 – доставляемый груз, 11 – мишень для визуального наблюдения при ручной стыковке, 12 - агрегатный отсек, 13 – туалет, 14 – отсек научной аппаратуры, 15 – душевая установка, 16 – многозональная фотокамера МКФ-6М, 17 – рабочий отсек, 18 – крышка люка, 19 – центральный пульт управления, 20 - пульт управления системой выхода в открытый космос, 21 – скафандр, 22 – люк выхода в открытый космос, 23 – переходный отсек, 24 – оптический визир спускаемого аппарата, 25 – солнечная батарея, 26 – пилотируемый космический корабль «Союз Т».

В конструктивном отношении станция «Салют-7» представляет усовершенствованную станцию «Салют-6», хорошо зарекомендовавшую себя во время длительного космического полета, и подтвердившую возможность создания на орбите длительно существующих пилотируемых космических комплексов. По сравнению со станцией «Салют-6», в конструкцию станции «Салют-7» введены следующие изменения:

- установлен фрезерованный стыковочный узел вместо сварного, что повысило надежность стыковочного устройства, обеспечило возможность стыковки со станцией более тяжелых объектов, а также большего (по сравнению со станцией «Салют-6») числа грузовых и транспортных кораблей;

- установлены крышки и бленды на ряд иллюминаторов, с некоторых иллюминаторов сняты покрытия, что позволило продлить их срок службы, улучшить оптические характеристики;

- доработаны рабочие места космонавтов, доработана конструкция станции под установку приборов и агрегатов, что позволило улучшить эксплуатационные характеристики станции, повысило ее комфортабельность и способствовало успешному осуществлению международной и смешанной экспедиций посещения, когда на станции впервые работали 5 космонавтов;

- на наружной поверхности станции установлено специальное крепление, обеспечивающее фиксацию космонавта при выходе в открытый космос;

- запланировано наращивание солнечных батарей путем монтажа дополнительных панелей, что позволило бы компенсировать падение мощности системы электропитания при длительной работе солнечных батарей в условиях космического пространства, и сохраняло ее номинальное значение до завершающего этапа эксплуатации станции.

Всего на «Салют-7» было отправлено 7 экспедиций, самая длительная из которых продолжалась 237 суток - космонавты Л.Кизим, В.Соловьёв и О.Атьков. Хотя изначально планировалось как минимум 9 экспедиций, причем, состав восьмой экспедиции должен был быть чисто женский, - С.Савицкая, Е.Иванова и Е.Доброквашина.

11-го февраля 1985 года на станции произошла авария. Полностью разрядились аккумуляторные батареи, и связь с ОКС была потеряна. Для устранения неисправности была сформирована специальная ремонтная экспедиция. В.Джанибеков и В.Савиных стартовали 6-го июня 1985 года на корабле «СоюзТ-13» и успешно восстановили работоспособность станции.

Однако злой рок уже сгустил свои тучи над станцией и четвертая экспедиция, посланная 17-го сентября 1985 года, так и не выполнила своей программы - капитан экспедиции В.Васютин серьёзно заболел и экипаж срочно вернулся на Землю.

На переведённой в автономной режим станции вновь начались неполадки. А так как близился запуск новой станции «Мир», на «Салют-7» махнули рукой - было решено просто законсервировать станцию до 2000 года. Для этого станция «Салют-7» с помощью ТКС-4 "Космос-1686" с 19-го по 22-е августа 1986 была переведена на высокую (500 км) орбиту. Но в феврале 1991 года в результате сбоя системы 40-тонная конструкция самостоятельно начала неконтролируемый спуск, серьезно напугав всю планету. Катастрофы удалось избежать, и ситуацию взять под частичный контроль, хотя станцию вернуть так и не смогли – ее обломки рухнули в океан.

Так завершилась 20-летняя эксплуатация первых советских станций серии «Салют», наполненная своими тайнам, проблемами и, конечно же, победами. Как бы то ни было, но именно эти орбитальные станции стали первыми робкими попытками человека основать поселения в космосе, о которых еще в самом начале ХХ века мечтал Циолковский…

--------------------------------------------------------------------------------------------------

При написании использовались материалы с сайтов:
http://www.epizodsspace.narod.ru/
http://www.astronaut.ru/
http://space.kursknet.ru/
http://www.spacenews.ru/
http://ru.wikipedia.org

Некоторые обозначения:
КК — космический корабль
ОКС — орбитальная космическая станция
ДОС — долговременная космическая станция
ОПС — орбитальная посещаемая станция
ТКС — транспортный корабль снабжения
ВА — возвращаемый аппарат
СА — спускаемый аппарат
ПАО — приборно-агрегатный отсек
ВВС — военно-воздушные силы
ЦУП — центр управления полетами
ОКБ — особое конструкторское бюро
КБ — конструкторское бюро
НИИ — научно-исследовательский институт
ЦКБМ — Центральное конструкторское бюро машиностроения
ЦКБЭМ — Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения
ШК — шлюзовая камера

Наука
7 млн интересуются