Прозвище правителя способно многое о нем рассказать.
Людовику XIV его прозвание, конечно, очень льстило, не случайно из уст этого короля родилось знаменитое «Государство – это я». Он ставил себя в центр всей жизни, подобно светилу, но, тем не менее, «Королем-солнцем» его называли не за это.
Дело в том, что этот монарх имел настоящий талант – он прекрасно танцевал. Причем, танцевал не на балах, а на сцене!
Впервые Людовик выступил перед зрителем в совсем еще юном возрасте, в неполные тринадцать лет. Он танцевал в «Балете Кассандры» в театре «Пале Рояль» пять вечеров подряд, причем танцевал сразу две роли. Вместе с ним выступал его младший брат и еще ряд высокопоставленных мальчиков королевского двора.
Это были ежегодно проводимые в рамках карнавала так называемые «придворные балеты». С двенадцати лет наследник Луи ежегодно принимал самое активное участие в балетных постановках, причем с каждым годом его роли все сложнее, и ролей этих все больше.
В шестнадцать лет принцу досталось предстать в ролях «Восходящего солнца» и Аполлона. Французский историк Франсуа Блюш подсчитал, что все это происходило «в театре Пти-Бурбон, вмещавшем 3000 зрителей. Спектакль шел десять вечеров подряд, следовательно, перед 30 000 парижан — так сказать, перед более чем десятой частью тогдашнего населения столицы».
Конечно, придворный балет 17 века совсем не был похож на современный – это был не технически сложный танец, а музыкальный спектакль с элементами шествия и карнавала. Тематика балета чаще была сатирическая и развлекательная, чем героическая романтика, королю-актеру ничего не стоило перевоплотиться в роль жулика, шута, женщины. Это была немного игра и немного гротеск.
Есть мнение, что Людовик, став уже королем, сам придумал себе громкое прозвище, взяв его из любимых своих балетных ролей. И многократно «надевал» этот образ, причем не только в танце.
Например, кроме ежегодных карнавалов было принято устраивать «конные балеты» - праздничные конные выездки по кругу, «каррузели», что-то среднее между спортивным праздником и маскарадом. Они проводились на площади у сада Тюильри, так что скоро и сама площадь стала называться Каррузель, и от нее пошло слово «карусель» - движение по кругу.
На торжественных конных «каррузелях» Людовик XIV любил представать в образе римского императора на коне, с изображениями солнца на щите и мече. Собственно, «карусель Тюильри» 1662 года и считается тем моментом, начиная с которого за королем закрепилось его знаменитое прозвище.
Еще по теме:
Как выбирали имена и отчества для российских императриц
Почему Мадонны всегда в синем