Найти в Дзене
Русский сталкер

Необычные дома Москвы: «Красный ромб» и «Свободный гражданин» - элитное жилье для пролетариата

"Красный ромб" - дом дешевых квартир Г.Г. Солодовникова на улице Гиляровского
"Красный ромб" - дом дешевых квартир Г.Г. Солодовникова на улице Гиляровского

В советские годы существовало распространенное мнение, что до революции простые работники заводов и фабрик ютились в бараках и только во времена Советского Союза им стали давать достойное жилье. Это не так. Многие фабриканты и заводчики дореволюционной Москвы хотели, чтобы их рабочие жили ничуть не хуже аристократов, чему сохранились живые примеры.

Один из них это два бывших многоквартирных дома для семейных и одиноких рабочих, построенные на деньги известного миллионера и мецената Г.Г. Солодовникова в 1906-1908 годах на улице Гиляровского в Москве.

-2

Впрочем, обо всем по порядку.

Ярчайшим представителем плеяды выдающихся меценатов России конца XIX – начала XX века считается Гаврила Гаврилович Солодовников. Этого человека заслуженно считают "крестным отцом" Московской консерватории, театра Оперетты и многих других объектов культуры города возведенных на его личные средства.

При этом у богатства Г. Г. Солодовникова существовала и обратная сторона медали. Несмотря на наличие огромных капиталов в бытовой жизни промышленник был скуп до сумасшествия. Современники утверждали, что дома он носил неоднократно штопаный халат и стертые тапочки, а на обед в дешевых трактирах просил подать ему вчерашнюю гречку, из-за ее дешевизны. Чаевые Гаврила Гаврилович не оставлял из принципа, но обожал бесплатные угощения на ярмарках. Совершенно логично, что подобного скрягу в купеческих и промышленных кругах Москвы искренне не любили. Газетчики шутили, что Солодвникова знает вся Москва, и вся же Москва его терпеть не может. О тяжелом характере промышленника и его необычайной скупости упоминали в своих произведениях даже классики русской литературы, включая А.П. Чехова и В.А. Гиляровского.

В то же время интересно отметить, что еще при жизни Гаврила Гаврилович заявлял окружающим, что самое большое удивление они испытают после его смерти. В последние годы жизни любимой присказкой миллионера было: «Вот умру, тогда узнаете, кто таков был Гаврила Гаврилович». Промышленник не обманул. Сумма, оставленная им по завещанию на общественные нужды, составила астрономические 20 162 700 рублей.

Подобного в Москве еще не было.

О небывалой щедрости промышленника, который при жизни ел вчерашние щи, писали все московские газеты. Главным распорядителем наследства знаменитого миллионера был назначен его сын Петр Гаврилович Солодовников.

По завещанию отца на 2-й Мещанской улице (сегодня улица Гиляровского) к 1908 году он построил два доходных дома для малоимущих семей. Причем роскоши данных строений могли позавидовать многие именитые жители Москвы тех лет. Здания были оснащены электричеством, в них работали лифты. На нижних этажах располагались магазины, столовая, баня, библиотека, прачечная и даже медицинский кабинет.

Первый дом получил название «Свободный гражданин». В нем должны были проживать холостые жители города.

"Свободный гражданин" - дом для холостых рабочих
"Свободный гражданин" - дом для холостых рабочих

Второе здание именовали «Красным ромбом». Оно предназначалось для семейных.

"Красный ромб" - дом для семейных работников заводов и фабрик
"Красный ромб" - дом для семейных работников заводов и фабрик

Жилье было не бесплатным, но, учитывая роскошь домов, стоило символических денег. За однокомнатную квартиру в «Свободном гражданине» платили 1 рубль 25 копеек в неделю, а в «Красном кубе» - 2 рубля 50 копеек. Для сравнения, рабочий в начале XX века зарабатывал в Москве около 1 рубля 50 копеек в день. Не удивительно, что жилье в «Солодовниках» пользовалось большим спросом у рабочих и вызывало справедливую зависть у остальных социальных слоев города.

Интересно, что Г. Г. Солодовников, составляя завещание, предвидел подобное положение дел, совершено справедливо в своем завещании подчеркнув: «Большинство этой бедноты составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы». При этом, Гаврила Гаврилович хотел, чтобы на его деньги был построен целый квартал доходных домов для бедноты, но его сын ограничился возведением лишь двух строений, сохранившихся до наших дней.