Гражданская война создавала для русской эмиграции невероятные повороты судьбы. И, надо заметить, многие культурные деятели, сбежавшие из России, оказали огромное влияние на жизнь запада. Но бывало и так, что даже никому не известные эмигрантки творили историю искусства. Одной из них была Лидия Делекторская.
Путь Лидии из революционной России в Европу отнюдь не был коротким и лежал через Китай. Поначалу только там у нее были заграничные связи. Лидия осиротела в 13, родня увезла ее в Харбин, откуда она, со временем, перебралась во Францию. Оказавшись в Ницце, юная эмигрантка сразу бросилась на поиски работы.
История умалчивает о скабрезных подробностях, но основная версия развития событий звучит так: Лидия натыкается на объявление, в котором Матисс ищет секретаршу для жены, приходит на адрес к художнику, тот ее нанимает, и она спокойно работает на обоих супругов. На обоих потому, что очень быстро стала моделью и любовницей знаменитого художника Анри Матисса.
Считается, что картина «Розовая обнаженная» является одной из самых известных и важных работ в зрелом этапе его творчества. Не все знают, что там изображена русская эмигрантка из Томска.
Стиль Анри Матисса не самый простой к пониманию, ведь он удален от реализма. Зачем, спрашивается, писать ТАК красивую обнаженную девушку?
Матисс любил рисовать женскую плоть, и на картине «Розовая обнаженная» показано абсолютное ее буйство. Впрочем, изображение весьма лаконично, даже сдержанно, без каких-либо интимных деталей. Складывается впечатление, что Матисс хотел утопить зрителя в этой мягкой розовости тела, этаком телесном «черноземе».
Так он видел суть красоты, пусть не совсем правдоподобную, скорее как концентрация обобщенного чувства. Как большой эстет по этой части, Матисс не мог видеть ее более реальной, чем на картине.
Современники отзывались о его русской натурщице одинаково: она не была красивой, но источала невероятное обаяние. Матисс рисовал ее с восторгом, она была большим вдохновением для художника. Помимо живописи, осталось достаточно много фотографий, где снята Лидия в процессе работы с Матиссом. Итогом их творческого и романтического общения стала довольно большая выставка.
Лидия Делекторская внесла в искусство куда больший вклад, чем может показаться. В конце концов, благодаря ей в России появилась коллекция работ Матисса, их Лидия получила от художника в наследство и передала в музеи столицы.
Порой замысел художника, а еще чаще – подача, остается для зрителей слишком сложной. Уникальный стиль Матисса призван показывать не его умение рисовать, а скорее его умение чувствовать художественную реальность.