Найти тему
МЕЗОН

ШЕДЕВРЫ ШЕХТЕЛЯ НА ПАТРИКАХ

Бывший особняк Зинаиды Морозовой, построенный в 1893-1898 годах. Именно эта первая крупная работа Шехтеля положила начало его славе.

  Федор Осипович Шехтель (1859-1926) – выдающийся архитектор конца Х1Х – начала ХХ века, представитель стиля модерн.
Федор Осипович Шехтель (1859-1926) – выдающийся архитектор конца Х1Х – начала ХХ века, представитель стиля модерн.

Первыми самостоятельными работами в начале творческого пути архитектора были частные дома и загородные усадьбы в Рязанской губернии, Подмосковье и других местах.

С 1900 года он увлекается стилем модерн. После Международной выставки в Глазго, где он был автором ансамбля российских павильонов, он был удостоен почетного звания академика архитектуры. Антон Чехов, с которым Шехтель дружил, называл его «талантливейшим из всех архитекторов мира».

Памятник-бюст Шехтеля установлен около входа на Ярославский вокзал. Его имя присвоено проезду между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком, в честь архитектора названа малая планета , в 1915 году выпущена серебряная монета номиналом 25 рублей, посвященная Ярославскому вокзалу, и на ней изображен Шехтель.

Памятник-бюст Шехтеля
Памятник-бюст Шехтеля

Здание Ярославского вокзала считается одним из выдающихся творений Фёдора Шехтеля. Он сумел совместить элементы древнерусского зодчества с декором в стиле модерн. Особую схожесть с теремом строение приобретает за счёт соединения разных архитектурных объёмов. Благодаря такому приёму с разных точек обзора формируются уникальные образы строения, единым компонентом которых является левая башня. По задумке архитектора она и вестибюль стали основными вертикальными осями Ярославского вокзала. Их значимость подчёркивает форма кровель: над вестибюлем возвышается гребневидная крыша, а башню венчает высокий шатёр

Ярославский вокзал
Ярославский вокзал

В районе Патриарших прудов сохранился ряд зданий, построенных по проектам Шехтеля.

По адресу: улица Спиридоновка, дом 17, расположен Дом приемов МИДа (внутрь него можно попасть только в дни Всемирного наследия). Это бывший особняк Зинаиды Морозовой, построенный в 1893-1898 годах. Именно эта первая крупная работа Шехтеля положила начало его славе.

-4

Особняк был подарком Саввы Морозова жене Зинаиде, которую он увел у собственного двоюродного племянника, на годовщину свадьбы.
Сам Савва был англоманом и хотел построить оригинальный дом с элементами английской готики. Шехтель разработал проект за два месяца, но до 1894 года он не имел права на самостоятельное ведение строительных работ, поэтому разрешение на строительство было получено архитектором И. Кузнецовым. Но Шехтель вел постоянный архитектурный надзор. Сразу после завершения строительства дом вызвал широкое обсуждение общественности, газеты называли его «новым чудом».

-5

Стрельчатые окна, устремленные вверх башенки, зубцы крепостной стены над входом, окна-розы напоминают средневековый английский замок. Украшают особняк химеры, изображения львов, маскароны. В интерьерах дома Шехтель соединил готику с ампиром, классикой и стилем барокко. Панно, витражи и скульптурная композиция у главной лестницы выполнены Михаилом Врубелем, он же создатель трех панно («Утро», «Полдень» и «Вечер») для Курительной комнаты. Знаменитый «рыцарский камин» является украшением столовой. Уникальна деревянная резьба в нескольких комнатах. Овдовев, Морозова продала свой дом М.Рябушинскому, изменившему лишь одну комнату, для которой художник К.Богаевский написал три панно – «Даль», «Скала» и «Солнце».

-6

В 1896 году Шехтель построил в Ермолаевском переулке,28 стр.1, дом, напоминающий одновременно и замок, и русскую избушку. Участок земли был небольшой, для внутреннего двора не осталось места. Он писал Чехову: «Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли синагогу». Это был его собственный дом, на мозаичном панно, украшающем здание, сохранились буквы F и S –инициалы архитектора. Центральная ось здания – парадная лестница, вокруг нее расположены остальные помещения. Позже он с северной стороны дома пристроил двухэтажную мастерскую.

Многие известные люди – Врубель, Левитан, С. Морозов, Собинов и др. – бывали в гостях в этом оригинальном строении. В 1910 году семья Шехтеля переехала на Большую Садовую, а дом приобрела купчиха Дунаева. После революции в нем некоторое время проживал нарком просвещения РСФСР А.Бубнов, располагались разные организации. С 1944 года дом находился в ведении Наркомата иностранных дел, сейчас здесь резиденция послов Уругвая. Особняк открыт для посещения в дни исторического и культурного наследия.

Ермолаевскй пер., д.28 стр.1
Ермолаевскй пер., д.28 стр.1

Еще одно выдающееся творение Шехтеля, расположенное на Патриках, – особняк Рябушинского (Малая Никитская, 6 – Спиридоновка, 2). Городская усадьба построена в 1900-1903 годах. Один из ярких примеров модерна в русской архитектуре. Предприниматель Рябушинский восхищался творчеством Шехтеля, поэтому поручил ему строительство своего дома. Заказчик хотел, чтобы дом располагался внутри участка, на котором предполагалось также разместить хозяйственные постройки: конюшню, кладовую, дворницкую, прачечную. Для многих зданий модерна характерно выделение центра, из которого здание развивается в стороны и ввысь. Таким центром особняка Рябушинского является удивительной красоты парадная лестница в форме волны. Внутреннее стилистическое оформление дома символично: первый этаж – подводный мир, второй – воздушный, третий – горный.

Малая Никитская, 6
Малая Никитская, 6

Продуманы мельчайшие элементы декора, дверные ручки сделаны в виде морских коньков, паркетный пол напоминает морские волны. Верхняя часть здания украшена мозаичным панно с изображением орхидей. Решетки окон напоминают вьющиеся ветки дерева, интересны созданные из спирали глаза сов на балконе. Дом был оборудован системой кондиционирования и лифтом, соединявшим столовую с кухней в подвальном помещении. На втором этаже дома находилась богатейшая коллекция икон, на третьем этаже Рябушинский устроил реставрационную мастерскую и пригласил работать известных реставраторов. Там же была скрыта от посторонних взглядов старообрядческая церковь. Сейчас несколько икон из коллекции находятся в Третьяковской галерее.

Спиридоновка, 2
Спиридоновка, 2

После революции владелец особняка эмигрировал, дом перешел в собственность государства. В течение многих лет в нем находились разнообразные организации, даже специализированный детский сад. В 1931 году в доме поселился вернувшийся из Италии Максим Горький. Он, правда, не сразу согласился жить здесь, считая особняк «нелепым». Гостиная была превращена в библиотеку, один из двух кабинетов на первом этаже стал спальней. Смущавший писателя камин с полуобнаженной женщиной-бабочкой убрали, и следы его затерялись. В 1965 году состоялось открытие в особняке музея Горького.

Одно из самых красивых зданий Москвы находится в Трехпрудном переулке (дом 9). Оно было построено Шехтелем в 1900 году специально для типографии товарищества А.Левенсона. Сначала издательство выполняло мелкие заказы, позже начало печатать газету «Новости дня». Со временем «Товарищество скоропечатни А.Левенсона и Ко» стало одним из лучших издательств в Российской империи. Здесь, к примеру, вышла первая книга А.Чехова. Издательство просуществовало до 1917 года, дом –объект культурного наследия федерального значения - сохранился до сих пор. Комплекс состоит из двух частей – корпус издательства и производственный корпус, построенный с применением самых передовых в то время технологий. Здание типографии четырехэтажное, на каждом этаже свой цех. Небольшой замок в романо-германском стиле - административный корпус.

Трехпрудный пер., д.9
Трехпрудный пер., д.9