Найти тему
ТВ ХУДОЖНИК

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ. ХУДОЖНИК АНДРЕЙ ПОДШИВАЛОВ

Оглавление

Мой дед после войны, если бы остался жив. Именно так и называется новая работа Андрея Подшивалова. Смысл работы в том, что художник представил образ деда, не пришедшего с войны и его мирную жизнь, если бы она была. Образ погибшего деда это – автопортрет самого художника. Андрей Подшивалов не случайно написал именно автопортрет, отец художника был похож на деда, а фотографий деда не сохранилось. Как говорит сам художник:» Мы все Подшиваловской породы, все от земли.» Если бы дед Подшивалов остался живой, он наверное бы работал в деревне землемером, или бугалтером, или счетоводом , или еще кем то.

-2

Андрей Подшивалов представил, что его дед стал землемером и живет в своей родной деревне со своей семьей. За спиной у него его жена, бабушка художника, она обняла мужа и счастлива, что он вернулся живой. Мальчишка с подсолнухом, это будущий отец художника, он здесь спокоен, ведь у него есть отец, и ему не придется голодать, есть глину, чтобы забить желудок, ведь отец сможет и заработать и защитить. Он родился перед войной, и не знал толком своего отца, который ушел на фронт и погиб, и ему маленькому пришлось вдоволь хлебнуть сиротства.

-3

Если бы дед выжил, то вернувшись, родил еще много детей, и у Андрея Подшивалова было бы много родни, двоюродных братьев и сестер. У художника Андрея Подшивалова в детстве была мечта- желание: иметь деда, чтобы он катал его на велосипеде, сидел сзади, дышал ему в затылок и крутил педали, и чтобы ехали они по полю и смотрели по сторонам, и вместе бы восхищались красотой родной стороны.

Но жизнь распорядилась иначе, мечтам маленького Андрея не суждено было сбыться. Дед погиб. Андрей Подшивалов вырос, стал художником и написал картину о своем деде, представив, что он живой. Это очень пронзительная вещь, она трогает до глубины души. С одной стороны это реквием по погибшим, с другой гимн продолжающейся жизни. Дед погиб защищая Родину, родную землю, близких, но его род продолжилась, и его место занял внук. На весь холст земля, черная, плодородная, земля за которую он отдал жизнь, за сына, который рядом, за его будущее. Мальчишка смотрит, грызет семечки и ему хорошо, за спиной у него и мать и отец. Жизнь, семейное счастье, радость труда - все это бы могло быть, если бы не война.

Страшно подумать, сколько миллионы людей унесла Великая Отечественная. Сколько искалеченных судеб, вдов и сирот. Черная вспаханная земля напоминает нам о всенародном горе, здесь читается символический посыл, у художника все имеет смысл. Эта картина необычная и было найдено такое же необычное решение. Художник неординарно подошел к теме войны, к теме погибших на этой войне. Я, по крайней мере, не знаю подобного решения.

Андрей Подшивалов показывает своего деда живым, уже после войны. Художник представляет, как было бы все, если бы он остался жив. Дед стоит твердо на ногах, опираясь на циркуль для измерения земли, его взгляд целеустремлен, он смотрит вдаль, в вечность. Он хозяин на этой земле. Только пустая, зияющая чернотой шапка в острие циркуля, на фоне неба напоминает нам о том, что человек не живет. Под шапкой нет человека, это символ, напоминание нам, что это только фантазии внука

. Мотив пейзажа взят именно с родного села деда, по этой дороге он уходил на фронт, через эти поля, где и работал до войны. Это деревня Дунаевка. Обыкновенный российский пейзаж до боли знакомый и узнаваемый. Все в этой работе очень родное и близкое, все типично. И хотя Андрей Подшивалов пишет своего деда, на этой картине мог бы быть и мой тоже.

Мой дед тоже погиб, пропал без вести под Ржевом. И не только мой. Сколько у нас погибших солдат, чьи внукам осталась только память и мечты, о том, что если бы дед выжил и вернулся с войны. Картина Андрея Подшивалова «Если бы мой дед вернулся после войны» внешне очень спокойная и светлая, она жизнеутверждающая, но в ней присутствует второй пласт – это трагические ноты невозможной потери, трагедии той ушедшей войны. Казалось, война была давно, но еще живет поколение детей войны, оставшимися сиротами, поколение внуков, знающих своих бабушек и дедушек, погибших на войне, только по рассказам и выцветшим фотографиям . Невосполнимые потери.

Эта работа- память, это работа протест против войны. Художник заставляет вспомнить зрителя о том сложном времени, о потерях, о судьбах своих близких, и задуматься о дне сегодняшнем.

Тяглова Наталья Владимировна.