Найти тему
Одновременно

Как Ипполит Байар сменил путь первооткрывателя фотографии на карьеру фотографа

Из трех наиболее известных изобретателей фотографии Ипполит Байар единственный, кто решил не разрабатывать собственную технологию, а сменил путь изобретателя, на карьеру фотографа и карьера эта сложилась вполне удачно.

Женщина с веером, Ипполит Байар, 1843 год
Женщина с веером, Ипполит Байар, 1843 год

Хотя метод Байра был значительно дешевле дагерротипии, но качество изображений на бумаге было несравнимо хуже, чем на медных посеребренных пластинах. Изображения получались мягкими, несколько смазанными, высокой детализации добиться было невозможно, а именно невероятная четкость и проработка деталей на дагерротипах привлекала к ним публику. Светочувствительность бумаги обработанной по методу Байара была низкой, выдержка составляла несколько минут и никакими способами сократить ее не удавалось, так что для фотографирования людей метод не годился.

Первые снимки Талбота по методу калотипии уступали фотографиям Байара качеством, но имели одно преимущество, которое было решающим. Это был негативно-позитивный процесс, теоретически позволявший получать с негатива любое количество отпечатков. 

Париж, Ипполит Байар, 1843 год
Париж, Ипполит Байар, 1843 год

Байар овладел несколькими процессами и даже делал портреты по технологии дагерротипии.

В отличии от Дагера, который мечтавшего только о денежном вознаграждении за труды и безбедной старости и забросившего свои исследования почти сразу после того, как они были достойно оценены в денежном эквиваленте или от Тальбота, для которого фотография была лишь часть обширных научных интересов, Байар продолжил попытки совершенствования различных фототехник и процессов в качестве действующего фотографа.  Ему принадлежит идея использовать комбинированную печать с двух негативов для впечатывания неба.

В мастерской, Ипполит Байар
В мастерской, Ипполит Байар

Ипполит Байар стал одним из соучредителей Французского фотографического общества (фр. Societe Francaise de Photographie). 

В 1851 году правительство Франции привлекло Байара к участию в крупнейшем и единственном в то время экспедиционном фотографическом проекте - визуальному исследованию национального архитектурного наследия. Это исследование получило название Гелиографической экпедиции (Missions Héliographique), а целью его является определение сроков и характера консервации и реставрации архитектурных памятников в исторических центрах Франции. Вся страна была поделена на пять областей и пять фотографов отправились снимать архитектурные памятники в свою область. Байару достался северо-запад: Бретань и Нормандия. Из всех фотографов он единственный, кто использовал стеклянные, а не бумажные негативы, может быть поэтому Байар единственный, чьих негативов не сохранилось.

На северо-западе Франции, Ипполит Байар, 1858 год, альбуминовая печать
На северо-западе Франции, Ипполит Байар, 1858 год, альбуминовая печать

В 1855 году Байар открыл собственную коммерческую фотостудию, а в 1859-м объединил усилия с известным иллюстратором Берталлом (Альбертом д'Арну). Компаньоны начали производство гравюр на основе фотоснимков и достигли немалого финансового успеха.

Прокурор и будущий министр внутренних дел Франции Пьер Эрнест Пинар, Ипполит Байар
Прокурор и будущий министр внутренних дел Франции Пьер Эрнест Пинар, Ипполит Байар

Может быть Байар и не достиг признания, как первооткрыватель фотографии, но его достижения фотографа были оценены публикой. Он выиграл медали на Парижской промышленной выставке в 1849 году, на Всемирных выставках в Лондоне в 1851 и 1862 годах. Правительство Франции оценило заслуги Байара и наградило фотографа крестом Ордена почетного легиона в 1863 году.

Шато-де-Фалез, или так называемый замок Вильгельма Завоевателя
Шато-де-Фалез, или так называемый замок Вильгельма Завоевателя

По неизвестным причинам, в 66 лет Байар заявил, что отходит от дел, переселился в город Немур, где и умер глубоким стариком в 1887 году.

Вид на Эврё, Ипполит Байар. 1851 год
Вид на Эврё, Ипполит Байар. 1851 год

Непризнанный первооткрыватель фотографии и автор первого фотофейка Ипполит Байар