Три недели назад российские студенты покинули университеты и институты. Но обучение не закончилось — оно стало дистанционным. Поначалу казалось, что это временно, но режим самоизоляции продлен до конца апреля — а значит, образование в онлайн-формате продолжается. Обучающиеся и преподаватели Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) рассказали, как приспособились к новому режиму учебы и работы, что им нравится и не нравится в «дистанционке», и главное, хотят ли они вернуться в офлайн.
«Каждый студент должен знать и понимать, что форма обучения сейчас просто иная, но результаты освоения должны быть не хуже»
По словам Марии Фроловой, и. о. проректора по учебной работе МГРИ, дистанционное обучение для университета — уже давно не новый опыт. Раньше работа в таком формате в основном велась со студентами заочной формы обучения. Механизмы взаимодействия были взяты за основу и доработаны.
«Как и у всех вузов России, в МГРИ существует электронно-информационная образовательная среда (ЭИОС). Когда Минобрнауки приняло решение о переходе на дистанционное обучение, мы расширили функционал ЭИОС. Теперь удаленное взаимодействие преподавателя с обучающимся осуществляется через личные кабинеты на портале stud.mgri.ru».
Студенты с помощью онлайн-платформ, онлайн-курсов и с использованием программ Zoom и Skype слушают онлайн-лекции, получают учебные материалы, выполняют задания для закрепления материала, отправляют их на проверку преподавателям и получают оценки. Но те дисциплины, которые связаны с практическими навыками и лабораторными занятиями, освоить дистанционно никак не получится, поэтому они будут перенесены на более поздние сроки.
Такой внезапный переход на непривычный формат работы не мог пройти гладко. Профессорско-преподавательский состав университета неоднороден, одним сотрудникам без труда удалось приспособиться к онлайн-преподаванию, другим же тяжело полностью интегрироваться в такой формат обучения. В МГРИ для преподавателей создали методические рекомендации по работе в дистанционном формате, также им помогают технически организовывать работу. Была открыта «горячая линия», куда могут обратиться и преподаватели, и студенты: ежедневно приходят более 30 обращений.
«Дистанционная работа сопряжена не только с техническими проблемами, она более трудоемкая и многоаспектная, чем очная. Здесь своя специфика в подаче материала, выборе эффективных методов обучения для инженерных кадров, текущем контроле обучающихся. При этом многие вопросы даже более успешно решаются именно в дистанционной форме, например, индивидуализация обучения», — отметила Мария Фролова.
Когда студенты вернутся в вузовские аудитории — вопрос открытый. Однако это произойдет. По предположению Марии Фроловой, с обратным переходом к офлайн-обучению больших проблем не возникнет. Разве только вновь придется психологически адаптироваться к более строгому графику обучения. Но ясно, что после освоения такого опыта образование не будет прежним.
«Этот период совершенно точно даст толчок к качественным изменениям во взаимоотношениях между преподавателями и студентами, — уверена Мария Фролова. — Наши преподаватели будут обладать всем арсеналом навыков работы с применением интернет-технологий. Студенты станут более организованны и ответственны. Также мы приблизим их к основной цели современного образования — к умению работать с информацией и самосовершенствованию. Любое развитие идет через преодоление трудностей».
«Живое общение со студентами предпочтительнее. Как говорил мой научный руководитель, знания передаются из уст в уста»
Однако в новых условиях преподавателям пришлось приспособиться передавать знания «из экрана в экран». Для кого-то дистанционные занятия были не в новинку, но создавать такие обширные курсы педагогам не приходилось. Хотя опыт показался многим преподавателям интересным, они уверены: обучать таким образом специалистов-геологов очень сложно. МГРИ готовит практиков, и порой дистанционная форма негативно сказывается на качестве их обучения.
С переносом всего процесса обучения на портал stud.mgri.ru преподавателям пришлось перестроить систему работы и заданий с учетом ограничений и преимуществ электронной среды. И учиться справляться с техническими неполадками. Непросто также оказалось «включить» сознательность студентов и приучить их выполнять дистанционные задания в установленный срок. Никуда не делось и списывание. Некоторые педагоги отмечают, что оценить работу студента онлайн бывает сложнее, чем при очных занятиях.
Больше всего преподавателям недостает личного контакта с ребятами. В аудитории сразу видна их реакция и можно почувствовать, понимают они материал или нет. К тому же, не все виды взаимодействия со студентами можно использовать в онлайн-формате: например, прочитать лекцию с использованием презентации либо доски, или поработать с почвенными образцами, или дать задания на миллиметровой бумаге, которые просто невозможно проверить по фотографиям.
По сравнению с очным образованием, дистанционное, к сожалению, во многом проигрывает. Но не во всем. Главный плюс, по мнению преподавателей, — не надо тратить время на дорогу. Освободившиеся часы можно использовать продуктивнее. Также педагоги говорят, что теперь стало проще отслеживать индивидуальные результаты студентов. Положительным моментом отмечена возможность работать из любой точки: домашняя обстановка никак не мешает сосредоточиться.
В сложившейся ситуации дистанционное обучение — единственный выход, и хорошо, что он есть. У студентов есть возможность учиться, образовательный процесс почти не нарушен — и это немаловажно. А настрой на работу у преподавателей, как и прежде, один — сеять разумное, доброе, вечное.
Любопытно узнать, что же думают сидящие «по ту сторону экрана» студенты.
Ребята признались, что разобраться с сайтом stud.mgri.ru им было непросто. Но эти сложности позади. Студенты постепенно учатся самоконтролю и дисциплине, привыкают работать даже в условиях, когда что-то или кто-то постоянно отвлекает и мешает сконцентрироваться. Но почти все отмечают, что до сих пор не могут привыкнуть к возросшему количеству заданий.
Студентам тоже некомфортно из-за отсутствия прямого общения с наставниками. Кому-то сложно вникать самостоятельно в непростой материал, с которым и при обычных условиях обучения бывает нелегко разобраться. Кому-то не хватает энергетики таких педагогов, кто заражает на своих занятиях интересом к предмету; теперь учеба стала безэмоциональной. Тяжело приходится и без практической работы с оборудованием, горными породами, моделями и т. д.
Хотя ребята и сходятся во мнении, что учиться офлайн лучше, они не отрицают, что некоторые дисциплины лучше осваивать дистанционно — это будет быстрее, а свободное время можно потратить на более сложные предметы или на саморазвитие.
И преподаватели, и студенты соскучились по вузу — будем надеяться, что они встретятся в учебных аудиториях уже скоро.