Найти тему
Летать охота

«Завтра полетишь одна и разбиваться будешь одна!» Легенда самолётного спорта – Леонова Лидия Семёновна

Оглавление

Здравствуйте, друзья!

Как здорово, что мы живём среди таких людей, целостность и устремлённость характера которых позволили им стать легендой нашего времени!

Мой сегодняшний рассказ в рубрике "Героев надо знать в лицо" о заслуженном мастере спорта СССР, 22-кратной чемпионке Советского Союза, 12-кратной победительнице чемпионатов мира и Европы (3 из которых – абсолютное первенство) – Леоновой Лидии Семёновне.

Леонова Лидия Семёновна после полёта (источник: http://s3.gallery.aystatic.by/650/624/24/5013/5013024624_0.jpg)
Леонова Лидия Семёновна после полёта (источник: http://s3.gallery.aystatic.by/650/624/24/5013/5013024624_0.jpg)

В авиацию я по характеру попала

Родилась Лидия Семёновна в 1942 году в деревне Лаврово Тульской области. Наряду с обычными деревенскими обязанностями (за скотиной присмотреть, травы нарвать…) успевала она каждый день искупаться в речке (с трёхметровой высоты вниз головой «ласточкой»), полазать по деревьям (прыгала с берёзы вниз, ухватившись за макушку).

-2

Всю осень и зиму по 5 раз в неделю по вечерам шли теоретические занятия: самолётовождение, аэродинамика, конструкция самолёта и двигателя, метеорология … 20-летняя Лида работала токарем на заводе «Штамп». Когда начались полёты, перешла работать в ночную смену. Не высыпалась, конечно, но «молодым море по колено».

В следующий раз полетишь одна и разбиваться будешь одна!

Первым инструктором Лидии Семёновны была строгая Галина Алексеевна Карпова, а первым самолётом – Як-18У. Очень скоро Лидию, как перспективную спортсменку, пересадили на чешский Z-326 «Злин».

Леонова Л.С. и самолёты Як-18У, Z-326 (источник: http://llr.ru/img/imgnews/3504.jpeg)
Леонова Л.С. и самолёты Як-18У, Z-326 (источник: http://llr.ru/img/imgnews/3504.jpeg)

Самолёт более манёвренный, но и более строгий. Никак у Лидии не получалась на нём простая полупетля: в верхней точке самолёт упорно срывался в обратный штопор.

-4

На следующий день полетела Лидия одна. Мандраж. В конце полёта решилась всё же снова сделать неподдающуюся фигуру и… получилось, хоть и не совсем «чисто». В 1965 году после переучивания на специальных сборах Лидия делала все фигуры «как на модельке».

Летать так, чтоб дым коромыслом стоял!

В 1966 году Лидия Семёновна поступила в Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ в Калуге. А в 1967 г. её пригласили кандидатом в сборную команду СССР, назначили стипендию.

-5

Летала на всём: Як-18У, Як-18А, Як-18П, Як-18ПМ («шикарный самолёт»), Z-326, Z-226, Як-50 («самый родной»), Як-52, Як-55.

А кроме полётов в сборной ухитрялась находить время и для других занятий: спортивная гимнастика, плавание, стрельба из малокалиберной винтовки, даже под парусом ходила.

Выступления и победы на международных соревнованиях давались нелегко. Часто из-за «особого» отношения к нам капстран.

Сборная команда СССР по самолётному спорту 1976г. (источник: http://www.rus-aerobatics.ru/)
Сборная команда СССР по самолётному спорту 1976г. (источник: http://www.rus-aerobatics.ru/)

Лидия Семёновна рассказывала: «В команде отношения между спортсменами были замечательные, все поддерживали друг друга. А тренеры держали нас в «ежовых рукавицах». А иначе и результатов бы таких не было».

Самое сложное в спорте – жизнь после него

1984 год. Программу соревнований по высшему пилотажу сильно усложнили. Сборная летала тогда на Як-50. Конструкция самолёта не выдерживала таких нагрузок и в полёте крыло складывалось. Тогда погибло несколько известнейших наших спортсменов (Лецко В., Артишкявичюс С...). Як-50 прозвали тогда «убийцей чемпионов».

В сборную поступили новые Як-55 и руководство торопило с переучиванием. Приближались очередные соревнования, но «влетаться» в новый самолёт спортсмены ещё не успели.

Итак, соревновательный полёт. Лидия начинает выполнение комплекса и «просаживает» высоту. Чтобы не заработать «черпак» (штраф за нарушение нижнего предела высоты), Лидия принимает решение: после вертикали вниз сделать выход в обратный горизонтальный полёт с большей, чем обычно, перегрузкой.

Упражнение было отлётано без штрафов. Манёвр удался. Но последствия его оказались губительными. После Як-50 организм ещё не совсем успел перестроиться к таким вращениям и таким перегрузкам.

Вестибулярный аппарат не выдержал. Лидию увезли на скорой. «У меня три дня потом перед глазами всё вращалось».

К полётам Лидия Семёновна больше не вернулась. Уход из сборной переживала тяжело. Сначала работала «нелетающим» тренером.

Лидия Семёновна с заслуженными наградами и на судейских позициях (источник: http://www.rus-aerobatics.ru/)
Лидия Семёновна с заслуженными наградами и на судейских позициях (источник: http://www.rus-aerobatics.ru/)
-8

Первое время Лидии Семёновне очень часто снились сны про полёты. Потом всё реже. Человек привыкает ко всему. «Зачем мечтать о том, что уже не сможешь сделать?» - говорит она.

Лидия Семёновна не из тех, кто будет горевать и опускать руки. Её боевому характеру можно только позавидовать. Сейчас она каждый лётный сезон приезжает к нам на аэродром Дракино как судья соревнований и делится своим богатейшим опытом со спортсменами.

Желаю нам всем научиться такой же стойкости и оптимизму!

А с кем из известных авиационных спортсменов Вы знакомы лично?
Делитесь своими впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал , впереди еще много интересного!