Жан Омер Мари Габриэль Монне — малоизвестный широкой публике персонаж, который был французским дипломатом. Его считают одним из отцов-основателей Европейского союза, ввиду чего он имеет солидное прозвище «Отец Европы», так как его идеи в 1950-х годах стали фундаментом для образования Европейского сообщества угля и стали, предшественника сегодняшнего Европейского Союза. Но это звание было присвоено не сразу — свой долгий путь к объединению Европы он начал еще во времена Первой мировой войны.
Как нетрудно догадаться, опыта у Жана Монне было очень много, он понимал, что После Второй мировой войны Франция полностью зависела от немецкого угля. Поэтому, когда ему предложили составить план реконструкции страны, он сразу обозначил, что его страна изрядно натерпелась за три полномасштабных вторжения в ее земли со стороны Германии за прошедшие 70 лет. Используя этот воистину железный аргумент, он требовал отделения Рурской области, а также смог отколоть от Германии Саарскую область, которая лишь формально стала независимой, на деле же всем управляла Франция.
В зону французской оккупации была отнесена территория общей площадью >40 000 км² с населением в 6.000.000 человек.
Суть плана состояла в том, чтобы в ближайшую пятилетку (с 1946 по 1950 год) превратить Францию в крупнейшего производителя стали в Европе, выплавляя до 15 миллионов тонн стали в год. Для этого нужно было модернизировать экономику, сделать ее конкурентоспособной.
Германия же здесь рассматривалась лишь как инструмент для реализации этой идеи. Вместо закупки немецкой стали начался массовый импорт немецкого угля. Такое решение делало страну зависимой от бывшего врага и любой конфликт с ним мог приостановить поставку ценного ресурса. А ссорится было из-за чего.
С наращиванием производства в Сааре правительство Франции решило ввести таможенную границу между регионом и остальной Германией. Добыча на шахтах составляла треть французского производства угля, а в 1949 году уже четверть французского производства. Без угля с Саара французское производство не достигло бы никаких успехов, а с образованием ФРГ местные жители высказали желание воссоединиться с Германией.
Образованные партии, выступающие за возвращение Саара в Германию, были запрещены, вследствие чего ФРГ не признала демократическую законность правительства Саара.
Конфликт накалялся, поэтому другие западноевропейские страны предприняли усилия, чтобы найти решение потенциально опасной проблемы. Находясь под международным давлением, Франция пошла на компромисс. Территория Саара должна была быть европеизирована в контексте западноевропейского союза. Однако Саар продолжал бы оставаться в экономическом союзе с Францией. Несмотря на то, что канцлер ФРГ одобрил эту идею, на референдуме 23 октября 1955 года 68% населения отвергли его, предпочтя присоединение Саара к ФРГ.
После политических брожений, 27 октября 1956 года Люксембургский договор постановил, что Саару должно быть позволено перейти к ФРГ, что и произошло 1 января 1957 года. Но он имел несколько оговорок:
- Франции было разрешено добывать уголь из угольного месторождения Варндт до 1981 года.
- Германия должна была согласиться на прорытие канала Мозеля. Как итог, это уменьшило французские транспортные расходы в сталелитейной промышленности Лотарингии.
- Германия должна была согласиться на преподавание французского языка как первого иностранного языка в школах Саара. Хотя соглашение больше не является обязательным, оно соблюдается по сей день.
Как итог, давняя мечта французов с конца Первой мировой о присоединении Саара не сбылась (бывает), зато Германская экономика понесла тяжелые потери, а французская же за короткий срок достигла довоенного уровня.
Рурская область
Что же по поводу Рурской области, то Франция, действуя по плану Монне, постоянно заявляла о необходимости отделения Рура от Германии. Однако на тот момент США стали уделять большую поддержку этому региону. Как итог, Производство стали в Руре возобновилось, несмотря на запреты и демонтаж заводов по плану Моргентау.
В 1949 году немцам в оккупированных территориях был навязано Рурское соглашение, которое позволяло странам-союзницам контролировать угольную и сталелитейную промышленность в Рурской области, в качестве предварительного условия создания Федеративной Республики Германия.
Контролируя производство и распределение угля со сталью, Международный орган по Руру фактически контролировал всю западногерманскую экономику. Людвиг Эрхард (в будущем — второй канцлер ФРГ) назвал закон «трагической ошибкой», которая может привести к тому, что «уровень жизни немецкого народа больше не будет зависеть от немецких усилий, трудолюбия и социальной политики, а скорее будет в руках конкурентов для Германии промышленность».
Промышленный демонтаж в Руре начал набирать оборот в 1949 году, когда немецкие рабочие протестовали и пытались забаррикадировать фабрики. В результате Петерсбергского соглашения число отраслей промышленности, подлежащих демонтажу, было сокращено.
Но это все верхушка айсберга. В тени международной политики, когда между Францией и Германией возникла напряженность из-за контроля угольной и сталелитейной промышленностью, Монне задумал идею Европейского сообщества, дабы способствовать хозяйственному возрождению Европы и незаметно использовать ресурсы с Рура.
9 мая 1950 года французский министр иностранных дел Роберт Шуман сделал заявление от имени французского правительства. Эта декларация, подготовленная Монне, предполагала интеграцию французской и немецкой угольной и сталелитейной промышленности под общим контролем, так называемым Высшим органом власти, открытым для других стран Европы. Оно получило название «Европейское сообщество угля и стали».
В 1951 году ФРГ согласилась присоединиться к Европейскому сообществу угля и стали, чтобы снять промышленные ограничения, введенные Международным органом власти в Руре — Франция получила доступ к Рурскому углю.
Заключение
В 1953 году Монне был удостоен звания Карлспрейс городом Ахен в знак признания его достижений по объединению Европы. А вскоре он стал первым почетным гражданином Европы в Европейском Союзе, который будет образован из Европейского сообщества угля и стали.
В 1979 году Жан Монне умер в возрасте 90 лет в своем доме в Ходжарре, Базоч-сюр-Гийон, где писал свои мемуары.