Найти тему

«В студенческой компании горячо спорили…» Д. Новоселов. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Оглавление

Проблема

Способен ли человек победить пагубную привычку? На этот актуальный вопрос, важный не только для самого человека, но и для близких, пытается ответить Д. Новоселов.

Подход к проблеме

Свои размышления автор начинает с описания горячих споров студентов по этому поводу. Им было интересно, может ли человек, используя свою силу воли или под влиянием других факторов, отказаться от вредной привычки.

Комментарий к проблеме. Первый пример

Д. Новоселов приводит пример из детства молодого человека. Рассказчик – девятиклассник, у которого отец вернулся из тюрьмы и не мог справиться с пагубной привычкой. Семья страдала от этого, и юноша решился на своеобразный поступок, сказав отцу, что тот для него является примером, поэтому он будет тоже употреблять спиртное.

Описывая разговор между отцом и сыном, автор использует слова, отражающие состояние главы семейства, который напуган таким предложением сына, - «ужаснулся», «испуганно». Слов между ними было мало. Достаточно было взглядов. Отец дал слово не пить и сдержал его. Радость юноши от этого поступка отца выражена автором в восклицательных предложениях 29, 31, 35.

Комментарий к проблеме. Второй пример

В следующем эпизоде, который тоже важен для раскрытия проблемы, автор описывает, как мужчина воевал с вредной привычкой - «как солдат». Молча, без жалоб, без упреков.

Заканчивается эта история тем, что сын поступил в медицинскую академию. Отец, увидев его фамилию в списке, плакал и, все еще как бы не веря, снова читал и читал. Это мужские слезы радости. Человек совершил мужественный поступок и теперь видел его результаты. Это несоизмеримая радость - радость победы над собой!

Оба примера, дополняя друг друга, ярко иллюстрируют проблему и доказывают, что человек может расстаться с вредной привычкой благодаря близкому родственнику и ради него.

Авторская позиция

Авторское отношение к проблеме совпадает с отношением рассказчика к ней. Новоселов Д. как будто проживает этот период жизни вместе с юношей.

Собственная позиция

Известно, что пагубность вредных привычек осознают не все. И преодолевают их не все. Пример нетрезвого образа жизни приводит писатель Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Чиновник Мармеладов потерял место на службе и стал спиваться. Несмотря на то, что его многочисленное семейство нуждалось в опоре, и старшая дочь Соня вынуждена была заниматься проституцией, он не смог отказаться от пагубной привычки, и его жизнь и жизнь жены закончилась трагически.

Вывод

Итак, ответить на проблемный вопрос в целом только утвердительно или только отрицательно нельзя. Бороться с вредной привычкой или нет – каждый решает индивидуально. Отказ от вредных привычек зависит от многого: от силы воли самого человека, от условий жизни, от большей или меньшей степени привязанности человека к семье.

ТЕКСТ

В студенческой компании горячо спорили о том, способен ли человек силой своей воли или под влиянием какого-либо воспитательного воздействия изменить свои привычки, в частности, можно ли гурмана отвратить от пищи, алкоголика – от пьянства, уголовника – от преступных действий… Говорили, что поведение определяется рефлексами, управлять которыми человеческое сознание не может, что даже самые сильные из нас способны лишь какое-то время противостоять этим непроизвольным реакциям, но полностью совладать с ними невозможно. Мой отец вернулся из тюрьмы, когда я заканчивал девятый класс. Высокий, худой, он, будто бы производя в уме какие-то расчёты и сопоставления, долго смотрел на меня и на маму, потом молча сел за стол и налил себе полный стакан водки.

– Что, учится? – спросил он, мотнув головой в мою сторону.

– На, посмотри: одни пятерки! – мама достала дневник.

Он усталым жестом остановил её: дескать, оставь, потом посмотрю. Отец пил беспробудно, словно пытался заморить поселившееся внутри него какое-то ненавистное существо. Порою к нему приходило что-то вроде озарения, он словно ощупывал себя, тревожно озирался по сторонам, видел жену, занятую шитьём, сына, сидящего над книжками, тогда он чувствовал слабую потребность сказать что-то доброе или сделать что-нибудь полезное для семьи. Но тело, будто придавленное могильной плитой, его не слушалось, и, затыкая рот визгливой совести, он принимался пить. Я видел, как темнели глаза у моей мамы, как она часто-часто кивала головой, словно вынуждена была соглашаться с чьим-то укоряющим голосом. Однажды я подсел к отцу и налил полный стакан водки.

– Ты чего? – ужаснулся отец.

– Как что? Ты пьёшь, давай и я буду пить. Ты же мой отец! С кого мне ещё брать пример, как не с тебя! Вместе с тобой напьёмся. Пойдём по улице болтаться! Ну, а что мне ещё делать? Отец испуганно схватил мою руку и посмотрел на меня. Я посмотрел на него. Невероятно долго мы смотрели друг другу в глаза, как будто взглядом говорили то, чего нельзя было высказать словами. Потом отец встал, заткнул бутылку пробкой и молча начал гладить белую рубашку.

– Ты чего? – удивлённо спросила мама. – Зачем тебе белая рубашка?..

Отец встряхнул рубашку, откашлялся, хрипло, напряжённым голосом сказал:

– Короче, я больше пить не буду! Всё!

Больше мой отец не пил. Никогда! Вечером он стирал свою белую рубашку, утром её гладил и шёл на работу. Он работал до упаду, выбивался из сил, зимой столярничал, весной уходил на комбайн… Ни выходных, ни праздников. Ни сна, ни отдыха! Он не жил, он воевал. Как солдат, он меня, пугливого птенчика, спрятал на своей груди и берёг от всех страхов и тягот жизни. Ни жалоб, ни стона, ни укора, ни даже кряхтенья ни разу я не слышал от него. Когда мама просила его передохнуть, он, шатаясь от усталости, говорил: – Успею! …Отец стоял у стенда, где висел список зачисленных в медицинскую академию, в сотый раз прочитывал фамилию своего сына и плакал. А толпившиеся рядом люди изумлённо смотрели на странного высокого мужчину в белой рубашке, который уже полчаса стоит возле списка и плачет, а кудрявый паренёк тянет его за руку и говорит:

– Пап, ну пойдём! Сколько можно стоять?!

– Сейчас…– отвечает отец и шёпотом читает: «Соловьёв Илья Анатольевич…», сдувает слезу и повторяет зачарованно: «Анатольевич…» И опять плачет, и опять шёпотом читает фамилию своего сына. (Д. Новоселов)

**

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

История России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки