Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Родился он игрой судьбы случайной, И пролетел, как буря, мимо нас»

И снова я возвращаюсь к М.Ю.Лермонтову… Не знаю, может быть, только у меня первые воспоминания, связанные с именем Наполеона, это -

Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг;

На нем треугольная шляпа

И серый походный сюртук…

Кажется, ещё не умея читать, просила маму рассказать про «Воздушный корабль» и плакала. Тогда о судьбе Наполеона не знала почти ничего, а вот стихи завораживали, уносили как будто в другой мир. Они и сейчас – в числе самых любимых.

И, конечно же, я тогда не знала, что у Лермонтова есть целый «Наполеоновский цикл», куда входит не одно стихотворение.

С одной стороны, Лермонтов воспевает победу над наполеоновской армией и славит героев (вспомним знакомое всем «Бородино», а ещё раньше, в 1832 году, юный Лермонтов написал «Поле Бородина», ставшее, как это часто у него бывало, «черновиком» к более позднему и совершенному стихотворению).

Аллегорически он изобразит войну в стихотворении «Два великана» (1832 год):

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран…

…И пришёл с грозой военной

Трёхнедельный удалец, —

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел — тряхнул главою.

Ахнул дерзкий — и упал!

-2

А несколькими годами позже, в поэме «Сашка», Лермонтов, обращаясь к Москве, практически повторит:

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и – обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!

Вселенная замолкла… Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой –

Заветное преданье поколений.

Однако наряду с этими мотивами мы увидим и совсем другие. Лермонтов родился уже после войны. Но рассказы о ней он, несомненно, слышал. Его отец в начале войны вступил в народное ополчение. Два брата бабки, Дмитрий и Афанасий, сражались при Бородине. Часто можно встретить упоминания о родственниках отца – участниках войны, но у меня близость с этой роднёй вызывает сомнения, а вот Афанасий Столыпин, любимый брат бабки, в её доме бывал постоянно и, надо думать, не раз делился воспоминаниями с любознательным Мишелем.

Но, может быть, именно то, что непосредственные бедствия войны юного Лермонтова не коснулись, подействовало на его достаточно своеобразное восприятие образа Наполеона.

Большинство стихотворений «Наполеоновского цикла» написано в 1829-31 г.г. Ни на минуту не забывая о славной победе русских («Ты побежден московскими стенами», - напишет поэт в стихотворении «Наполеон»), юный Лермонтов уделяет особое внимание теме, которая кажется, не звучит больше нигде у пишущих о французском императоре, но зато так ярко проявится в творчестве самого Михаила Юрьевича, - теме людской неблагодарности, безразличия к славе великого:

Поверь: великое земное

Различно с мыслями людей.

Сверши с успехом дело злое —

Велик; не удалось — злодей;

Среди дружин необозримых

Был чуть не бог Наполеон;

Разбитый же в снегах родимых

Безумцем порицаем он;

Внимая шум воды прибрежной,

В изгнанье дальном он погас —

И что ж? — Конец его мятежный

Не отуманил наших глаз!..

Традиционная для Лермонтова тема одиночества здесь приобретает новые черты: поэт упорно описывает место последнего пристанища императора, всё время подчёркивая контраст между тем, что было, и тем, что стало:

Где бьёт волна о брег высокой,

Где дикий памятник небрежно положён,

В сырой земле и в яме неглубокой -

Там спит герой, друзья! - Наполеон!..

-3

Снова и снова у автора появляется мотив невозможности понять императора. Явившийся «певцу возвышенному, но юному» призрак Наполеона приказывает:

«Умолкни, о певец! - спеши отсюда прочь, -

С хвалой иль язвою упрёка:

Мне всё равно; в могиле вечно ночь.

Там нет ни почестей, ни счастия, ни рока!

Пускай историю страстей

И дел моих хранят далёкие потомки:

Я презрю песнопенья громки;

Я выше и похвал, и славы, и людей!..»

И снова и снова будет появляться мотив трагического одиночества человека, не понятого до конца при жизни и неверно оцениваемого после смерти. В стихотворении «Наполеон. Дума» Лермонтов рисует призрак Наполеона, являющийся «в неверный час, меж днём и темнотой»:

Он не живой. Но также не мечта:

Сей острый взгляд с возвышенным челом

И две руки, сложённые крестом.

Пред ним лепечут волны, и бегут,

И вновь приходят, и о скалы бьют.

Как легкие ветрилы, облака

Над морем носятся издалека.

И вот глядит неведомая тень

На тот восток, где новый брезжит день, —

Там Франция! — там край её родной

И славы след, быть может скрытый мглой;

Там, средь войны, её неслися дни…

О! для чего так кончились они!..

-4

Так появляется в лермонтовском цикле трагическая тема личности и толпы.

Продолжение следует

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Карту всех публикаций о Лермонтове смотрите здесь

Навигатор по всему каналу здесь

Все статьи по наполеоновской тематике:

«Мы все глядим в Наполеоны» здесь

«Наполеон пребудет бессмертен слухом буйств и зол!» здесь

«Сей муж судьбы, сей странник бранный…» здесь

«У него профиль Наполеона» здесь

«Родился он игрой судьбы случайной,

И пролетел, как буря, мимо нас»

«Стоит император один» здесь

«Не есть ли Чичиков переодетый Наполеон?» здесь

«Уж не Наполеон ли какой нашу Алёну Ивановну укокошил?» здесь

Всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг» здесь

«Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую» здесь

«Это ничтожнейшее орудие истории» здесь