Безрезультатные переговоры
Весь мир в эти дни переехал в онлайн, и английская премьер-лига тоже. Все знают, что 15:00 субботы — священное время для английского футбола, в этот час по местному времени начинается большинство матчей тура. В это же время 4 апреля прошло масштабное совещание по видеосвязи с участием Ассоциации профессиональных футболистов (АПФ), игроков всех 20 клубов премьер-лиги, а также представителей Ассоциации тренеров лиги (АТЛ). Повод — пятничное заявление о том, что клубы премьер-лиги собираются обсудить с футболистами возможные варианты отсрочек и сокращений годовых зарплат на 30 процентов.
Переговоры не увенчались успехом. The Athletic цитирует некоего высокопоставленного чиновника, который был на видеоконференции: «Абсолютно безрезультатно». Но вечером АПФ опубликовала заявление, в котором намекнула на несогласие с рекомендациями лиги: «Предлагаемое лигой урезание годовых зарплат на 30 процентов позволит клубам премьер-лиги сэкономить более 500 миллионов фунтов, но правительство при этом потеряет более 200 миллионов фунтов налоговых отчислений. Как эти потери повлияют на Национальную службу здравоохранения (НСЗ)? Учитывала ли это премьер-лига, когда делала предложение? И учитывал ли это министр здравоохранения Великобритании Мэттью Хэнкок, когда попросил футболистов урезать зарплаты?»
Гнев Руни
Заявление Хэнкока не понравилось многим. Уэйн Руни в своей колонке для Sunday Times возмутился: «Если бы правительство попросило меня поддержать медсестер деньгами или приобрести аппараты ИВЛ, то я бы с гордостью сделал это, — написал форвард «Дерби Каунти». — Я в той ситуации, которая позволяет мне урезать зарплату. Но не все футболисты в таком же положении. А сейчас внезапно всех представителей профессии ставят под удар и требуют у них 30-процентного сокращения зарплат. С какой стати футболистов сделали козлами отпущения? Все, что происходило в последние дни, — это позор. Нас поставили в безвыигрышное положение».
Руни поддержал самый медийный футбольный человек Великобритании Гари Линекер — он удивился, почему выбор пал на футболистов, а не на банкиров, глав крупных корпораций и мультимиллионеров. Поддержал бывшего одноклубника и другой человек из телевизора Гари Невилл. Экс-капитан «Манчестер Юнайтед» подчеркнул, что не одобряет единоличность власти премьер-лиги.
Вероятен раскол
Игроки и сами активно помогают. Причем всех калибров. К примеру, братья Джейкоб и Джош Мерфи из «Ньюкасла» и «Кардифф Сити» стали волонтерами и доставляют еду пожилым людям. А Давид де Хеа перечислил 300 тысяч евро медицинским службам Мадрида. Джордан Хендерсон призвал всех капитанов клубов премьер-лиги собрать пожертвования от всех футболистов, но после заявления АПЛ игроки решили взять паузу, чтобы разобраться в мотивировке руководителей. Сбор средств был приостановлен, а время в данной ситуации очень важно. Сообщается, что футболисты «Ливерпуля» были очень недовольны решением владельцев клуба воспользоваться схемой правительства — клуб получил серьезный репутационный удар, соцсети взбешены, в прессе открыто называют это позором, и весь негатив затмевает благую инициативу футболистов во главе с Хендерсоном. Более того, несведущие люди даже считают игроков злодеями, а не жертвами.
Но если игроки думают о благотворительности, то клубы ищут любые способы минимизировать потери. Доходы от проведения матчей не поступают, а риск усечения сезона сохраняется — английские СМИ уже подсчитали, что клубы будут вынуждены вернуть телевещателям 762 миллиона фунтов, если оставшиеся девять туров отменят. Сокращения годовых зарплат покрыли бы часть этой суммы.
Отношение к инициативе премьер-лиги разное даже у самих клубов — если «Ливерпуль» с его гигантскими прибылями просит помочь государство, то «Манчестер Сити» с его грубыми нарушениями финансового фейр-плей публично объявляет, что будет выдавать зарплаты всем сотрудникам, футболистам, тренерам в полном объеме. Субботняя встреча ни к чему не привела, следующая намечена на начало недели. Но, судя по всему, футболисты не готовы урезать зарплаты на 30 процентов, а значит, возможен раскол. The Athletic пишет, что это самая напряженная точка отношений между игроками и работодателями за 28-летнюю историю премьер-лиги. Похоже на то.