Найти тему
Светлана Горячева

Как написать виноград, шаг за шагом

Живописный этюд масляными красками в многослойной технике старых мастеров - шаг за шагом, в картинках!

Небольшой этюд с чашкой винограда на фоне старой скатерти. Ещё пара яблок и сливы. Яркое летнее солнце даёт выразительные контрасты света и тени. Чтобы написать такую работу, понадобится грунтованный холст 30х40, масляные краски, кисти, разбавитель и ретушный лак.
Небольшой этюд с чашкой винограда на фоне старой скатерти. Ещё пара яблок и сливы. Яркое летнее солнце даёт выразительные контрасты света и тени. Чтобы написать такую работу, понадобится грунтованный холст 30х40, масляные краски, кисти, разбавитель и ретушный лак.

В первом красочном слое задаём яркий цвет фруктов и тёмный фон, который подчёркивает эту яркость. Изображая виноград, в первую очередь обращаем внимание на глубинный, внутренний цвет, - тот оттенок, который огоньком светится внутри сочной мякоти ягод, - он и будет цветовой основой, красочной подложкой под остальную живопись.

Уже в первом слое, подмалёвке, необходимо показать, что чашка с фруктами на тёмном фоне залита ярким солнечным светом.
Уже в первом слое, подмалёвке, необходимо показать, что чашка с фруктами на тёмном фоне залита ярким солнечным светом.

Начинаем с подмалёвка тонко положенной прозрачной краской. Подмалёвок задаёт иллюзию глубины пространственной среды, намечает основные массы предметов и служит базой для некоторых красочных эффектов. Чуть подробнее о последнем: бесконечно интересно изучать свойства масляных красок. Они очень разные: в смесях и в одиночку, в верхних и нижних слоях. В этой картине заслуживает внимания насыщенный розовый цвет. Очень насыщенный. Такой даёт тонкий слой краплака на белом, хорошо отражающем свет загрунтованном холсте. Ни одна краска в разбеле не даст такого эффекта. Вот это рубиновое свечение красных виноградин даёт луч света, который прошёл через прозрачную цветную плёнку, отразился от белого грунта и вернулся обратно.
Важный момент – хорошо загрунтованный холст. Многие современные художники любят «тянущие» грунты, и на них ориентируются производители. Но для нашей старомодной манеры принципиально, что холст не должен намокать и темнеть. Старые мастера очень внимательно проклеивали свои холсты. Честно говоря, собственноручно я не грунтовала холсты уже очень давно – в нашей семье этим занимается супруг, но непременно с учётом «пожеланий трудящихся». Например, можно добавить клей ПВА в готовый акриловый грунт. Или, если речь идёт о фабричном холсте – пройти его сверху раствором желатина. Важно только не перестараться и не превратить холст в «клеёнку» - какое-то сцепление краски и грунта всё же должно быть.

Работа ведётся от общего к частному, от больших цветовых пятен - к отдельным формам.
Работа ведётся от общего к частному, от больших цветовых пятен - к отдельным формам.

Дальше по этой основе моделируем форму и освещённость каждой виноградины, не забывая при этом, что масса ягод является формой и сама по себе - каждая виноградная гроздь имеет общий свет и общую тень. Там, где поверхность сложной формы поворачивается из света в тень, группируются главные тоновые контрасты. То есть те ягоды, что расположены посередине грозди, на самой выпуклой её части, будут самыми чёткими и выразительными.

Обращаем внимание, что матовый налёт на ягодах винограда даёт чёткий контрастный край с освещённой стороны, с теневой стороны касание будет мягче.
Обращаем внимание, что матовый налёт на ягодах винограда даёт чёткий контрастный край с освещённой стороны, с теневой стороны касание будет мягче.

Форма и живописная фактура ягод винограда задаётся характерным матовым налётом. Покрываем высохший подмалёвок слоем ретушного лака, и прямо по свежей лаковой плёнке моделируем облик виноградин. Если первый слой стараемся писать прозрачно и без белил - белый грунт и так ярко светится сквозь краплак в подмалёвке, - то матовый налёт делаем прохладными оттенками, разбелёнными мазками, обязательно оставляя островки свободных от налёта мест - в этих пятнышках кое-где контрастно и остро загорятся точечные блики. То есть первый слой не записываем сверху полностью - используем разницу приёмов наложения краски и оптических свойств каждого слоя, чтобы передать многомерность и разнообразие фактур, свойственные натуре.

Продолжаем разбираться в закономерностях передачи формы и освещения.
Продолжаем разбираться в закономерностях передачи формы и освещения.

Если отвлечься от холодного голубоватого налёта на ягодах, можно увидеть, что в целом прямой солнечный свет задаёт тёплые света и холодные тени - особенно хорошо это заметно на белой чашке - освещённая часть выглядит желтоватой а тень практически голубой. Но и на гроздьях винограда можно и нужно проследить эту закономерность.

Удобно вести работу слева направо, чтобы не смазывать свежую краску, опираясь на холст мизинцем или ребром ладони. Если только вы не левша.
Удобно вести работу слева направо, чтобы не смазывать свежую краску, опираясь на холст мизинцем или ребром ладони. Если только вы не левша.

Фактура винограда - сложная, многослойная - там и прозрачность, и блеск, и матовость. Именно для таких случаев идеально подходит классическая техника многослойной живописи. Главное, что нужно помнить - каждый слой сушим и покрываем перед работой ретушным лаком. Тогда краска не станет жухнуть, будет наносится легко и пластично.

Намечаем окружение, уточняем детали.
Намечаем окружение, уточняем детали.

Там, где нужны мягкие переходы из цвета в цвет, растушёвываем границы мазков мягкой чистой кистью. Если говорить о кисточках, часто можно услышать, что для масляной живописи больше подходят щетинные кисти. Лично я практически всегда пишу синтетикой. Главное, чтобы кистей было много - если нужен чистый цвет, лучше взять чистую кисточку, чтобы не мешали остатки краски ненужного цвета. Если в акварели кисть всегда можно ополоснуть водой, то в масляной живописи такой возможности нет)

Добавляем предметы переднего плана. Налёт на сливах напоминает налёт на винограде.
Добавляем предметы переднего плана. Налёт на сливах напоминает налёт на винограде.

Бахрома и блестящий узор на скатерти помогают "выдвинуть" вперёд первый план.
Бахрома и блестящий узор на скатерти помогают "выдвинуть" вперёд первый план.

Освещение прямыми солнечными лучами даёт такой интересный эффект, как цветное свечение на тёмном фоне. Цвет как бы отрывается от контура предмета и распространяется дальше - у белой вазы появляется голубой ореол, вокруг сливы возникает розовая дымка. Если удаётся поймать этот эффект, живопись становится мягче и воздушней, приобретает черты импрессионизма.

Вот такие секреты живописной "кухни". Хотите узнать ещё - подписывайтесь, чтобы не потеряться.