Приветствую всех, кто читает данную статью)
Сегодня предлагаю разобраться, что такое речевой образец и шаблон, а также что из этого полезнее в обучении иностранному языку.
Речевой образец - это типовое предложение, представляющее собой коммуникативную и ситуативную реализацию грамматической структуры в речи (https://helpiks.org/6-14505.html )
Шаблон - принятый образец, которому слепо подражают (https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%88%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD )
Речевые образцы активно вводятся с самого начала обучения. Например, I’m /I’m not … - я (являюсь)/ я не (являюсь) Зная этот образец, можно многое рассказать о себе: имя, национальность, возраст, характер. Можно попробовать. I’m Helen. I’m 36. I’m Russian. I’m a teacher. I’m kind and caring. Дальнейшая составляющая речи, конечно, зависит от словарного запаса. Но изучение и запоминание новых слов – это в интересах самого обучающегося.
I’ve got / I haven’t got (у меня есть/ у меня нет) Этот образец поможет рассказать о семье, друзьях, питомцах, внешности, иных предметах, находящихся в собственности. I’ve got a large family and a lot of friends. I’ve got a big house with four rooms. I haven’t got pets.
I can/I can not (я умею/не умею), I like/ I don’t like ( я люблю/не люблю) тоже полезные речевые образцы. Овладев хотя бы ими и стандартным набором слов уже можно изъясняться на английском языке.
По мере обучения речевые образцы усложняются, что делает речь более разнообразной и насыщенной.
Обратимся теперь к шаблонам. Шаблоны тоже играют значительную роль для изучающих иностранный язык, особенно для тех, кто выбирает его для сдачи в форме ОГЭ, ЕГЭ. Как бы странно это ни звучало, но залог успешной сдачи некоторых частей экзамена – это знание шаблонов и умение их применить. Так, например, личное письмо. Знание шаблона письма и добавление нескольких речевых образцов поможет успешно справиться с заданием. Во-первых, это даст определенное количество слов ( мы знаем, что в письме важны объем и решение коммуникативной задачи) , во-вторых, в условиях ограниченного времени и стрессовой ситуации не нужно придумывать каждый раз что-то новое, потому что шаблон подойдет под любую тему. Или , скажем, описание картинки в устной части. Тоже существует ряд «дежурных фраз», выучив которые можно надеяться на получение достаточно высоких баллов. Поделюсь некоторыми из таких фраз.
1. В письме.
Dear …. ,
Thank you for your letter. I’m always happy to get letters from you.
(main part)
Well, that’s all for now. Write back soon .
Best wishes,
name
2. В устной части (описание картинки). Подойдет и для ВПР (!)
Let me speak about the picture.
In the picture I can see … ( что видим одно-два слова)
In the foreground I see…. (кого/что видим, что происходит)
In the background I see… (кого/что видим, что происходит)
I like the picture because in reminds me about….. ( одно –два слова, причем чаще всего соответствующие началу описания)
That I what I wanted to say.
Поскольку задания устной части в 9 и 11 классах отличаются, то и шаблоны, конечно, имеют различия. На эту тему напишу отдельно.
Таким образом, речевые образцы и шаблоны имеют свои функции в формировании коммуникативных навыков. На мой взгляд, эффективнее работают речевые образцы. Что думаете Вы?
Желаю всем добра)