При поражающих воображение темпах развития науки, особенно удивительным выглядит факт отсутствия однозначного и общепринятого определения, понятия «жизнь», как явления. В большинстве случаев попытки дать такое определение можно найти во вступлениях к учебникам биологии. Внимательно ознакомившись с ними, легко обнаружить, что их авторы не описывают суть явления, а скорее пытаются разъяснить, в чём состоит разница между живой и не живой материей.
Но совершенно очевидно, такой разницы нет и быть не может. Достаточно представить себе только что умершую мышь и вдуматься, чем отличается материя её тела, от материи, из которой это тело состояло за секунду до смерти? Ничем не отличается. Для осмысления сути явления не требуется улавливать грань между живым и не живым. И чем организм отличается от не организма не имеет значения.
Предлагаемые в учебниках формулировки называют жизнь то способом существования тел, то формой организации материи, в то время, как все прочие длящиеся явлении природы принято называть процессами. Очевидно, что жизнь — это процесс. И это безусловно процесс размножения.
В подавляющем большинстве случаев мы на нашей планете наблюдаем жизнь в форме организмов. Будь то бактерия, растение, насекомое, моллюски или млекопитающее. В каждом из этих случаев, организм это автономная, обособленная структура, в которой за счёт внутренних обменных химических реакций и обменных реакций с внешней средой поддерживается определённое стабильное состояние. Кроме того, организм обязательно имеет массу, то есть является физическим телом. Поэтому его логично назвать физико-химической структурой.
Обособившись (родившись, вылупившись, отделившись, взойдя) организм добывает и усваивает из окружающей среды питательные вещества. Он избегает неблагоприятных воздействий (спасается). Он накапливает ресурсы, необходимые для продолжения рода, созревает. Достигнув определённой стадии развития (созрев), он приступает к размножению.
Организм не просто воспроизводится, он стремится дать как можно более многочисленное и как можно более жизнеспособное потомство. Растение, появившееся из одного единственного семени, способно дать тысячи, десятки тысяч семян. Рыба, вышедшая из икринки, может вымётывать за свою жизнь сотни тысяч и даже миллионы икринок. Из спорангиев папоротника, появившегося из одной единственной микроскопической споры, за время его жизни высыпается и разлетается по миру более миллиарда подобных спор. Организмы стремятся размножиться, распространиться как можно более широко, освоить как можно большие пригодные для их существования территорию или объём, использовать для своего размножения максимальное количество доступных ресурсов.
На первый взгляд, очевидно, что жизнь — это процесс размножения организмов - тел, являющихся саморегулирующимися химическими структурами. Другими словами, - жизнь есть процесс размножения автономных, саморегулирующихся, физико-химических структур.
Такое определение жизни было бы исчерпывающим, если бы мы не знали о существовании вирусов, вироидов и прионов. Названные органические структуры проявляют признаки живого только размножаясь.
Вироид представляет собой низкомолекулярную РНК, порой состоящую всего лишь из 200 — 300 нуклеотидов. Считать такую молекулу живой в общепринятом смысле нельзя. Но эти молекулы эффективно размножаются. Не менее эффективно размножаются даже не нуклеотидные прионы.
Биохимики говорят, что считать эти структуры формами жизни нельзя, так как они не имеют обмена веществ и репродуктивного аппарата. Вирусы и вироиды могут размножаться только внутри клеток организма хозяина. Но значит ли это, что существование жизни вне клетки невозможно?
Глядя на структуру ДНК трудно себе представить, что она возникла сама по себе в результате цепочки случайных химических реакций. Также трудно себе представить, что жизнь на нашей планете началась с внезапного появления первого организма, содержавшего наследственное вещество и имевшего обмен веществ.
Невозможно себе представить, чтобы на такой планете, как Земля, жизнь не возникла бы сразу после того, как её поверхность остыла до температуры ниже температуры кипения воды в условиях существовавшего на тот момент атмосферного давления. Как только вода перешла в жидкую фазу, жизнь должна была возникнуть немедленно.
Да. Мы привыкли к тому, что размножаться могут только организмы, из-за того, что не видим иных видов размножения. А иных видов размножения на Земле нет из-за того, что для их проявления не существует подходящей среды. Но на заре существования нашей планеты вся поверхность её коры представляла из себя такую среду, и жизнь в ней существовала исключительно в форме молекул. Эта форма жизни быстро истощала среду своего обитания, поэтому на смену ей достаточно скоро должны были прийти новые, выше организованные формы. И это случилось. Появились более сложные размножающиеся структуры, в результате эволюции которых появились первые прокариоты.
Единственное, что связывает между собой все объекты природы, проявляющие признаки жизни, это то, что они состоят из органического вещества. Следовательно:
Жизнь это процесс размножения органических структур, под влиянием которого меняется среда их обитания, что вынуждает размножающиеся структуры приспосабливаться к вызванным их жизнедеятельностью изменениям и эволюционировать.
ДНК не появлялась сама по себе. Она такой же результат эволюции, как все остальные объекты живой природы. А живые мыши отличаются от мёртвых не тем, что состоят из «живой» материи, а тем, что способны размножаться.