В прошлых частях нашей большой темы о парадоксе Ферми мы разобрали самые главные грани этой интересной загадки, которая сводится к одному простому вопросу: где же инопланетяне, почему мы не видим их и не находим их следов? Мы разбирали уравнение Дрейка, которое призвано дать ответ на этот вопрос. Мы разбирали гипотезу уникальной Земли, которая настаивает на неповторимости нашей планеты. В последней статье мы касались альтернативной биохимии жизни. А что если нам обратить свой взор на Марс?
Итак, Марс. Самая интригующая планета, такая близка и практически родная. Она всегда привлекала людей. Красная, яркая "звезда" в небе манила к себе и притягивала взоры.
Как только были изобретены телескопы, на Марс устремились взоры многих ученых и любителей. Практически никто не сомневался, что Марс обитаем. Что на нем живут марсиане, которые в воображении людей принимали самые различные образы: от дружественных человекоподобных существ до враждебных и совсем нечеловеческих сущностей.
В 19 веке интерес к Марсу подогрел итальянский ученый Джованни Скиапарелли, который увидел в свой телескоп некие каналы. Они были восприняты, как искусственные конструкции. Его идею подхватил американец Персиваль Лоуэлл, углубивший такое понимание марсианских каналов, как неких акведуков для доставки воды с полярных шапок планеты на засушливые земли. На фоне всего этого интерес к Марсу только рос. В первой половине 20 века эта планета стала объектом интереса не только ученых, но и писателей-фантастов, художников, литераторов, даже эзотериков. Радиопостановка по мотивам Г. Уэлса "Война миров" про вторжение марсиан наделала много шума, т.к. была воспринята, как реальное событие.
Но всему этому романтизму пришел конец, когда американское агентство NASA в 1964 году отправило к Марсу космический аппарат Маринер-4. В 1965 году он достиг Марса и произвел первые разведданные планеты с близкого расстояния. Однако кроме разочарования эта миссия ничего не принесла: Марс предстал мертвой, холодной и пустынной планетой с ядовитой атмосферой из углекислого газа.
Стало понятно, что при таких условиях жизнь на поверхности Марса, аналогичная земной, невозможна.
Какие реальные условия на Марсе?
Крайне разряженная атмосфера с давлением в 160 раз меньше земного. Что препятствует существованию воды в жидком виде на поверхности. И совершенно не защищает от солнечной радиации, губительной для всего живого. Из-за этого поверхность Марса постоянно как бы стерилизуется. Как в лабораториях ультрафиолетом стерилизуют оборудование и инструменты.
Средняя температура поверхности −63 °C. Атмосфера из углекислого газа, отсутствует магнитосфера, что не позволяет планете иметь плотную атмосферу, т.к. солнечный ветер ее сдувает. Сильные пылевые бури - повседневная реальность Марса. Скорость их часто доходит до 100 метров в секунду. Ну и самое плохое во всей этой картине, что Марс геологически "мертв". У него нет внутренней активности, отсюда и разреженная атмосфера, и отсутствие магнитосферы, и холодный климат на поверхности.
Одним словом это не самое лучшее место для поисков жизни.
А что если заглянуть глубже, в недра Марса? В его почву, где может быть теплее, где нет жесткого излучения, где может быть много воды, пусть даже и в виде льда.
Прежде всего, Марс - это ключ к пониманию жизни во Вселенной. Если ученые найдут даже самые примитивные бактерии, то это будет означать очень многое. Что жизнь - это не только удел Земли. Но она может быть и на таких планетах, как Марс, с его суровыми условиями.
Возможно, что когда-то Марс был гораздо гостеприимнее: практически никто из ученых не сомневается, что раньше на планете была жидкая вода, было много кислорода, температура поверхности была гораздо выше. Находят глину, находят речную гальку, находят следы озер и рек.
Ну а что сейчас?
В 1984 году в Антарктиде был найден самый известный метеорит, связанный с Марсом: ALH84001.
Метеориту около 4 миллиардов лет. И скорее всего он содержит окаменевшие следы неких марсианских бактерий той эпохи. Однако не все ученые с эти согласны. Размеры гипотетических бактерий с сотни раз меньше аналогичных земных бактерий. Такой малый размер организмов не позволяет разместить даже какие-то примитивные аналоги РНК или ДНК.
С другой стороны эта сенсация, пусть даже и преждевременная, вновь возродила спор о Марсе после глобального разочарования в середине 20 века. Сейчас главным приоритетом в исследовании планеты является поиск бактериальной жизни, возможно в почве или каких-то пещерах.
На Земле бактерии-экстремофилы способны жить в Антарктиде, в атомных реакторах, в самых горячих источниках и гейзерах нашей планеты. Возможно ли, что на Марсе есть подобные живые существа, сохранившиеся с того самого древнего периода, когда текли жидкие реки и атмосфера была из кислорода?
Луч надежды блеснул в 2019 году, когда было обнаружено сезонное изменение содержание метана в разряженной атмосфере Марса. Метан в атмосфере появляется двумя путями: крупный рогатый скот и бактерии. Возможно ли, что Марс все еще обитаем?
Метан, возможные окаменевшие бактерии в метеоритах, лед под поверхностью (а через это возможные грунтовые воды в почве планеты) - все это некие дразнящие намеки, которые только усиливают и подогревают интерес к Красной планете.
В 2020 году планировался запуск нового исследовательского аппарата в рамках проекта "Экзомарс", который был бы оснащен таким образом, чтоб искать жизнь в почве планеты.
Вполне возможно, что поиск даже такой жизни завершится провалом. Однако вполне возможно, что сам по себе Марс станет первой попыткой колонизации человеком другой планеты. Все что мы можем сейчас - ждать результатов грядущих миссий, запланированных на самое ближайшее будущее.