Продолжение дистанционных экскурсий в Русское искусство средневековья.
А вы знали, что в ранней христианской символике не было креста, а позднее, когда он появился как символ веры, Иисус Христос изображался на его фоне здоровым, цветущим и в короне? Исследуя памятники искусства можно проследить как зарождалось, формировалось и изменялось с веками искусство и как повлияло на все остальную культуру.
Произведения древнерусского искусства это не только драгоценные памятники истории. Они позволяют заглянуть в мир духовных традиций, говорящий языком символов. От простого взгляда на икону взлетают мысли наши к Божественной красоте. Именно из иконописи сложились традиции русской живописи.
Поразительно, что самые темные века истории России обернулись золотым веком русского искусства. Никогда, ни до, ни после того, не была превзойдена или хотя бы достигнута эта вершина мистической жизни и религиозного искусства.
В этом цикле статей мы с вами проследим путь развития русской живописи от расцвета средневековой иконописи до авангарда XX века и современной живописи.
Начало цикла статей - здесь.
Иконописцы работали по канону, стараясь ничего не менять в композиции и цветовом решении. В этом одно из главных отличий иконы от картины - создавая картину живописцы стремятся показать свое мастерство, отталкиваясь от своего мировоззрения, давая волю своим вкусам и фантазии. Работу же иконописца называли “умным деланием”. Ее выполняли благоговейно, с молитвой, все личное и земное забывалось, священные образы мыслились частью вечности, а икона становилась окном в божественный мир. Мастера-иконописцы крайне редко подписывали свои работы, созданные “по воле Божией”. Именно вечность изображается на иконах, и поэтому исчезают бытовые подробности, чудесно преображенные фигуры невесомо парят на золотом фоне над земной твердью. Взоры писали глубокими и неотрывными, позы и жесты - величавыми и значительными.
Пространство иконы строится по особым правилам. Известно, что по законам перспективы все линии должны удаляясь сближаться, а на горизонте сходиться в одну точку. В случае обратной перспективы имеет место обратное - линии сходятся в точке, которая лежит вне картины. Прием этот имеет глубоко символический смысл. Стоя перед иконой человек понимает, что линии горизонта нет и пространство бесконечно. Изображение в глубине не становиться меньше, предметы как будто открываются взору со всех сторон, а линии сходятся к стоящему перед иконой, то есть к той точке, с которой символически открывается путь в вечность. Так создается в иконе “обратная перспектива”.
Обратная перспектива не должна восприниматься как неумение изображать пространство. Древние русские иконописцы не приняли линейной перспективы, когда познакомились с ней. Обратная перспектива сохраняла свой духовный смысл, но была и протестом против соблазнов "плотского зрения".
Даже мастера Возрождения, свято чтившие законы линейной перспективы, не говоря уже о более поздних мастерах, позволяли себе совмещать на своих полотнах несколько точек зрения.
Нередко использование обратной перспективы давало и преимущества: она позволяла разворачивать строения так, что открывались "заслоненные" ими детали и сцены, что расширяло информативность иконного повествования. Поверхности книг с надписями, поверхности столов с расположенными на них предметами «информационно» повернуты к зрителю. Вещи можно рассмотреть с разных ракурсов, это будто волшебное видение, которым мы в обычной жизни не располагаем.
Как свидетельствует история живописи, прямая перспектива была известна уже в Древней Греции с V в. н.э., но начиная примерно с X-XI вв. в византийском искусстве утверждаются приемы обратной перспективы. На Руси она утвердилась на рубеже XIV-XV вв. и с тех пор стала одним из условий высокой, т.е. духовной, художественности.
Линейная и прямая перспектива объединились в единое выражение - прямолинейная. Нередко она служит символом не только реалистического, но еще и прямолинейного взгляда на мир.
Учение о линейной перспективе зародилось в XIII в., и это явилось событием, сыгравшим весьма заметную роль в судьбе европейской культуры. Первым художником, воплотившим в своем творчестве представление о перспективе, создавшим в изображении на плоскости иллюзию трехмерного пространства, был итальянец Джотто (1267-1332). Открытие способа изображения трехмерного пространства на плоскости при помощи линейной (прямой) перспективы знаменует наступление новой эры в европейском искусстве - реализма.
Западная цивилизация многим обязана античной науке - геометрической оптике. Греческие математики Евклид и Птолемей установили, что световые лучи сходятся на поверхности глаза в форме конуса и, следовательно, изображение предметов на бумаге должно подчиняться строгим геометрическим законам.
Ни в Китае, ни в странах ислама в то время искусство и наука не знали линейной перспективы.
Возвращаясь к русскому искусству надо сказать, что претерпевая постоянные изменения со времен Византийских образов, через расцвет русской иконописи в XV веке и потери плоскостности, через приобретение телесной объемности и реалистичности, через переосмысление перспективы и распространение академической живописи, а затем и играми с барочно-рокальными приемами, русское искусство изменялось, ломало стереотипы, находилось в постоянном движении и было многообразным.
Интересно, что в 1920-30-хх годах русские художники вновь обращаются к обратной перспективе. Русское искусство в начале двадцатого века переживает возрождение натюрморта, в котором особенно можно увидеть примеры того, как художники экспериментируют с возможностями обратной перспективы.
В начале ХХ в. выдающийся русский философ и религиозный мыслитель П. Флоренский писал, что две системы перспективы - обратная и прямая - это “два отношения к жизни - внутреннее и внешнее... два типа культуры”. По словам Флоренского, прием не относится к "умелости" или "неумелости", но в нарушении перспективы есть смысл. До поры до времени, её правило в живописи непреложно: «уходящие параллели всегда расходятся к горизонту, и притом тем заметнее, чем больше требуется выделить предмет, ими ограниченный».
Яркий пример использования приемов обратной перспективы можно увидеть в знаменитой картине К.С.Петрова-Водкина “Утренний натюрморт" (1918 год). По словам самого Петрова-Водкина “художник беседует с натурой и его сюжет и психологизм не загораживает определения вещей в пространстве".
Вы также можете вспомнить одну из самых известных его работ - "Натюрморт с селедкой", где художник экспериментирует с приемами обратной перспективы. Возможно, только теперь вы поймете почему так странно изображены предметы на этой картине, которую все мы помним с детства 😄 И бесконечно можно восхищаться его работой "Черемуха в стакане". Обратите внимание на то, как виртуозно художник изображал воду в стекле и граненых стаканах в своих работах. Кстати, попробуйте найти сколько точек зрения в этой его работе и посчитать их.
Также в другой знаменитой картине Третьяковской галереи известного русского художника, К.С.Истомина (1886-1942), “Вузовки” можно увидеть, что русские художники и позже продолжали экспериментировать с положением предметов в пространстве, линией горизонта и перспективой.
Интересно, что маленькие дети всегда предпочитают обратную перспективу. Специальные исследования, проведенные в разных странах, показали, что эта детская склонность не может быть объяснена одним лишь «детским неумением» — должна быть более серьезная причина. В свете разработанной теории зрительного восприятия она становится абсолютно ясной: дети так видят!
Лишь постепенно, под воздействием взрослых, убеждающих ребенка, что так рисовать нельзя, под воздействием систематической "дрессировки" ребенок теряет эту врожденную способность.
Продолжение про детское видение обратной перспективы и использование таковой в анимации - обязательно следует...
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, чтобы не пропустить самое интересное.
👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼