Найти тему
Articles on astrology

Космогония.

Космогония (в переводе с греческого — рождение мира) — наука, изучающаяся происхождение и развитие космических объектов (астероидов, планет, звёзд, галактик и т.п.).

Необходимо отделять научную космогонию от ненаучных (религиозных, эзотерических, мифологических и др.) концепций, объясняющих рождение и развитие мироздания. Научная космогония лежит в области интересов астрофизики, при этом широко применяются методологии физики и химии.

Ещё в далекой древности человек задавался вопросом — как возник окружающий его мир. Среди мировых религий иудаизм один из первых поставил в центр своего мировоззрения и связал с этикой идею о сотворении мира Богом.

В библейской космогонии Бог изначально выступает в роли единственного создателя мира, использующегося для этого потенциал своей творческой воли. Нужно отметить, что в Библии отражены два варианта космогонии. В первом случае, речь идёт о сотворении мира из ничего. Во втором — небеса и земля предполагаются уже сотворёнными, Бог при этом создает растительный, животный мир и человека.

В древности практически каждая религиозная доктрина имела свою космогоническую мифологию. Например, в вавилонском эпосе "Энума Элиш" процесс сотворения мира очень близок к библейскому — разделение вод и тверди, сотворение дня и ночи, создание человека из глины и другие принципиальные акты творения. Но есть коренное отличие. В Библии творцом является Бог, а вавилонском эпосе — сама природа выступает в качестве преобразующей и созидающей силы.

Космогоническая мифология характерна практически для всех культур. При этом большинству космогонических мифов свойственны следующие общие моменты. Изначально существовал только хаос или пустота, которым не было присуще разделение изначальных стихий. Затем божественные силы производят структурирование космического пространства — выделяют из него отдельные элементы. Например, разделение земли и неба, дня и ночи. Некоторые мифы содержат указание на формирование космической оси, в качестве которой может выступать мировое древо или другой аналогичный объект. Итогом творения, как правило, становится создание человека и его развитие (боги обучают человека сельскому хозяйству, ремёслам и т.д.). В качестве творца выступает демиург, либо несколько демиургов. Например, божество, связанное с мужским началом и богиня-мать, ассоциирующаяся с женским. В некоторых космогонических мифах представлено разделение на добрые и злые силы, первые ответственны за создание всего полезного, вторые — всего дурного. Космогоническая мифология имеет связь с годовым циклом и соответствующими обрядами и ритуалами. Например, весеннее возрождение природы ассоциируется с первоначальным актом создания мира.

Если для религиозного мировоззрения характерно объяснение возникновения всего сущего посредством каких-то внешних сил (например, богов), то наука считает, что всё возникло естественным путем — в частности, космические объекты. В 18-м веке возникла космогоническая гипотеза Канта-Лапласа о том, что все небесные объекты были созданы из разреженного вещества или частиц, передвигающихся в пустоте космоса. Эта теория дала толчок развитию различных космогонических гипотез. В настоящее время большинство ученых склоняется к тому, что планеты и звёзды возникли в результате конденсации разреженных газа и пыли под действием сил тяготения. Но научная космогония не стоит на месте — постоянно появляются новые результаты исследований и наблюдений, которые вносят коррективы в общепринятую гипотезу.

Зарождение космогонической науки началось ещё в Древней Греции. Предположения о законах развития небесных тел высказывались античными философами в 5–1 веках до н.э. Например, Левкиппом, Демокритом, Лукрецием. В дальнейшем история космогонии связана уже с эпохой Возрождения. В создании научной картины возникновения мира участвовали Декарт, Ньютон и другие известные учёные. В частности, Ньютон первым открыл закономерности движения планет, в результате он сделал вывод, что устройство солнечной системы не может быть результатом случайности. В зарождении планетарной системы он усматривал акт божественного творения. Позднее Бюффон разработал гипотезу о возникновении планет из вещества, которое было выбито из солнца ударом огромной кометы. Кант в своих рассуждениях приблизился к современному нам взгляду на космогонию, но он не смог обосновать тезис о зарождении планет из околосолнечного пылевого облака. В дальнейшем данная гипотеза была развита Лапласом.

В целом можно сказать, что космогония находится на пересечении научного знания (в настоящее время ещё не достаточно определённого и активно развивающегося) и религиозных доктрин (сформировались давно). Как известно, еще несколько столетий назад католическая инквизиция преследовала ученых, за высказывание гипотез, противоречащих космогонической доктрине Библии. Сейчас противостояние религии и науки в этой сфере принципиально смягчилось, но все равно — вряд ли может быть достигнуто единое мнение по вопросу космогонии. Среди современных ученых незначительная часть верит в Бога и готова допустить в свои научные гипотезы идею о божественном создании Вселенной.