Найти тему
Александр А.

СЛОВО О МУЗЕЕ

В.М. Васнецов. Портрет работы И.Н. Крамского. 1874
В.М. Васнецов. Портрет работы И.Н. Крамского. 1874

СРЕДИ бесчисленных художественных сокровищ, которыми обладает Москва, есть удивительной архитектуры сооружение, больше похожее на сказочный русский терем. Это Дом-музей живописца Виктора Михайловича Васнецова, с 1986 года – филиал Государственной Третьяковской галереи.

Имя Васнецова знакомо всем, даже тем, кто весьма далёк от искусства. Любой назовёт главные работы мастера: «Алёнушка», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Витязь на распутье», «Богатыри»...

Действительно, этот художник, начинавший как талантливый жанрист, полностью затем переключился на темы отечественной истории и фольклора, и именно благодаря этим картинам он стяжал себе славу.

Интерес Васнецова к далёкому прошлому России сказался и на так называемых проектных рисунках, по которым были сооружены церковь и «Избушка на курьих ножках» в подмосковной усадьбе Абрамцево и, главное, фасад Третьяковки. Из этого же ряда - собственный дом живописца, построенный в 1893-1894 годах недалеко от 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира).

Фото Бориса Ковалёва
Фото Бориса Ковалёва

ТЕПЕРЬ этот одноэтажный особнячок с бревенчатой башней кажется совсем чужим в окружении бетонных жилых коробок, выстроившихся правильными геометрическими рядами и надменно смотрящими на своего соседа. Но так было не всегда. Ещё сравнительно недавно его окружали примерно такие же небольшие домики, что прятались под старыми деревьями и среди буйно разросшихся кустов. Было даже поразительным, что в центре Москвы, рядом с громыхающей трассой Садового кольца сохранялся такой идиллически-тихий уголок. Троицкие переулки походили скорее на провинциальный город, они прихотливыми изгибами залегли на склоне холма к бывшему руслу реки Неглинной. Участь переулков, да и всего района предрешила Олимпиада 1980 года: территорию к северу от них очистили для строительства стадионов, по краю проложили новый Олимпийский проспект, а в самих переулках стали возводить многоэтажные дома.

Троицкими переулки называются по подворью Троице-Сергиевой лавры. Крупнейший монастырь России, обладавший несметными богатствами, имел в Первопрестольной столице несколько подворий. Одно из них с начала XVII столетия располагалась здесь, на землях возле Неглинной. Позднее тут было выстроено двухэтажное здание покоев архимандрита (наместника) лавры; дом этот сохранился в переделанном виде. Поскольку архимандрит был также и Московским митрополитом, в покоях Троицкого подворья жили в разное время видные церковные иерархи – митрополиты Платон, Филарет, Иннокентий, патриарх Тихон.

В конце XIX века Лавра решила извлечь побольше доходов из принадлежавшего ей обширного земельного участка, и предложила городской Думе распланировать его часть, занятую под огороды, и отдать под застройку. Так возникли вышеупомянутые переулки.

ВЕСНОЮ 1893 года в бывшую Троицкую слободу решил переселиться уже широко известный тогда художник, автор многих произведений, с восторгом встреченных публикой, Виктор Михайлович Васнецов. О собственной мастерской он мечтал давно, ещё в ту пору, когда только-только приехал в Москву из Петербурга. Однако средств у Васнецова не было, и пришлось ждать не один год, прежде чем мечта его исполнилась. Получив большой гонорар за эскизы росписи киевского Владимирского собора, художник смог при помощи Саввы Мамонтова начать строить свой дом. А место для него Виктор Михайлович присмотрел тоже очень давно. «Возвращаюсь я как-то от Мамонтовых на Садовой, - вспоминал Васнецов. – Дело было ночью. Вместо того чтобы итти домой на Остоженку, пересёк Садовую, взобрался по горке вверх и остановился среди маленьких домиков, из которых наибольшими были двухэтажные. Посмотрел с пригорка вдоль – к Тверской, Кудрину, Кремлю и подумал: вот бы где хорошо устроить собственное гнездо!»

Он приобрёл маленький участок, где уже стоял одноэтажный домик, глядящий окошками в 3-й Троицкий переулок. Живописец просил строительное отделение городской Управы разрешить ему выстроить деревянный жилой дом с большой мастерской при нём, которая размещалась бы в высокой, тоже деревянной пристройке. Но в этом ему отказали, поскольку из соображений пожарной безопасности в Москве запрещалось возводить высокие деревянные здания. Тогда Васнецов отправляет новое прошение в Управу, объясняя, что «… помещаться мастерская должна по возможности не близко от земли во избежание рефлексов земли и ближайших домов… Я смог бы надеяться, что Управа, сочувствуя развитию отечественного искусства, обратит внимание на моё объяснение и разрешит мне в городе Москве устроить мастерскую художественной деятельности… Строить для себя каменный дом… я, к сожалению, средств не имею».

Вскоре разрешение было получено, и Виктор Михайлович с помощью наёмных работников-крестьян Владимирской губернии приступил к постройке. «…В месяцы стройки я был архитектором, плотником, подрядчиком. Я радовался каждому венцу растущих стен, каждой положенной половице пола, каждому поставленному окну или двери». В 1894 году художник поселяется в новом, ещё не полностью отделанном доме, и тут же перевозит сюда грандиозное полотно «Богатыри», над которым тогда работал. «Это был один из счастливейших дней моей жизни, когда я увидел на подставке в моей просторной, с правильным освещением мастерской милых моих «Богатырей». Теперь они могли уже не скитаться по чужим углам, не нужно было выкраивать для них подходящее место в комнате».

-3

В этом здании Васнецов плодотворно трудился, здесь принимал своих друзей. И кто только не перебывал на знаменитых васнецовских вечерах! Писатели, художники, артисты, купцы-меценаты… Антон Чехов и Максим Горький, Владимир Гиляровский и Фёдор Шаляпин, Михаил Нестеров и Василий Поленов, Михаил Врубель и Василий Суриков, Илья Репин и Константин Коровин, Павел Третьяков и Исаак Левитан. После известных событий октября 1917-го новое правительство России предложило Виктору Михайловичу на выбор сохранить за собой загородную усадьбу или этот вот дом. Живописец выбрал дом и прожил тут до самой кончины, последовавшей 23 июля 1926 года. Отпевали его в приходской церкви Святых Адриана и Наталии на 1-й Мещанской, а похоронили на Введенском кладбище. Позже в старом доме продолжала обитать семья мастера, репрессии 30-х – 40-х годов её, по счастью, не коснулись. В 1953 году, согласно воле наследников, фамильное жилище было передано государству для открытия музея. И тогда же 3-й Троицкий переулок переименовали в честь мастера.

ВАСНЕЦОВ ощущал себя истинно русским человеком, и, проектируя для себя жилище, целиком следовал национальным традициям. Отсюда - выбор строительного материала, планировка помещений с их различными закоулками, узкими и крутыми лестницами (собранными, кстати, без единого гвоздя). Мастерская художника это, вообще, отдельная статья: площадь её - 110 квадратных метров, высота - шесть метров.

Вообще, когда входишь с улицы в ворота, то сразу возникает ощущение, что ты перенёсся на сто лет назад – во дворе сохранили кусочек булыжной мостовой начала прошлого века. Справа у каменной ограды мы увидим великолепную мозаичную икону Спаса Вседержителя, исполненную по эскизу Васнецова.

Фото Бориса Ковалёва
Фото Бориса Ковалёва

Дом сложен из крепких сосновых брёвен, впоследствии часть стен была оштукатурена снаружи: в семье Виктора Михайловича росло пятеро детей, и зимою в жилище необходимо было поддерживать тепло. Примерно тогда же появились декоративные наличники окон и яркие поливные изразцы над карнизами, а также лепные колонки по углам фасадов мастерской. Все детали убранства выполнены в духе московского «узорочья» времён царя Алексея Михайловича.

Фото Бориса Ковалёва
Фото Бориса Ковалёва

Во всех комнатах уцелел подлинный дубовый паркет. А какой красоты тут мебель! Скажем, парадная гостиная, где часто собирались московские и петербургские друзья хозяина, оформлена в боярском стиле конца XVII столетия. Предметы обстановки для неё (резной буфет, шкафы, кресла, стулья) по заказу Виктора Михайловича сработали умельцы из Строгановских художественных мастерских и Абрамцевской школы, а также его брат Аркадий в Вятке. Буфет сделан как настоящий терем – и гульбище, и ворота и т.д. Изразцы на печь и фигуру Садко на буфет презентовал Васнецову Михаил Врубель. Подлинным шедевром является стол, его основа - столешница из морёного дуба с изображением двуглавого орла. Уникальную столешницу Петровской эпохи живописец приобрёл по случаю на какой-то ярмарке и потом «сочинил» к ней ножки. Над столом висит на цепях керосиновая лампа.

Фото Бориса Ковалёва
Фото Бориса Ковалёва

Всех посетителей музея – особенно детей – восхищают подлинные древнерусские доспехи (кольчуга и шлем) и оружие, укреплённые на одной из стен гостиной, точнее, на внешнем повороте винтовой лестницы, которая ведёт в мастерскую. Это подарок Виктору Михайловичу от дирекции Императорского Исторического музея за написанное для него 25-метровое панно «Каменный век».

Фото Бориса Ковалёва
Фото Бориса Ковалёва

Вот столовая. Она решена как горница в зажиточном крестьянском жилище. Под стать и мебель. «Вдоль стен (в доме Виктора) стояли дубовые, простые скамьи, в середине стоял дубовый, крепко сложенный простой стол без скатерти, а кое-где расставлены были коренастые табуреты», - рассказывал позднее Фёдор Шаляпин.

Фото Бориса Ковалёва
Фото Бориса Ковалёва

Неповторимость васнецовского дома заключается ещё и в том, что здесь хранятся поздние полотна художника, практически неизвестные широкой публике. Несмотря на то, что Виктор Михайлович абсолютно лояльно относился к Советской власти и даже получал от правительства персональную пенсию, он избегал писать произведения на революционные или трудовые сюжеты, а продолжал работать над сказочно-былинными образами. Таковы большие холсты «Бой Ивана-царевича со Змеем Горынычем», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем», «Кощей Бессмертный», «Спящая Красавица», «Царевна-лягушка». И глядя на них, убеждаешься, что мастерство Васнецова с годами нисколько не уменьшилось. Особенно поражает своим драматизмом, насыщенным колоритом первая картина.

«Бой Ивана-царевича со Змеем Горынычем» (фрагмент)
«Бой Ивана-царевича со Змеем Горынычем» (фрагмент)

Думаем, читателям уже ясно, что дерево в этом доме главенствует. И даже то, что часть стен, повторим, снаружи оштукатурена, не меняет существенно положения. А прибавьте сюда ещё развешанные буквально на каждом шагу многочисленные картины и рисунки, предметы быта! Всего музейный фонд насчитывает около 25 тысяч экспонатов.

...СТРАШНО подумать, что может натворить «красный петух» в сплошь деревянном здании. Но пусть беды здесь никогда не случится, и люди всегда смогут подивиться убранству этого «теремка», полюбоваться васнецовскими работами. Недаром ведь в мастерской Виктора Михайловича на камине высечен латинский афоризм: Vita brevis - Ars longa, то есть Жизнь коротка - Искусство вечно.

Фрагмент мастерской
Фрагмент мастерской