Найти тему

Ибрагим-паша мог не бояться разоблачения романа с Нигяр-калфой

Паргалы Ибрагим-паша, любимый друг, хранитель покоев, а затем и великий визирь Османской империи, был, согласно фильму «Великолепный век», зятем султана Сулеймана. Казалось бы, жениться на сестре султана – что может быть более почетным? Но участь даматов, как называли в Османской империи султанских зятьев, в чем-то была нерадостной.

Когда любой рыночный торговец мог спокойно обзавестись второй, а то и третьей, четвертой женой, даматы не могли жениться ни на какой другой женщине, пока состояли в браке с сестрой или дочерью султана. Мы помним, как Хатидже-султан не раз вспоминала об этом – и в беседе с сестрой Альвизе Гритти Моникой, и во время выяснения отношений с самим Ибрагимом.

Если судить по фильму, то одной из самых заветных тайн Ибрагима до определенного времени был роман с Нигяр-калфой. Эта харизматичная девушка покорила сердце всесильного паши своей искренней любовью к нему. И эта любовь не была похожа на любовь Хатидже-султан. Менее романтичная, но более настоящая. Та любовь, которую заслуживал Тео из Парги и которая могла многого стоить Ибрагиму-паше.

По фильму у зрителей могло сложиться такое впечатление, что из-за романа с калфой султан Сулейман мог однозначно выгнать с поста, а то и казнить своего великого визиря. Но так ли это на самом деле? Начнем с того, что в Османской империи даматы, зятья султана, не имели права жениться ни на какой другой женщине, кроме своей жены – султанской сестры или дочери.

Но разве Ибрагим собирался жениться на Нигяр-калфе, сделав ее своей второй женой? Воспользоваться же для получения плотских удовольствий другой женщиной никто запретить не мог, да и необходимости в этом не было.

Что же касается Сулеймана, то он был ровесником Паргалы, мужчиной, к тому же весьма любвеобильным и хорошо знавшим, что такое любовь к женщине и любовь женщины. Он прощал Ибрагиму очень многое и, разумеется, простил бы ему и интрижки на стороне. В те времена, да еще в османском обществе, такое поведение не порицалось.

-2

Да и кто такая была Хатидже против Ибрагима-паши? Да, сестра султана. Да, Сулейман ее очень любил. Но это была просто женщина, не имевшая никакого влияния на политические вопросы. Ибрагим-паша же был великим визирем Османской империи, талантливым полководцем и искусным дипломатом, личным другом Сулеймана. Причем другом султану он стал задолго до своей женитьбы на Хатидже.

Конечно, султан простил бы Ибрагим-паше отношения и с Нигяр-калфой, и с любой другой калфой. К тому же, в действительности вряд ли султанскую сестру бы интересовало, какую там служанку и как использовал ее муж – визирь.

Кстати, развод с султанской сестрой также не был бы для дамата фатальным. Например, султанская сестра Шах-султан с 1523 по 1541 годы, то есть восемнадцать лет, была замужем за Лютфи-пашой – известным государственным деятелем. занимавшим с 1539 по 1541 годы пост великого визиря.

В 1541 году Лютфи-паша и Шах-султан развелись. После этого Лютфи-пашу сняли с поста великого визиря и он отправился в почетную ссылку в Диметоку. Но никто его не казнил и прожил Лютфи-паша до 1564 года, то есть еще 22-23 года после развода с Шах-султан. Написал книгу о государственном управлении, дожил до очень преклонных по тем временам 76 лет.

Лютфи-паша другом и любимцем султана не был. И то его никто не убил после развода с Шах-султан. Поэтому и Ибрагима никто бы не тронул, если бы кроме измены Хатидже он не совершал бы других, куда более существенных проступков.