Найти тему

Четыре самые распространенные системы электрификации железных дорог

Оглавление

Каждая железнодорожная система в мире имеет свою историю развития. Одним из этапов в изменениях стала электрификация. И этот материал о различных системах электрификации работающих на железных дорогах мира.

Электромонтажный поезд
Электромонтажный поезд

Существует множество систем, так как каждая железная дорога в процессе своего развития преследовала различные цели, имела отличную от других инфраструктуру, условия эксплуатации, профиль и тип пути, систему организации движения поездов, направления и объемы вагонопотоков.

Читайте также:
Видео работы различных сцепок вагонов.
Упоры тормозные. Как их срывает катящимися вагонами.
Анимация смены электровозов и принципы работы станции стыкования разных родов тока.

🔰 Рассмотрим основные системы электрификации, которые широко используются различными странами в наши дни:

Постоянного тока 1,5кВ

Одна из первых систем электрификации. Первопричиной использования постоянного тока на железных дорогах было отсутствие электрооборудования и электродвигателей переменного тока. А коллекторные двигатели постоянного тока уже производились, были достаточно мощными и могли быть адаптированы для рельсового транспорта. В СССР, в 1926 году появился первый электрифицированный по системе =1,5кВ участок Баку-Сабунчи-Сураханы.

Первые электропоезда линии Баку-Сабунчи-Сураханы
Первые электропоезда линии Баку-Сабунчи-Сураханы

⚠ Электрификация =1,5кВ используется до сих пор в Нидерландах, Великобритании, Франции и Японии наряду с более прогрессивными системами (см. ниже).

Постоянного тока 3кВ

В пятидесятых годах железнодорожники для уменьшения потерь, снижения токов и возможности повышения мощности электро-подвижного состава напряжение было поднято в два раза до 3кВ. И эта система широко распространялась по железным дорогам как наиболее эффективная на то время. В СССР ею были электрифицированы горно-перевальные участки Кавказа и Урала, крупные агломерации с интенсивным пригородным движением.

Электровоз ВЛ22 на напряжение =3кВ
Электровоз ВЛ22 на напряжение =3кВ

⚠ Электрификация =3кВ используется в России, Украине, Испании, Италии, Бельгии, Польше, Азербайджане, Армении, Грузии, Латвии, Эстонии.

Переменного тока 15кВ 16 ⅔ Гц

Стремление снизить потери и исключить процедуру выпрямления напряжения стало предпосылкой создания системы электрификации переменного тока напряжением 15кВ и пониженной частотой 16 ⅔ Гц. Понизить частоту пришлось из-за невозможности работы существующих на тот момент коллекторных электродвигателей переменного тока на общепромышленной частоте 50Гц. Данная система при всех своих достоинствах имеет и недостатки. Требуются преобразователи (умформеры) понижающие частоту, либо строительство электростанций с питающей частотой 16 ⅔ Гц.

Линия в Германии элекрифицированная системой ~15кВ 16 ⅔ Гц
Линия в Германии элекрифицированная системой ~15кВ 16 ⅔ Гц

⚠ Несмотря на недостатки системой ~15кВ 16 ⅔ Гц были электрифицированы железные дороги Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции, Норвегии.

Переменного тока 25кВ 50Гц

В пятидесятых годах в СССР и Франции начались испытания системы электрификации переменного тока с повышенным напряжением и промышленной частотой. В 1956 году был открыт первый в СССР участок электрифицированный переменным током 25кВ 50Гц Ожерелье-Павелец. Система переменного тока показала себя более экономичной.

-6

⚠ Система ~25кВ 50Гц используется в большинстве стран Европы, Китае, Японии, Австралии, Индии и некоторых других странах.

Переменного тока 2х25кВ 50Гц

Является прогрессивной разновидностью системы ~25кВ 50Гц. Позволяет сократить расходы на строительство и эксплуатацию за счет увеличения межподстанционной зоны до 100 км и уменьшения количества тяговых подстанций со всей сопутствующей инфраструктурой.

⚠ Используется в России.

🌐 Сейчас в всем мире общепринятой системой электрификации железных дорог считается ▶~25кВ 50Гц◀. Именно ею электрифицированы новые и модернизированные участки Великобритании, Германии и ряда других стран. Высокоскоростные и скоростные линии электрифицируются преимущественно системой переменного тока ~25кВ 50Гц, так как обеспечивается необходимый уровень токосъёма на больших скоростях и необходимая реализуемая мощность. Проектируемые в России ВСМ Москва-Казань и Москва-С.Петербург также будут электрифицированы переменным током промышленной частоты с использованием двухсистемных электропоездов и стыкованием в конечных пунктах линий нейтральными вставками.

Понравилась публикация, ставьте палец вверх! 👍 Делитесь в соцсетях и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить много интересного о рельсовом транспорте.

-7