Электрификация железных дорог в России исторически имеет два типа: 3кВ постоянного тока и 25кВ 50Гц однофазного переменного тока.
Второй тип появился в процессе развития железных дорог, как имеющий меньшие потери электроэнергии, менее затратный в строительстве и эксплуатации.
Читайте также:
Маленькое устройство сбрасывающее большие вагоны с пути (+видео)
"Упирались ногами в щебень". Как японцы останавливали катящийся поезд (+видео)
Три случая схода поездов из-за выброса пути (+видео)
Зачем эти камеры "подсматривают" на вагон снизу?
Как передаются показания светофоров кабину машиниста?
При появлении системы электрификации переменным током возникла необходимость как то стыковать эти две системы тягового электроснабжения. Для этого используются станции стыкования.
✔ Станция стыкования рода тока - это станция, контактная сеть которой разбита на изолированные друг от друга секции, в которые может подаваться необходимый род тока соответствующий типу электровоза.
С технической точки зрения станция стыкования очень сложный объект. Контактную сеть необходимо делить на изолированные секции с помощью секционных изоляторов.
Необходимо устанавливать дорогостоящие пункты группировки, которые с помощью переключателей подают нужный род тока.
Переключатели управляются устройствами сигнализации, централизации и блокировки.
Для пропуска транзитных поездов через такие станции необходимо у всех поездов менять электровозы с одной системы тока на другой. В связи с этим, в зависимости от местных условий, пассажирские поезда имеют продолжительность стоянки ⌛ минимум 23 минуты, грузовые - не меньше часа.
✅ Ниже представлена анимация работы станции стыкования:
От прибывшего на пятый путь поезда отцепляется электровоз. Секции контактной сети переключаются на переменный род тока. Электровоз выезжает с пятого пути в тупик переменного тока. Секции переключаются на постоянный род тока. Разменный электровоз выезжает из тупика постоянного тока и заходит под состав на пятый путь. После размена электровозов на пятом пути, с третьего пути, обработанный поезд, отправляется на участок постоянного тока. А электровоз из под поезда (с пятого пути) стоявший в тупике переменного тока, после смены кабины, уезжает в депо.
В России сегодня работают 26 станций стыкования:
Имеются случаи стыкования участков разных систем тягового тока через нейтральную вставку. Например пограпереход Россия-Финляндия. На таких участках используется двухсистемный подвижной состав. В советское время были выпущены и работали двухсистемные электровозы ВЛ82. В наши дни на этом переходе курсируют скоростные двухсистемные электропоезда Аллегро, а пассажирские поезда ведут двухсистемные пассажирские электровозы ЭП20.
✅ Ниже представлена анимация прохода нейтральной вставки двухсистемным локомотивом:
Электровоз следует с участка постоянного тока. Заходит на нейтральную вставку. Бортовой компьютер опускает токоприемник постоянного тока и поднимает токоприемник переменного тока. Далее электровоз уже питается переменным током.
Еще один пример - участок с Красной Поляны, примыкающий к станции Адлер, электрифицирован переменным током. Рядом со станцией обустроена нейтральная вставка. Электропоезда серии ЭС1 "Ласточка" проследуют нейтральную вставку и заходят на побережье электрифицированное постоянным током.
Сегодня двухсистемный подвижной состав способен проходить станции стыкования рода тока без остановки. Например некоторые скоростные поезда СТРИЖ (между Москвой и Н.Новгородом) ведомые электровозами ЭП20, проследуют станцию стыкования Владимир без остановки. Скорые поезда из Москвы на юг, ведомые ЭП20, не меняют электровозы на станциях стыкования Рязань-2 и Горячий Ключ и т.д.
Понравилась публикация, ставьте палец вверх! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить много интересного о железной дороге.