Я составила подборку из недавно прочитанных книг, в которых главные герои – дети или подростки. Я решила не включать в подборку такую классику, как «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга или «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» Диккенса, оставив в ней только книги, написанные в XXI веке.
1. Оливье Бурдо, «В ожидании Божанглза»
Прекрасная трагикомедия рассказывает о яркой жизни одной семьи: взбалмошной мамы, серьезного и готового на все ради семьи папы, их маленького сына и домашней журавлихи по кличке Мадам Негоди. По семейной традиции каждый вечер они включают пластинку с записью песни Mr. Bojangles в исполнении Нины Симон и танцуют под нее, забывая в этот момент о всех заботах. Их жизнь похожа на безудержно веселую вечеринку, за которой, к сожалению, вскоре последует тяжелое похмелье. Повествование ведется от лица сына, но чередуется с записями об описываемых событиях из дневника его отца. Дневник отца показывает детали, которые ускользнули от мальчика и которые меняют отношение читателя ко всей истории.
Бонус: после прочтения возникает неудержимое желание постоянно слушать песню Нины Симон - Mr. Bojangles.
2. Джон Бойн, «Мальчик в полосатой пижаме»
Действие книги разворачивается в период Второй мировой войны. Ужасы военного времени в ней показаны глазами 10-летнего немецкого ребенка, оберегаемого заботливыми родителями от страшных реалий. Из-за юного возраста и наивности мальчик не всегда может верно интерпретировать события, не видит очевидных логических связей между ними, его взгляд и мысли сконцентрированы на благополучной жизни его семьи и ближайшего окружения. Однажды у мальчика появляется тайный друг, общение с которым приведет к событиям, которые полностью изменят мир его семьи. Книга не претендует на достоверность исторических событий, а главный герой слишком наивен для своих 10 лет, но роман «не отпускает» несколько дней после прочтения и заставляет задуматься о многих вопросах.
3. Фредрик Бакман, «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»
Вслед за романом «Вторая жизнь Уве», шведский писатель Фредрик Бакман выпустил «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения». После смерти своей эксцентричной бабушки 8-летняя Эльза, выполняя ее последнее поручение, узнает много нового об умершей родственнице и раскрывает тайны своей семьи, соседей и владельца многоквартирного дома, в котором они все живут. Эльзу окружает множество колоритных персонажей: неуверенный отец, добрая, но уставшая мать, сварливый сосед, старая перечница, страшный монстр… Узнавая ближе своих соседей и их истории, Эльза получает множество жизненных уроков, освобождается от груза обиды, принимает потерю близкого человека и находит друзей.
4. Мариам Петросян, «Дом, в котором…»
Почти все события книги происходят в едином пространстве – доме-интернате для детей и подростков. Роман рассказывает о жизни в закрытом обществе, где есть свои группы, вожаки, аутсайдеры, многолетние конфликты, свои нерушимые правила, традиции, история, а также свой мистический мир. Основные темы книги: адаптация в коллективе, жизнь в замкнутом обществе, выбор – жить в мире иллюзий или предпочесть реальность. Произведение можно отнести к романам воспитания, т.к. читатель знакомиться с большинством героев, когда они еще дети 8-10 лет, а действие романа заканчивается, когда они уже подростки или взрослые люди. Многие из героев изменились, приобрели большой жизненный опыт, изменили свое отношение друг к другу и к дому, в котором они живут. В романе есть мистика и элементы фантастики.
5. Маркус Зусак, «Книжный вор»
Действие книги начинается в нацистской Германии, где главная героиня, 8-летняя Лизель, пережив смерть близких, попадает в приемную семью. Книга повествует о том, как строятся ее отношения с приемными родителями, о дружбе с соседским мальчиком, о необычном хобби девочки – воровстве книг, и о еврейском подростке, которому ее приемные родители предоставили убежище. Война, холокост, идеи нацизма становятся фоном событий, но не являются центральной темой романа, книга рассказывает о дружбе, любви и сострадании. Даже сама Смерть, от лица которой ведется повествование, сочувствует людям. Книга легко читается, но в некоторых местах раздражают высокопарные рассуждения Смерти о людях, а также странноватые сравнения и метафоры, которые скорее всего должны были служить проводником в мир детской непосредственности и богатого воображения, и иногда они действительно забавны, но чаще вызывают недоумение и раздражение.
Цитата из книги:
– Пусть они вернутся живыми, – повторяла она. – Господи, прошу тебя. Все они. – Даже морщинки вокруг ее глаз складывали ладони.
Чтобы не пропустить новые статьи о книгах, подписывайтесь на мой Телеграм-канал, куда я буду присылать уведомления: https://t.me/Brodsky_left_the_room