Найти в Дзене
Валерий Бо | Graphica Club

Ревущие 20-е. Эпоха гламура, гендерной революции и сухого закона в графике Генри Райли. Часть 1

Оглавление

Здравствуйте, любезные друзья!

Что собой представляют «ревущие двадцатые» по-настоящему я понял только когда жил в США. Как-то один из моих американских знакомых обмолвился, что это время полностью изменило страну и сделало её такой, какой мы знаем Америку сегодня. В тот момент у него не было возможности развить мысль, но мне стало любопытно и постепенно я узнал об этом больше.

Henry Patrick Raleigh (1880-1944) "Theater dressing room" mixed media on board 35.6 x 71.1 cm
Henry Patrick Raleigh (1880-1944) "Theater dressing room" mixed media on board 35.6 x 71.1 cm

Возможно, на моём канале вы читали о художниках, которых так или иначе затронул этот период, но сейчас я расскажу о графике Генри Райли, его судьба во многом олицетворяет эту эпоху. Начнём с эпохи.

Мы уже знаем будущее?

Ревущие двадцатые не называют революционными только потому, что это понятие в те годы было связано с переворотом в России и в правящем классе всего мира оно вызывало если не отторжение, то крайнюю насторожённость.

Тем не менее, по характеру трансформаций, происходящих во различных областях жизни, – это были именно революционные годы, время социальных и культурных перемен.

Из Первой мировой войны Америка вышла «экономическим хозяином мира», здесь происходил поразительный рост промышленности, потребительского спроса и фондового рынка, национальный доход, как в целом, так и на душу населения, рос с каждым годом.

Миллионы людей пересаживались на автомобили, появились пылесосы, холодильники, стиральные машины. Население сходило с ума на бирже, – богатые и бедные охотно несли туда свои деньги.

1928 Henry Patrick Raleigh (1880-1944)
1928 Henry Patrick Raleigh (1880-1944)

Всесторонние перемены радикально меняли будущее, в этот момент формировалась массовая культура. Кино, ещё до войны, бывшее почти экзотикой, обрело звук и заняло одно из главных мест в индустрии развлечений. Джаз в буквальном смысле стал музыкой поколения.

Радио превратилось в важнейшее средство информации и оставалось им вплоть до наступления эры телевидения. Чуть позже апофеозом радио-эпохи и кульминационным пунктом влияния радиотрансляции на жителей стала, вошедшая в историю постановка «Войны миров», сделанная Орсоном Уэллсом.

Тогда американцы поверили в прямой эфир и тысячами обратились в бегство из некоторых крупных городов, а иные, в ожидании вторжения марсиан, целыми семьями баррикадировались с оружием в подвалах своих домом.

1928 Henry Patrick Raleigh (1880-1944)
1928 Henry Patrick Raleigh (1880-1944)

А вечеринки? Казалось бы, – просто вечеринки… Теперь они продолжались всю ночь и были своеобразным нервом жизни города, заливаемые нелегальным алкоголем отважных бутлегеров.

У этих добросердечных джентльменов недавно появились автоматы, налёты с ними было делать особенно удобно. Новая профессия вполне соответствовала духу времени – быстро, много, но слегка рискованно. Иногда смертельно. Похоже на наши 90-е.

1931 Henry Patrick Raleigh (1880-1944) "He was the exotic dancer's most ardent admirer", Saturday Evening Post,  pencil, charcoal, ink and wash on board, 30.5 x 40
1931 Henry Patrick Raleigh (1880-1944) "He was the exotic dancer's most ardent admirer", Saturday Evening Post, pencil, charcoal, ink and wash on board, 30.5 x 40

Одновременно с кардинальной модернизацией общества возникало противоречие между теми, кто хотел принять скорость и сложность нового мира и теми, кто был не готов. Вот как об этом выразился Скотт Фрэнсис Фицджеральд:

«Казалось, что пройдёт всего несколько лет, прежде чем пожилые люди отойдут в сторону и позволят управлять миром, тем, кто видел вещи такими, какими они были...»

И вдруг всё закончилось. И закончилось для населения большей части страны. И оказалось, что у человека ничего нет. А если и есть, то это подвержено совсем другим рискам, и совсем другого масштаба. Это очень хорошо показано в фильме «The Roaring Twenties», снятого в 1939 году по следам ушедшей эпохи и накануне уже новых потрясений.

Однако, до тех пор, пока не разразилась катастрофа, многие были уверены, что наступило время «нового процветания».

Сексуальная революция двадцатых

Пора неистовых перемен неизбежно затронула ценностные представления и отношения между мужчинами и женщинами. Говоря о сексуальной революции, чаще всего имеют в виду 60-е годы прошлого века – время хиппи и рок-н-рола. Это так, но всё же не совсем.

Та революция не была первой и не стала последней. В наши дни мы тоже переживаем своего рода сексуальную революцию, связанную со сменой пола, нетрадиционными формами брака и существенным изменением роли женщины в семье.

Сексуальные революции происходят не сами по себе, а тесно связаны с другим социальными явлениями.

Henry Patrick Raleigh (1880-1944)
Henry Patrick Raleigh (1880-1944)

Например, можно вспомнить вспышку экстравагантной сексуальности, случившуюся после 9 термидора во Франции. Тогда государственный переворот, казалось, положил конец эпохе страшного революционного террора, который обеспечивал повиновение в стране.

Мы знаем, что сжатая пружина имеет свойство разжиматься. Нечто похожее происходит и с обществом. После нескольких лет репрессий оно с облегчением вздохнуло и пустилось в водоворот чувственных удовольствий, совершенно немыслимых ещё накануне.

Дамы высших сословий позволяли себе наряды весьма откровенные и по нынешним меркам. С мужчинами они тоже не церемонились, а решительно употребляли их как конфеты. Неотвратимым следствием подобной лёгкости миропонимания было то, что известные маркизы, графини и баронессы имели побочных детей. Но они научились их пристраивать.

Единичные нарушения стереотипов поведения социум порицает и иногда наказывает, а массовые отклонения – становятся нормой хотя бы в течение турбулентности.

Революции перемежаются контрреволюциями или периодами стабильности, чтобы спустя время опять взорвать или пошатнуть устоявшуюся действительность.

Henry Patrick Raleigh (1880-1944)
Henry Patrick Raleigh (1880-1944)

Вот и к началу двадцатых годов двадцатого столетия подкатила новая волна игры плоти и сознания. Долго сдерживаемая викторианской моралью и строгими правилами, трепещущая телесность наконец выскочила из корсетов.

Если сравнить дамские наряды этого времени с одеждой хотя бы предшествующего десятилетия, то трудно поверить, что по историческим меркам между ними проскользнуло мгновение.

Henry Patrick Raleigh (1880-1944) "Speakeasy", Saturday Evening Post story illustration , 1925, charcoal on board 27.9 x 40.6 cm
Henry Patrick Raleigh (1880-1944) "Speakeasy", Saturday Evening Post story illustration , 1925, charcoal on board 27.9 x 40.6 cm

Длина юбок стремительно взлетела от пола до колен, что, безусловно, взволновало общество. Но это было лишь внешним индикатором, больших внутренних сдвигов. Женщины хотели быть другими, и они стали другими. На глазах создавалась пропасть между женщинами 20-х и предшествующей генерации.

Фривольность и эксцентричность – вот что было текущим лозунгом момента, воплощённым в новый образ жизни. Едва получив право голосовать, мятежные девушки средних классов пустились демонстрировать противоположность всему, что было связано с прежними идеалами.

Короткие стрижки, выпивка, сигареты, чарльстон, ночные вечеринки и двусмысленная игривость в отношениях с мужчинами – стали модной нормой поведения девушек-флэпперов.

 Henry Patrick Raleigh (1880-1944) "Sophisticated evening" 1927, Charcoal on board 29.2 x 45.7 cm
Henry Patrick Raleigh (1880-1944) "Sophisticated evening" 1927, Charcoal on board 29.2 x 45.7 cm

Эти вольнолюбивые предтечи хиппи 60-х наполнили радостным смехом не только улицы и магазины, но прежде всего – запретные и фантастически популярные «speak easy». А ещё они пересели в авто – необходимый атрибут современной женщины и овеществлённый символ процветания.

Сейчас в это трудно поверить, но в 20-е даже выпускались специальные женские автомобили. Мне как-то довелось видеть раскладной автомобиль, рассчитанный на двух стройных девушек.

Henry Patrick Raleigh (1880-1944) 1924, charcoal and watercolor on board 26.7 x 39.4 cm
Henry Patrick Raleigh (1880-1944) 1924, charcoal and watercolor on board 26.7 x 39.4 cm

В ту пору идеи Зигмунда Фрейда, что секс занимает не только центральное место в человеческом опыте, но и что женщины являются сексуальными существами с человеческими импульсами и желаниями, уже циркулировали в интеллектуальных кругах Нью-Йорка.

Разумеется, молодёжь охотно восприняла мысли, что сдерживание этих импульсов саморазрушительно и c воодушевлением устремилась применять выводы на практике. Прохождение границ запретов усиливает наслаждение иллюзией и возбуждает социальные грёзы. Ими было наполнено поколение.

Неизвестно сколько бы продолжался этот экстатический период, но его дух быстро улетучился с наступлением Великой депрессии, ставшей рубежом отрезвления и одновременно переходом к совсем другому стилю жизни и искусства.

Валерий Бо

Вторая часть ЗДЕСЬ

Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.