Здравствуйте, друзья!
Как здорово, что мы живём среди таких людей, целостность и устремлённость характера которых позволили им стать легендой нашего времени!
Мой сегодняшний рассказ в рубрике "Героев надо знать в лицо" о заслуженном мастере спорта СССР, 22-кратной чемпионке Советского Союза, 12-кратной победительнице чемпионатов мира и Европы (3 из которых – абсолютное первенство) – Леоновой Лидии Семёновне.
В авиацию я по характеру попала
Родилась Лидия Семёновна в 1942 году в деревне Лаврово Тульской области. Наряду с обычными деревенскими обязанностями (за скотиной присмотреть, травы нарвать…) успевала она каждый день искупаться в речке (с трёхметровой высоты вниз головой «ласточкой»), полазать по деревьям (прыгала с берёзы вниз, ухватившись за макушку).
Всю осень и зиму по 5 раз в неделю по вечерам шли теоретические занятия: самолётовождение, аэродинамика, конструкция самолёта и двигателя, метеорология … 20-летняя Лида работала токарем на заводе «Штамп». Когда начались полёты, перешла работать в ночную смену. Не высыпалась, конечно, но «молодым море по колено».
В следующий раз полетишь одна и разбиваться будешь одна!
Первым инструктором Лидии Семёновны была строгая Галина Алексеевна Карпова, а первым самолётом – Як-18У. Очень скоро Лидию, как перспективную спортсменку, пересадили на чешский Z-326 «Злин».
Самолёт более манёвренный, но и более строгий. Никак у Лидии не получалась на нём простая полупетля: в верхней точке самолёт упорно срывался в обратный штопор.
На следующий день полетела Лидия одна. Мандраж. В конце полёта решилась всё же снова сделать неподдающуюся фигуру и… получилось, хоть и не совсем «чисто». В 1965 году после переучивания на специальных сборах Лидия делала все фигуры «как на модельке».
Летать так, чтоб дым коромыслом стоял!
В 1966 году Лидия Семёновна поступила в Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ в Калуге. А в 1967 г. её пригласили кандидатом в сборную команду СССР, назначили стипендию.
Летала на всём: Як-18У, Як-18А, Як-18П, Як-18ПМ («шикарный самолёт»), Z-326, Z-226, Як-50 («самый родной»), Як-52, Як-55.
А кроме полётов в сборной ухитрялась находить время и для других занятий: спортивная гимнастика, плавание, стрельба из малокалиберной винтовки, даже под парусом ходила.
Выступления и победы на международных соревнованиях давались нелегко. Часто из-за «особого» отношения к нам капстран.
Лидия Семёновна рассказывала: «В команде отношения между спортсменами были замечательные, все поддерживали друг друга. А тренеры держали нас в «ежовых рукавицах». А иначе и результатов бы таких не было».
Самое сложное в спорте – жизнь после него
1984 год. Программу соревнований по высшему пилотажу сильно усложнили. Сборная летала тогда на Як-50. Конструкция самолёта не выдерживала таких нагрузок и в полёте крыло складывалось. Тогда погибло несколько известнейших наших спортсменов (Лецко В., Артишкявичюс С...). Як-50 прозвали тогда «убийцей чемпионов».
В сборную поступили новые Як-55 и руководство торопило с переучиванием. Приближались очередные соревнования, но «влетаться» в новый самолёт спортсмены ещё не успели.
Итак, соревновательный полёт. Лидия начинает выполнение комплекса и «просаживает» высоту. Чтобы не заработать «черпак» (штраф за нарушение нижнего предела высоты), Лидия принимает решение: после вертикали вниз сделать выход в обратный горизонтальный полёт с большей, чем обычно, перегрузкой.
Упражнение было отлётано без штрафов. Манёвр удался. Но последствия его оказались губительными. После Як-50 организм ещё не совсем успел перестроиться к таким вращениям и таким перегрузкам.
Вестибулярный аппарат не выдержал. Лидию увезли на скорой. «У меня три дня потом перед глазами всё вращалось».
К полётам Лидия Семёновна больше не вернулась. Уход из сборной переживала тяжело. Сначала работала «нелетающим» тренером.
Первое время Лидии Семёновне очень часто снились сны про полёты. Потом всё реже. Человек привыкает ко всему. «Зачем мечтать о том, что уже не сможешь сделать?» - говорит она.
Лидия Семёновна не из тех, кто будет горевать и опускать руки. Её боевому характеру можно только позавидовать. Сейчас она каждый лётный сезон приезжает к нам на аэродром Дракино как судья соревнований и делится своим богатейшим опытом со спортсменами.
Желаю нам всем научиться такой же стойкости и оптимизму!
А с кем из известных авиационных спортсменов Вы знакомы лично?
Делитесь своими впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал , впереди еще много интересного!