Нет нет! Это конечно, не про то, что «артисты» - это все, кто на сцене. Музыканты, танцоры и проч. У которых «деятельность в сфере искусств». А «актёры» те, кто «исполняют роли».
Я именно про то, что все «актёры» делятся на: просто «актёров» и «артистов». Любопытно, что есть такое расхожее: ну ты, артист! И не говорят: ну ты, актёр! Разумеется, такое деление очень условное, искусственное и проч.! И граница зыбкая. Но всё же. Сама эта разница для меня долгое время была непонятной, но чувствовалась интуитивно. Я не сразу её сформулировал.
Но если попробовать?
Например. Давайте назовём самых самых популярных и любимых советских артистов. (сейчас говорим про мужчин)
Так, сходу. Первые, что придут в голову: Миронов, Янковский, Баталов, Абдулов, Боярский… Может быть ещё Даль? Тихонов? Кто ещё?
Разумеется, список великих и любимых народом советских актёров будет намного больше! В разы. Многие читатели сейчас воскликнут: а как же …….ов? ….ин? …….ский? …..цкий? Но я пожалуй, не ошибусь, если скажу, что львиная доля народной любви (и что важно женской половины, а это, на секундочку, как раз половина всей публики) досталась артистом из этого списка.
Евгений Леонов, мягко говоря, ни по таланту, ни по народной любви, никак не уступал, например, Боярскому. Но разная она была, эта популярность у обоих. Как и роли. Помню хорошо из далёкого детства, как в город приехал Ленинградский театр Ленсовета с гастролями. И как из театра выходил Боярский и шёл пешком в гостиницу. А за ним, метрах в 30-40 шли нестройной колонной поклонницы в немалом количестве. А за Леоновым так женщины ходили? Не знаю. Может быть.
Т.е. критерий - популярность у женской аудитории? Есть такое. Но это не главное.
Что ещё? Что общего у этого списка? Внешние данные? Внешнее изящество, интеллигентность и аристократизм? Не лишено. Но советский кинематограф подарил нам целую плеяду великих аристократов сцены и духа. Особенно актёры 20х и 30х годов рождения. Яковлев. Смоктуновский. Борисов! Гафт! Ульянов! Ливанов!.. Но… Андрея Миронова, пожалуй, любили всё-таки больше… Артистичность? «Лёгкость» игры и лицедейства? Артистичность вообще никакой линейкой не измерить. Музыкальность? Тоже важно. Миронов был невероятно музыкален. Как пел! Танцевал! Даль замечательно пел. Про Боярского и говорить нечего. Мы помним и музыкальные опыты Абдулова. Абдулов тоже хорошо пел. А вот про Янковского вспоминают, что петь он совершенно не умел. А как пел Тихонов или Баталов не вспомнить.
Вот этот первый список я и называю условно «артистами». И объединяет их (кроме того, что перечислили) другое и главное. У них были разные, прекрасные роли. Но все они были жёстко ограничены рамками своих амплуа. Не смотря на всю разноплановость ролей, они никогда не играли, грубо говоря, персонажей из низших сословий. Совсем просто – крестьян. Вы можете себе такое представить? Янковского или Даля в роли крестьянина?
(Любопытно свидетельство Алексея Германа, который искал актёра на роль Ханина в "Мой друг, Иван Лапшин". Выбрал Миронова, т.к. Герману требовался кто то «столичный-заграничный». И Миронов был самое то.)
И ещё. У «артистов» всегда личная индивидуальность, личный стиль игры были очень чёткими, узнаваемыми. Никогда не спутаешь. А роли, да, были разные.
«Актёрство» – это немножко другое. Идеальный актёр — это, наверное, как кусок серого теста, который может превратиться в кого угодно или во что угодно. Давно выведен такой критерий актёрского таланта: диапазон игры и перевоплощения, уметь сыграть от аристократа до дегенерата. Вот «артисты» дегенератов не играют…
И вот тут на ум приходят другие фамилии. Опять же навскидку. Например: Любшин, Новиков, Папанов, Евстигнеев. (Дорогой читатель, и этот условный список «актёров» далеко неполный! Так же, как и «артистов». Один Куравлёв чего стоит. Дополняйте! Пишите в комментариях. Я написал первых, что пришли мне в голову.)
Так вот. «Актёры» - это те, кто умеют играть почти всё. И чья индивидуальность как будто «растворяется» в персонаже и роли. И каждый раз поражаешься: как?? Как они это делают??
Папанов. Дебиловатый Лёлик из «Бриллиантовой руки» и скульптор в «Приходите завтра». И жалкий Киса Воробьянинов. А ещё интеллигентный Копалыч из «Холодного лета 53 года».
Евстигнеев. Был такой не самый выдающийся фильм «Демидовы». Он был Никитой Демидовым. Такой, настоящий мужик «от сохи». И профессор Преображенский. А ещё пройдохи Дынин («Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён») и Евгений Александрович – режиссёр «народного театра» из «Берегись автомобиля». И многие другие роли.
Одни из самых потрясающих для меня мастеров перевоплощений это Станислав Любшин и Борис Новиков.
Новиков – знаменитый король эпизода советского кино. Никогда не забыть его Исаака Либерзона из «Адъютанта его превосходительства» (изумление! Это оказывается Новиков! Вообще, в этом фильме россыпь прекрасных ролей), или английского аристократа генерала Венделера в «Приключениях принца Флоризеля» (роль скорее гротескная, но всё же). И, конечно же, деревенский дед Тарас «купи-продай» в «Тени исчезают в полдень». С бессмертным «загремим под фанфары»! И каждый персонаж невероятно настоящий!
Любшин. Ему очень «к лицу» роли интеллегентов. И эти роли были. Но вот «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин. Невероятное перевоплощение! А что поменялось? Почти ничего. Никакого грима. Но совершенно другой человек.
Такой момент. Внешность многих «актёров» будто неброская. Даже «стёртая». Вполне можно представить, что встретили бы вы на улице Любшина или Новикова и прошли бы мимо. Не сразу узнаешь. Уж мимо Янковского или Миронова было бы никак не пройти. Узнаете на расстоянии и быстро.
Тут вспоминается легенда или быль про Роберта Де Ниро, который всего лишь взъерошил волосы, изменил выражение лица и смог пройти в толпе поклонников незамеченным. Тоже «Актёр»!)
____________________________________________________________________________
МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА
(по ссылке ниже на ridero.ru):
******************************************************************
Лучшая комедия всех времён и народов.
10ка лучших отечественных фильмов.