Найти в Дзене
Navygaming Channel

Особенности броневой защиты линкоров типа "Нагато"

Японский линейный корабль "Нагато" хорошо известен любителям военно-морской истории и каждый из нас, уверены, имеет общее представление об этом корабле. Однако, как известно, боевая эффективность корабля определяется не только величиной водоизмещения, количеством и калибром артиллерийских орудий, скоростью хода. С середины 19 века еще один немаловажный фактор стал активно учитываться в морских сражениях, и этот фактор – бронирование боевых кораблей. И в извечную «борьбу брони и снаряда» линкоры «Нагато» внесли свой вклад.

Созданный исключительно по японскому проекту и японскими кораблестроителями ЛК «Нагато» получили не только более мощные 410-мм орудия, до этого не используемые в японском флоте, но и более совершенное бронирование, чем его предшественники- линкоры типа «Фусо» и «Исе». Причем «совершенное бронирование» не означало более толстый броневой пояс или броневые палубы, максимальная толщина брони на этих кораблях не превышала 305 мм. Хотя конечно, это практически в полтора раза больше толщины брони линейных крейсеров типа «Конго», составлявших в то время цвет японского линейного флота, - ведь опыт Первой мировой войны наглядно показал что для кораблей, составляющих боевую основу флота, требуется защита больше чем броня в 203 мм. Так в чем же были эти особенности, которые позволяли современникам считать «Нагато» и «Мутсу» «олицетворением силы японского императорского флота»?

Линейный корабль "Нагато" в 1944 году
Линейный корабль "Нагато" в 1944 году

Линкоры типа «Нагато» получили бронирование по так называемой американской системе бронирования – «все или ничего», впервые на дредноутах, примененной на линкоре «Невада», введенном в строй в 1916 году. Эта система бронирования отличалась от ранее использованных вариантов в первую очередь тем, что была спроектирована исходя из потребностей артиллерийского боя на больших дистанциях. И дело было не только в возросшей дальности стрельбы и более совершенных СУО. Здесь сыграл свою роль и предполагаемый театр военных действий – тропические районы Тихого океана, как и Карибское море и Западная Атлантика характеризовались неплохими условиями видимости и ясной погодой, чего было нельзя сказать, например, о Северном море. И соответственно проектируя корабли, американские кораблестроители исходили из предположения, что бои ЛК будут проходить на больших дистанциях, где трудно ожидать большого числа попаданий. В то время как для англо-германской системы бронирования, характерным было стремление защитить максимально возможную площадь борта бронёй различной толщины, в зависимости от важности прикрываемого участка. Американская идея предполагала прикрытие лишь важнейших центров, а также артиллерии главного калибра и боевой рубки, но бронёй максимально возможной толщины. Такой подход делал линкоры с такой системой бронирования малоуязвимыми для обстрела с дальних дистанций, при этом особое внимание в этой схеме уделялось защите палуб, так как при ведении боя на больших дистанциях снаряды падали бы на корабль по крутой траектории. Судьба линейного крейсер «Худ» ярко демонстрирует к чему может привести пренебрежение данными особенностями.

Схема бронирования линкора типа «Бисмарк» (Германия)
Схема бронирования линкора типа «Бисмарк» (Германия)

Хотя, по правде сказать, впервые данную систему использовали французы, задолго до появления «Невады», и тем более «Нагато», построив «Маженту» и «Ош», но последующие события, в первую очередь – Цусима, заставили забыть эти инженерные решения и вернуться к ним только к 20-м годам XX века.

В соответствии с данными подходами броневой пояс линкора «Нагато» в соответствии с проектом состоял из трех поясов:

-верхний пояс толщиной 229 мм (по другим данным- 152-мм) проходил от главной до средней палубы, где его толщина увеличивалась до 305 мм. Длина верхнего пояса составляла около 110 м, он закрывал борт практически от барбета первой башни до барбета 4 башни главного калибра. В районе 2-го и 3-го барбетов верхний броневой пояс изгибался под углом и соединялся с внутренней броней в районе первого и четвертого барбетов.
-главный броневой пояс имел толщину 305 мм, высоту около 2,7 м, закрывая борт над конструктивной ватерлинией на высоту в 1,981 м, переходя в нижний броневой пояс. Длина главного пояса составляла 134 м, он простирался от барбета первой башни до барбета четвертой. В оконечностях главный пояс завершался броневыми траверсами толщиной 330-254 мм (носовой траверс) и 254 мм (кормовой).
-толщина брони нижнего пояса была не одинаковой и колебалась от 152 мм (по другим данным – 203-мм) в верхней части, до 76 мм - в нижней. Броня опускалась на глубины 1,524 м ниже конструктивной ватерлинии.
Схема конструктивный мидель шпангоут линкора «Нагато» после модернизации, 1930-е годы.
Схема конструктивный мидель шпангоут линкора «Нагато» после модернизации, 1930-е годы.

Таким образом, комплекс «бортовая броня + броневые траверзы» и образовал своеобразную цитадель (с тремя рядами броневых плит), проходящую от первой до четвертой башни. Однако этим не исчерпывалась броневая защита корабля. Японские проектировщики не рискнули оставить полностью оконечности ЛК без защиты, как это предполагала в принципе «американская (французская) система бронирования», поэтому борт в нос и корму корабля от траверсов также был забронирован поясом толщиной до 203 мм, толщина которого по направлению к штевням уменьшалась до 102 мм. Выше верхнего броневого пояса находились казематы противоминной артиллерией, защищенные 25-мм броней.

По опыту сражений Первой мировой войны, а также с учетом увеличивающейся опасности от возможных ударов с воздуха особую значимость приобрела горизонтальная броневая защита.

Схема бронирования линкора типа «Вашингтон» (США)
Схема бронирования линкора типа «Вашингтон» (США)

Горизонтальное бронирование по сравнению с ЛК типа «Исе» было значительно усилено. Цитадель сверху закрывала верхняя броневая палуба толщиной 70 мм, примыкала к верхней кромке верхнего броневого пояса. Ниже располагалась средняя броневая палуба со скосами – в горизонтальной части ее толщина составляла 51мм, на скосах – 76 мм (три бронеплиты по 25 мм, наложенных друг на друга). Скосы в свою очередь примыкали к нижней кромке пояса ниже конструктивной ватерлинии (на 1,524 м), тем самым замыкая «броневую коробку». Кроме того, палуба бака над казематом противоминной артиллерии имела толщину 25-38 мм.

Бронирование башен ГК также было заметно усилено в сравнении с предшественниками: толщина лобовой плиты (имеющей наклон 40 градусов) составляла 356 мм, боковых стенок – 280 мм (30 градусов), задней стенки башни – 190 мм, крыши – 127 мм. В тоже время бронирование барбетов башен осталось на прежнем уровне: передняя часть -254 мм, борта 305 мм, задняя часть барбета – 229 мм.

Схема бронирования линкора типа «Дюнкерк» (Франция)
Схема бронирования линкора типа «Дюнкерк» (Франция)

Толщина бронеплит боевой рубки составляла 356-305 мм, толщина крыши – 152 мм, пол боевой рубки – 76 мм. Через боевую рубку проходила коммуникационная труба длиной 13 м, которая была защищена броней толщиной 178- 76 мм. Также стоит отметить, что линкоры «Нагато» имели кормовые рулевые установки, защищенные бронеплитами толщиной 19 мм, а также кожухи дымовых труб из бронелистов толщиной 25-19 мм.

Общие данные бронирования линкоров типа «Нагато» в сравнении со своими предшественниками представлены в таблице 1.

-6

Для повышения живучести и устойчивости к торпедным попаданиям ЛК «Нагато» имели достаточно совершенную подводную защиту. Для этого, кроме разделения корпуса корабля водонепроницаемыми переборками на 1089 отсеков, применили противоторпедные переборки толщиной 51-76 мм, которые опускались от излома нижней броневой палубы до настила двойного дна. В нижней части противоторпедные переборки представляли собой поставленные рядом три 25-мм бронеплиты, что было не самым удачным решением вследствие коррозии из-за попадавший между ними воды. В носу и корме подводная защита представляла собой переборку толщиной 51 мм, тем самым завершая общий контур защиты.

Рассмотрение особенности бронирования ЛК типа «Нагато» было бы не полным, если бы мы не отметили качество используемой брони, а ведь, как известно, «броня бывает разная».

Схема бронирования линкора типа «Нагато» (Япония)
Схема бронирования линкора типа «Нагато» (Япония)

Отметим, что, несмотря на сложности с сырьем, к двадцатым годам XX века Японии удалось наладить производство брони на своих собственных заводах, снизив зависимость от немецких (Крупп) и английских (Виккерс) поставок. Японские заводы Куре Кёсё и Муроран на Хоккайдо смогли освоить производство всего требуемого набора бронеплит, востребованных японским ВМФ: гомогенные бронеплиты типа NVNC, VNC, MNC, CNC и гетерогенные (цементированные) типа VC и VN. (рис.1).

К примеру, сталь NVNC была разработана уже в конце Первой Мировой войны на базе цементированной стали VN. В последующем нехватка никеля заставила японцев создать новый тип стали, содержащий меньше этого дефицитного металла – сталь CNC. Бронеплиты из стали CNC не уступали по прочности стали NVNC, содержали больше меди и меньше никеля, и применялись для изготовления 76-мм брони. Как правило, для более толстой брони до 1940 года использовалась сталь NVNC, пока ее не заменила новая сталь – MNC (содержала меньше никеля, но больше молибдена), а к концу войны – сталь CNC.

В середине 20-х годов прошлого столетия японская промышленность освоила еще несколько марок стали: DS (Ducol Steel), HT (High Tensile, HTS, HS), MS (Mild Steel), которые использовалась для изготовления тонких бронеплит (до 50 мм) и в качестве конструкционной стали.

Типы бронеплит, применявшиеся в японском ВМФ
Типы бронеплит, применявшиеся в японском ВМФ

Так, применительно для ЛК типа «Нагато» сталь марки VC применялась для главного броневого пояса, броневых траверзов. Кормовая бронепалуба, главная палуба, скосы средней палубы, нижняя палубы - набирались из бронелистов стали HT. Для бронирования башен ГК использовалась сталь VC, казематы ПМК, как и переборки торпедных отсеков бронировались сталью НТ. Для стен и крыши боевой рубки была использована сталь VC, для пола – сталь VNC. В целом следует отметить, что японским инженерам удалось обеспечить флот броней необходимого качества в условиях острой нехватки никеля и другого сырья.

В завершении следует отметить, что несмотря на продуманность и совершенство броневой защиты (для своего времени) уже в середине 30-х годов на ЛК «Нагато»и «Мутсу» в ходе обширной модернизации провели дополнительные мероприятия по усилению пассивной защиты. При этом было усилено бронирование кораблей, причем основной акцент был сделан на усилении горизонтальной и подводной защиты. Первоначальный вариант бронирования предусматривал усиление бронезащиты кораблей до такой степени, чтобы она выдержала прямое попадание боеприпаса 91 сики (напомним, что такое наименование имел «ныряющий 410-мм бронебойный снаряд). Для этого предполагалось разместить вдоль бортов були толщиной 3 метра, а внутри них, поверх основного броневого пояса разместить дополнительную броню. Однако в ходе модернизации на ЛК был реализован компромиссный вариант: були установили, хотя и более узкие, чем планировались, а от дополнительной брони отказались полностью.

Схема линкора «Нагато» с элементами бронирования по данным английского справочника «Jane`s Fighting Ships», 1939 г.
Схема линкора «Нагато» с элементами бронирования по данным английского справочника «Jane`s Fighting Ships», 1939 г.

Зато была усилена горизонтальная защита. Прежде всего увеличили толщину средней палубы в районе артиллерийских погребов, для чего на горизонтальных участках палубы установили 127-мм листы стали NVNC, а на наклонных участках – 280 –мм листы стали VC. Также усилили защиту артиллерии ГК, доведя толщину лобовой брани башен – до 457-мм, бортовой- до 280 мм, верхней части – до 250-228 мм. Барбеты также были усилены: передняя часть – 356-мм, боковые – 429-мм, задняя часть барбета – 330-мм.

Самые большие изменения коснулись системы подводной защиты. Бронеплитами толщиной 25-мм (тип HT) и 114-мм (тип NVNC) была усилена верхняя часть ПТ переборки на уровне артиллерийских погребов. Средняя часть противоторпедной переборки усилили 109-232-мм плитами стали VN, а дно артпогребов – броней 38-мм из стали CNC. По бортам линкоров между барбетами башен № 1 и № 4 (протяженность- 137 м) установили ПТ були, высотой 13,5 м и шириной 2,84 м. Внутри булей разместили 60 оцинкованных стальных труб диаметром 229-мм по подобию защиты линейного крейсера «Худ». Таким образом, если до модернизации из 33800 т водоизмещения на броню приходилось 31,2%, то после внесенных изменений – 32%.

Черновик схемы бронирования (вариант) линкоров типа «Нагато»
Черновик схемы бронирования (вариант) линкоров типа «Нагато»

По оценкам специалистов на момент вступления в строй ни один корабль мира не мог сравниться с «Нагато» и «Мутсу» по сочетанию таких параметров как скорость-броня-мощность залпа. Если же выделить только броню как показатель эффективности – она была в среднем на 30% тоньше, чем у современных английских и немецких кораблей. Но как показал в дальнейшем опыт боевого применения этих кораблей у линейных кораблей появился более опасный противник, чем артиллерийский снаряд. Используемая система бронирования была достаточно совершенной для своего времени, однако она, защищая артиллерию, погреба и машины, оставляла неприкрытыми оконечности, что приводило к их затоплению и даже потере плавучести без пробития броневого пояса и броневой палубы. Кроме того, эта схема защиты делала ЛК весьма уязвимыми для фугасных снарядов на малых и средних дистанциях боя, и некоторые линкоры Второй мировой убедились в этом.

Однако все повреждения, которые получил ЛК «Нагато», были нанесены авиабомбами, но здесь необходимо признать, что ни в одном из случаев взрывы не повредили механизмы и людей, которые находились за броней. Например, боевая рубка линкора выдержала взрыв 250 кг авиабомбы на крыше, а носовой барбет и башня ГК – взрыв такой же бомбы на удалении 1,5 м. Взрывы атомных бомб тоже не сразу отправили на дно старый ЛК, так что можно сказать – «броня выполнила свой долг».