Живописный этюд масляными красками в многослойной технике старых мастеров - шаг за шагом, в картинках!
В первом красочном слое задаём яркий цвет фруктов и тёмный фон, который подчёркивает эту яркость. Изображая виноград, в первую очередь обращаем внимание на глубинный, внутренний цвет, - тот оттенок, который огоньком светится внутри сочной мякоти ягод, - он и будет цветовой основой, красочной подложкой под остальную живопись.
Начинаем с подмалёвка тонко положенной прозрачной краской. Подмалёвок задаёт иллюзию глубины пространственной среды, намечает основные массы предметов и служит базой для некоторых красочных эффектов. Чуть подробнее о последнем: бесконечно интересно изучать свойства масляных красок. Они очень разные: в смесях и в одиночку, в верхних и нижних слоях. В этой картине заслуживает внимания насыщенный розовый цвет. Очень насыщенный. Такой даёт тонкий слой краплака на белом, хорошо отражающем свет загрунтованном холсте. Ни одна краска в разбеле не даст такого эффекта. Вот это рубиновое свечение красных виноградин даёт луч света, который прошёл через прозрачную цветную плёнку, отразился от белого грунта и вернулся обратно.
Важный момент – хорошо загрунтованный холст. Многие современные художники любят «тянущие» грунты, и на них ориентируются производители. Но для нашей старомодной манеры принципиально, что холст не должен намокать и темнеть. Старые мастера очень внимательно проклеивали свои холсты. Честно говоря, собственноручно я не грунтовала холсты уже очень давно – в нашей семье этим занимается супруг, но непременно с учётом «пожеланий трудящихся». Например, можно добавить клей ПВА в готовый акриловый грунт. Или, если речь идёт о фабричном холсте – пройти его сверху раствором желатина. Важно только не перестараться и не превратить холст в «клеёнку» - какое-то сцепление краски и грунта всё же должно быть.
Дальше по этой основе моделируем форму и освещённость каждой виноградины, не забывая при этом, что масса ягод является формой и сама по себе - каждая виноградная гроздь имеет общий свет и общую тень. Там, где поверхность сложной формы поворачивается из света в тень, группируются главные тоновые контрасты. То есть те ягоды, что расположены посередине грозди, на самой выпуклой её части, будут самыми чёткими и выразительными.
Форма и живописная фактура ягод винограда задаётся характерным матовым налётом. Покрываем высохший подмалёвок слоем ретушного лака, и прямо по свежей лаковой плёнке моделируем облик виноградин. Если первый слой стараемся писать прозрачно и без белил - белый грунт и так ярко светится сквозь краплак в подмалёвке, - то матовый налёт делаем прохладными оттенками, разбелёнными мазками, обязательно оставляя островки свободных от налёта мест - в этих пятнышках кое-где контрастно и остро загорятся точечные блики. То есть первый слой не записываем сверху полностью - используем разницу приёмов наложения краски и оптических свойств каждого слоя, чтобы передать многомерность и разнообразие фактур, свойственные натуре.
Если отвлечься от холодного голубоватого налёта на ягодах, можно увидеть, что в целом прямой солнечный свет задаёт тёплые света и холодные тени - особенно хорошо это заметно на белой чашке - освещённая часть выглядит желтоватой а тень практически голубой. Но и на гроздьях винограда можно и нужно проследить эту закономерность.
Фактура винограда - сложная, многослойная - там и прозрачность, и блеск, и матовость. Именно для таких случаев идеально подходит классическая техника многослойной живописи. Главное, что нужно помнить - каждый слой сушим и покрываем перед работой ретушным лаком. Тогда краска не станет жухнуть, будет наносится легко и пластично.
Там, где нужны мягкие переходы из цвета в цвет, растушёвываем границы мазков мягкой чистой кистью. Если говорить о кисточках, часто можно услышать, что для масляной живописи больше подходят щетинные кисти. Лично я практически всегда пишу синтетикой. Главное, чтобы кистей было много - если нужен чистый цвет, лучше взять чистую кисточку, чтобы не мешали остатки краски ненужного цвета. Если в акварели кисть всегда можно ополоснуть водой, то в масляной живописи такой возможности нет)
Освещение прямыми солнечными лучами даёт такой интересный эффект, как цветное свечение на тёмном фоне. Цвет как бы отрывается от контура предмета и распространяется дальше - у белой вазы появляется голубой ореол, вокруг сливы возникает розовая дымка. Если удаётся поймать этот эффект, живопись становится мягче и воздушней, приобретает черты импрессионизма.
Вот такие секреты живописной "кухни". Хотите узнать ещё - подписывайтесь, чтобы не потеряться.