Найти тему

Самые технически сложные станции, на которых приходится менять локомотивы у проходящих поездов

В процессе развития электрификация железных дорог происходила по разным принципам и с использование разных технологических решений.

-2

В России и постсоветском пространстве прижились два основные типа электрификации:

  • 3кВ постоянного тока;
  • 25кВ 50Гц однофазного переменного тока.

Существуют и другие системы электрификации, в том числе и с частотой тока 16 ⅔ Гц, но у нас они не применяются.

>>>Четыре самые распространенные системы электрификации железных дорог в мире<<<

Изначально электрификация строилась по системе постоянного тока, как наиболее прогрессивной на тот момент. Затем стали применять более совершенную систему - переменного тока. И вот тогда возникла необходимость стыковать две эти системы тягового электроснабжения.

Существует три способа:

  • ✅ устаревший - использование вставки с автономной тягой (тепловозной, паровозной);
  • ✅ дорогостоящий - использование станций стыкования рода тока;
  • ✅ прогрессивный - использование нейтральной вставки.

⚠ Самым распространенным в России сегодня является вариант использования станций стыкования.

🔰Сегодня в России эксплуатируются 26 станций стыкования рода тока:

-3

Станции стыкования рода тока отличаются от обычных станций (на электрифицированных участках) путевым развитием и принципами работы контактной сети.

Пример схемы станции стыкования рода тока с продольным расположением приемо-отправочных парков
Пример схемы станции стыкования рода тока с продольным расположением приемо-отправочных парков

Путевое развитие предполагает увеличенное количество стрелочных съездов в горловинах, позволяющее увеличить маневренность и параллельность передвижений. Также дополнительно обустраиваются разме́нные тупики и пути отстоя электровозов обоих систем тягового тока. При наличии на станции депо, оно, как правило тоже "двухсистемное", то есть выполняет технического обслуживание электровозов как постоянного, так и переменного тока. Для этого здание депо имеет два сектора на два рода тока.

>>>Травянистое растение завалило вагоны на бок у проходящего поезда. Реальный случай.<<<

Для возможности передвижения электровозов между горловинами и депо обустраиваются ходовы́е пути.

Пассажирские электровозы постоянного тока ЧС7 и переменного тока ЧС4 в депо станции стыкования Вязьма
Пассажирские электровозы постоянного тока ЧС7 и переменного тока ЧС4 в депо станции стыкования Вязьма

Контактная сеть разбита на электрически изолированные секции. Причем есть секции с переключаемым родом тока, а есть с непереключаемым. Все зависит от характера работы станции и принятой системой маршрутизации поездных и маневровых передвижений. Необходимое напряжение подается в секции контактной сети переключателями рода тока, которые находятся в пунктах группировки.

🔰 Ниже представлена анимация (нажать если сама не воспроизводится) работы горловины станции стыкования рода тока при размене электровозов.

Нажать на анимацию для воспроизведения
Нажать на анимацию для воспроизведения

Как видно из анимации размен электровозов происходит на пятом пути. От прибывшего поезда отцепляется электровоз переменного тока и уходит в тупик переменного тока. Из тупика постоянного тока выезжает электровоз постоянного тока и заходит под состав.

>>>Вагоноcбpacывaтeли разных стран. Конструкция, анимация и видео cбpocа вагона.<<<

📌С появлением двухсистемных электровозов и электропоездов появилась возможность проезжать станции стыкования без остановки. Сегодня отдельные поезда уже проходят такие станции без остановки. При пополнении парка тягового подвижного состава такими машинами постепенно актуальность станций стыкования пропадет.

-7