Найти тему
КОРНЕЙ ПРУТКОВ

"Дерзай, дщерь!" Православный женский манифест

В конце 1990-х в продвинутом православном андеграунде была очень популярна небольшая книжка некоей монахини N, которая называлась "Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании".

Издание 1998 года
Издание 1998 года

Я узнал о ней несколько позже от крёстной своих детей. Если, мол, будешь в Москве, привези мне цветочек аленькой попробуй найти эту книгу, - как-то попросила она. Я, как новоначальный ревнитель духовной жизни и книголюб, отнёсся к этой просьбе очень ответственно.

Обошел все несколько крупных церковных лавок, - нет этой книги! Причем, те женщины, что были на послушании в лавках, эту книгу прекрасно знали и загадочно улыбались, когда я о ней спрашивал.

"Боимся опоздать на праздник, отстать, не успеть, поддаемся минутному соблазну, а в не столь отдаленном будущем обнаруживаем, что сели не в тот поезд, поспешив выбрать любовь, профессию, мужа, судьбу. С поезда спрыгивать страшно, поэтому остается помахать ручкой своим идеалам, мечтаниям, надеждам и согласиться коптить небо в чужой коже, во вражеском стане, жить по лжи, таясь, скрываясь и постепенно продвигаясь через неуверенность и зажатость к бесчувствию, пустоте и омертвению."

Дело в том, что "Дерзай, дщерь!" - это уникальное осмысление сущности бытия женщины. Честная православная книга на темы феминизма, гендерного неравенства и женского вопроса в целом. Редкий взгляд на некоторые табуированные темы.

Более 10 лет автор, монахиня N, хранила тайну своей святости своего авторства. Полагаю, в большей степени из скромности, отказываясь от славы и почестей. Ведь "Дерзай, дщерь!" стала чем-то вроде женского манифеста, искренним размышлением о "потолке пола". До недавнего времени книгу было просто не достать.

Издание 2012 года
Издание 2012 года

В 2012 году я, наконец, в Санкт-Петербурге (в лавке при часовне на Синопской Набережной 34-36) купил 3-е издание этой культовой книги. К тому времени острый интерес к ее прочтению возник и у меня самого. Тем более, "Дерзай, дщерь!" написана ярко, динамично и увлекает с первых же строк.

Монахиней N оказалась настоятельница Богородице-Рождественской пустыни калужского села Барятино Феофила (Лепешинская). 1939 года рождения, в 1961 окончила журфак МГУ, работала журналистом, приняла монашеский постриг в 1995-м. В 2007 стала игуменьей.

{Феофила — энциклопедически образованный человек. В её монастыре помимо обширного хозяйства и множества кошек, есть огромная библиотека. Каждую книгу игуменья отбирала собственноручно. Диапазон изданий поражает: нижний ярус книгохранилища целиком отведен под православную литературу, а на втором — сугубо светские произведения. Наряду со святоотеческими творениями здесь можно запросто встретить труды таких далеких от церкви авторов, как Петр Чаадаев и Ролан Барт (sic!).}

Игуменья Феофила (Лепешинская). Фото: marfamaria.ru
Игуменья Феофила (Лепешинская). Фото: marfamaria.ru

Книгу, о которой я рассказываю, она написала еще чуть ли не в конце 90-х. А к новому изданию 2012 года добавила множество новых актуальных примеров и тем.

"..При всех перехлестах феминизм веками отстаивал всего-навсего экономическое, юридическое, политическое и социальное равенство полов, исходя из убеждения, что ценность мужчин и женщин перед Богом, законом и государством одинакова, но на сегодняшний день в русле американской идеологии выродился в антимужское движение, нечто сверхрадикальное, уродливое и опасное, хотя и прикрытое политкорректной словесной кодировкой.
...Женщины занялись совсем не женским делом: агрессивным насаждением ненависти."

Я прочитал её взахлёб с карандашом 2 раза! Второй раз, между прочим, вчера:) Как взял с полки, так и залип, пока не дочитал и не откомментил карандашиком предыдущие свои же:) заметки на полях.

Думаю, такой острый отклик на книгу о гендерных взаимоотношениях, ролях М и Ж в семье и жизни, такая её популярность обусловлены кризисом сегодняшнего института семьи. Причем, не только в России, но и во всем мире.

Борис Заболоцкий "2 пути" (2012). Пример "черно-белого" плакатного взгляда на женщину
Борис Заболоцкий "2 пути" (2012). Пример "черно-белого" плакатного взгляда на женщину

Почему она ведет себя так-то и так-то?! Чем мы отличаемся друг от друга? Возможна ли гармония отношений полов? Что такое истинный феминизм? К чему женщине надо бы стремится? И так далее.

Примечательно, что книга о женщинах, на самом деле, очень интересна и мужчинам!

"..Отношения с человеком, любым, ближним, дальним, требуют внимания и заботы. Браки, например, распадаются потому, что никто не хочет страдать, наступая на горло своему эгоизму. Впрочем, страдают всё равно: сначала от укоров совести, потом от одиночества, от бесплодных сожалений."
Пометки карандашиком:)
Пометки карандашиком:)

"Вообще говоря, сам по себе брак – поразительное чудо; в традиционном мужском восприятии женщина странное безбашенное существо, лишенное логики и порядка, сфинкс, а женская осторожность видит в мужчине нечто грубое, опасное, мало приспособленное к нормальной жизни. Несовместимость усугубляется различиями в происхождении, образовании, привычках, пристрастиях – и вот все это должно срастись в плоть едину, и произвести на свет детей, которые тоже оказываются совсем иными, не такими как мы ожидали, не слушаются наших мудрых советов и топают по собственной дорожке, совершая собственные ошибки."

Меня поразил очень глубокий и честный, беспристрастный взгляд женщины внутрь себя. И глобальное осмысление темы различий полов в свете Христа. А слогу бывшей журналистки (игуменьи Феофилы) и протодиакон Кураев с Соколовым-Митричем позавидуют))

Как писал классик: с умной женщиной умным человеком и поговорить любопытно.

Мария Кикоть. Фото: zen.yandex.ua
Мария Кикоть. Фото: zen.yandex.ua

Напрашивается сравнение этой книги монахини N с книгой другой монахини, тоже уже культовой, взорвавшей православный мiр - c "Исповедью бывшей послушницы" Марии Кикоть.

Обе эти книги написаны искренне и честно, не елейным, но живым русским языком. Обе вызывают живейший отклик и обладают терапевтическим воздействием на читателя, несут утешение.

Но Игуменья Феофила, несмотря на критику монашеской жизни и трудностей своего духовного пути (в свое время ее изгнали из одного из монастырей — вместе с несколькими другими послушницами), не ушла из церкви в отличие от Марии Кикоть.

В общем, рекомендую к прочтению. Согласны вы с автором, не согласны, (я вот, сегодня, скорее, не согласен с тезисом, что воцерковление, молитва, пост - основа брака и тп) - это не столь важно. Важно, что книга "Дерзай, дщерь!" даёт импульс к осмыслению своего опыта и движению к гармонии.

Не унывайте!

Ещё по теме:

"ИСПОВЕДЬ БЫВШЕЙ ПОСЛУШНИЦЫ" М.Кикоть честно и больно

ЛУЧШИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ СЕРИАЛ

Космос женской души. Доподлинная правда

Мечта современной женщины, уставшей от пустоты традиционных ценностей

В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ