Найти в Дзене
Моя Италия

Кака не принадлежал Иисусу. Лучший бразилец в истории «Милана»

Оглавление

Для нас он всегда будет широко улыбающимся парнем с детским лицом и наивными глазами, который приехал в Миланелло летом 2003-го. 

Тогда воздух в столице моды был пропитан триумфом. «Милан» провел фантастический сезон – спустя 9 лет команда Карло Анчелотти вернула себе звание сильнейшей в Европе. А какой состав! Легенды! Полные сил Паоло Мальдини и Руй Кошта, нестареющий Билли Костакурта, молодой Андреа Пирло, проникающий всюду Пиппо Индзаги, всемогущий Кларенс Зеедорф и неистовый Рино Гаттузо.

А еще безупречный Сандро Неста, дьявол с востока – Андрей Шевченко, человек с двумя сердцами – Кафу, красно-черный воин – Массимо Амброзини. Именно к этой компании благодаря ловкости и связям Леонардо присоединился талантливый полузащитник «Сан-Паоло», на которого в тот момент претендовали также «Ювентус», «Интер» и «Челси». 

И вроде бы не было в этом Кака ничего особенного, но когда он получал мяч и делал несколько шагов, происходило чудо. Казалось, что сейчас он взлетит над полем. Будто у него на ногах были не бутсы, а волшебные сандалии.    

-2

«Кака перевернул наше представление о классическом бразильском игроке, – писал в то время итальянский журналист Дарвин Пасторин, родившийся в Сан-Паоло. – Не бедняк из фавелы, а богатый и белый. Этакий футбольный Айртон Сенна, модификация Сократеса, который рассуждает не о политике, а о религии. Подобно Сократесу, в нем чувствуется элегантность во всем – в ударах пяткой, неожиданных голах и акробатических приемах».  

Этот неповторимый шарм присутствовал во всех элементах игры бразильца, особенно в его первые два сезона в Италии. Но у него не было того налета копакабанщины, о которой говорил Пасторин. Красота не ради самой красоты. И финты не ради финтов. Все было подчинено единственной цели – забить гол. Однако рационализм Кака оставался скрытым для неискушенной публики. Ведь только истинный денди умудряется носить платок в нагрудном кармане пиджака так, чтобы он органично вписывался в образ.

Вот и голы Рикардо не давали повода упрекнуть его в эгоизме. Даже после того самого эпизода в миланском дерби, когда он получил мяч в районе центрального круга и на широком шаге долетел до штрафной «Интера». Ему противостояло пятеро соперников. Девять из десяти на его месте отдали бы пас на открывшегося Томассона. Однако последовал прямой и точный удар в угол.

И утром в газетах никто не посмел написать, что настоящие «десятки» так не поступают. 

К тому времени Италия безумно соскучилась по «десяткам». Увлечение тотальным футболом не прошло без потерь: потенциальные кандидаты на пустующий трон Джанни Риверы были вытеснены на обочину – позицию вторых форвардов. Творцов отправили на задний план. Поэтому все надежды эстетов кальчо были связаны с «Миланом», тренер которого культивировал «елку» – расстановку 4-3-2-1. 

Первое время казалось, что Кака – это реинкарнация Риверы, следующая ступень в эволюции роли, ведь Анчелотти сначала использовал его и Руя Кошту на позиции под нападающими. В этот период тренер предоставлял Кака большую свободу творчества и разрешал перемещаться с фланга на фланг, что приносило результат – ведь соперники еще не адаптировались к манере игры бразильца. Яркий пример – голевая передача на Шевченко, принесшая «Милану» скудетто.

-3

Однако вскоре было найдено эффективное противоядие. Первым стал Карло Маццоне, приставивший к Кака опекуна по имени Леонардо Колуччи. В тот день «Болонья» торжествовала. В итоге – кризис, первая критика со стороны прессы, меланхолия и слухи о скором переходе в «Челси». Анчелотти все понял и постепенно стал сужать зону действий полузащитника.

Возможно, Рикардо подвел перфекционизм. Слишком уж он стремился довести все до конца, что противоречит идеологии этого амплуа. Великий музыкант победил в нем великого дирижера, поэтому классического треквартисты из него не получилось. Этим воспользовался Карлетто, который на очередном этапе развития команды предпочел использовать бразильца в качестве смертельного оружия при контратаках.

-4

Отдай мяч Кака в тот момент, когда он набирает сверхзвуковую скорость, – а дальше Рикардиньо сам разберется. Такова была цель многих комбинаций «россонери» в момент смены владения периода последнего пика эпохи Анчелотти. Именно под эту мелодию были выиграны несколько важнейших матчей во время весенней кампании Лиги чемпионов-2007. Все помнят решающий гол в дополнительное время в тяжелейшей дуэли с «Селтиком», положивший начало невероятному преображению «Милана». 

И, конечно же, гостевой матч с «МЮ», проигранный парнями Анчелотти. «Дьявол» против «дьяволов». Тот «Манчестер» только что сожрал «Рому» 7:1 и готов был проглотить «Милан». Хозяева забили уже через пять минут после стартового свистка. Но это была ночь Кака. Сначала он заставил замолчать стадион – получил передачу от Зеедерфа, ворвался в штрафную и пробил в дальний от ван дер Сара угол. А через четверть часа исполнил редкий трюк, оставив в дураках сразу троих: перехитрил Флетчера, а Хайнце и Эвра столкнулись лбами.

Утром La Gazzetta dello Sport вышла со словами: «Этому произведению искусства аплодировал весь «Олд Траффорд»». Мишель Платини назвал этот гол лучшей рекламой футбола.     

А через две недели с манкунианцами состоялась решающая схватка, которая стала высшей точкой в развитии той выдающейся команды. Тотальное превосходство «Милана». Может быть, еще более показательное, чем во время финала 1994 года, когда «Барселона» Кройфа была отправлена на свалку истории железными людьми Фабио Капелло. И вновь начало разгрому положил Кака, материализовав жесточайший прессинг, предложенный итальянцами с первых минут. Ничего лишнего: скидка Зеедорфа на границу штрафной, удар с левой в касание. В тот день на «Сан-Сиро» было все: разум, сердце и страсть. Сэр Алекс Фергюсон признался: «Милан» был так же великолепен, как и его публика». 

Потом был финал с «Ливерпулем». Кто заработал штрафной, после которого Пирло попал в Пиппо и мяч отскочил в ворота? А кто в той же игре отдал вертикальную передачу на Индзаги, после которой не осталось сомнений, что позор Стамбула окончательно смыт и Афины – вновь счастливый город для «Милана»? Обезумевшие от радости тифози все кричали и кричали: «Мы приехали сюда, чтобы видеть, как забивает Кака». Тот год для бразильца завершился «Золотым мячом». Закономерно.

-5

Мог ли он добиться большего? Такой вопрос всегда задают, когда звезда завершает карьеру. Обычно за этим следуют оправдания, щедро приправленные сожалениями. Ах, если бы Роберто Баджо не сломался, когда играл в «Виченце». Если бы Франческо Тотти вовремя свалил из «Ромы» в «Реал». Если бы Алессандро Дель Пьеро не надо было собирать заново по частям после матча в Удине. Если бы Джанлуиджи Лентини не попал в автокатастрофу. Если бы, если бы, если бы…

В случае с Кака все просто. Роковым для его карьеры событием стало расставание с «Миланом». Удивительно, но в Италии до сих пор многие сожалеют, что «россонери» продали его именно в «Реал», а не в «Манчестер Сити», который предлагал итальянцам почти в два раза больше. Но разве душа имеет цену? В той сделке пострадали все: и клуб, и футболист.

Ровно за 25 лет до этого Диего Марадона сбежал в «Наполи» из примеры, где ему постоянно лупили по ногам. Когда в 2009 году обратным курсом в Испанию уезжал Кака, всем было понятно, что в «Реале» его доконают. Он словно чувствовал это и совершенно искренне плакал во время прощания с болельщиками. Первая же серьезная травма привела к потере феноменальной скорости работы с мячом – его главному преимуществу. В подобной ситуации мудрый специалист попытался бы использовать его другие качества – поставить на интеллект, возвратив на путь, с которого Рикардо свернул где-то между «Риасором» и Афинами. Возможно, дело и не ограничилось бы одним «Золотым мячом». 

Но тогда не нужно было слушать отца и уезжать из страны великих тренеров.

-6

Преимущество мальчиков из обеспеченных семей – наличие лучших стартовых условий. Но их же вечное проклятье – чрезмерная восприимчивость к словам тех, кто навсегда обречен смотреть в прошлое. Алчные советчики с жадными глазами да целая толпа братьев, имена которых невозможно запомнить. Как символично! Когда Андрей Шевченко уходил в «Челси», он сказал, что в «Милане» его дело продолжит Кака. Но он не знал, что бразилец повторит и его ошибку. 

На самом же деле Рикардо никогда не принадлежал Иисусу, что бы там ни было написано на его футболке. И вся его карьера – доказательство того, что он принадлежал кое-кому другому. 

-7

Наш телеграм-канал

Подписывайтесь на канал «Моя Италия»!

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!