Наверняка многие помнят знаковый момент из культового советского сериала о Шерлоке Холмсе, когда красавица и роскошная женщина Ирэн Адлер выходит из своего особняка на Брайени-Лодж и производит неизгладимое впечатление на тонкую натуру знаменитого лондонского сыщика.
Этому эффекту способствовала и сама очаровательная актриса, и замедленный кадр, и романтичная музыка, и внешний антураж "изящной двухэтажной виллы", кусочка элегантной Англии, воссозданной на Питерской земле.
Надо сказать, что сам особняк являлся непосредственным участником сюжета под названием "Скандал в Богемии": там прятали ценные доказательства, за которыми шла охота; предпринимались специфические уловки, чтобы проникнуть во внутрь дома и даже была угроза поджога, хитроумно сымитированная другом и соратником Холмса, Доктором Ватсоном …
Какое же здание выбрали на ответственную роль дома блистательной Ирэн Адлер?
Особенная женщина должна была жить в особенном месте и именно поэтому для натурной съемки был выбран особняк, представляющий собой оригинальный образец деревянного зодчества в стиле модерн, дача Гаусвальда на Каменном острове.
Откуда же появилось это здание на Питерской земле и как сложилась его судьба?
Сегодня я предлагаю подробнее узнать его историю.
Дом был построен в конце 19 века на Каменном острове, на углу Большой и 2-й Березовой аллеи. Над проектом "колдовали" молодые архитекторы Василий Шане и Владимир Чагин, ведь им предстояло соорудить нечто выдающееся для жены известного "булочного магната" Евгении Карловны Гаусвальд, а именно,дачу для загородного отдыха (прошу заметить, что дом строился для женщины).
В фильме о Шерлоке Холмсе это здание играло роль доброй старой Англии. И если бы судьба распорядилась иначе, дача Гаусвальд так и осталась лишь на кадрах кинопленки. С 1994 года она стояла практически заброшенной.
Здание представляет собой законченный образец стиля Модерн, так сказать, все его эстетическое совершенство.
В архитектуре особняка ярко прослеживаются, как английские, так и баварские мотивы. А сам он отчасти напоминает пряничный домик. И это не случайно: ведь заказчиком был известный на весь Петербург "булочных дел мастер".
Память о первых хозяевах сейчас в доме не найти. В 1918 году в особняк приехали малолетние преступники: здесь была организована детская колония имени Луначарского.
В полном соответствии с модным тогда лозунгом: "Мир хижинам - война дворцам!" они стали нести на рынок ВСЕ, и мебель, и детали интерьера; выламывали даже витражи и изразцы. "Хозяйничали" они здесь вплоть до 1923 года.
Далее, продолжительное время в здание размещался Санаторий -Профилакторий Ленинградского металлического завода.
Во время реставрации, предпринятой городскими властями для сохранения уникального здания, на чердаке, под половицами, в стенах и просто под обоями, везде можно было найти следы ушедших эпох.
Сейчас особняк радует глаз свежестью красок и неповторимостью стиля раннего модерна.
Кстати, его "кинокарьера" впечатляет: он успел также "сняться" у Яна Фрида в двух его работах "Летучая мышь" и "Дон Сезар де Базан", тем самым пополнив свое портфолио австрийскими и испанскими колоритами!
Кто знает, сколько новых "образов" ему еще предстоит сыграть!!!